Страница найдена
- Публикатор: Ксения Зотова (ksusha)
- Текст: Ксения Зотова
-
КсенияМногие считают, что культура и менталитет России не приемлет комфортного существования для ЛГБТ сообщества. Вы согласны с этим?
-
ЛенаЯ с этим, конечно, не согласна. Мне кажется, что в России нет какой-то особенной специфической культуры, которая бы не принимала ЛГБТ сообщество. Мне кажется, что негативное отношение к ЛГБТ в основном подкрепляется сверху. Люди в целом, как мне кажется, равнодушны. Если их эта тема не касается, то им все равно. В 2012-2013 года началась вся эта антигейская истерика, начали приниматься законы о запрете пропаганды, очень многие СМИ начали обсуждать эту тему. Когда людям задали вопрос «А как ты к этому относишься?», (а, как мы знаем, когда мы что-то читаем, у нас формируется определенная точка зрения), они слышали слово «пропаганда», вставали на дыбы, читали разные «пугалки» о том, что геи, лесбиянки совращают детей, и у многих, таким образом, появилось именно негативное отношение. Плюс, этот закон, как мне кажется, достаточно сильно подлил масла в огонь. Он, если вы помните, запрещает пропаганду, а это слово очень негативно заряжено.
У нас сейчас, если я не ошибаюсь, в кодексе об административных правонарушениях есть три статьи, запрещающие пропаганду чего-либо: 1) статья, запрещающая пропаганду нацистской символики и ее публичной демонстрации; 2) статья, запрещающая пропаганду употребления наркотических веществ; 3) статья, запрещающая пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Для всех очевидно, наверное, что наркотические вещества – это плохо, нацисты – это плохо, и тут – запрещают пропаганду ЛГБТ. Если пропаганда чего-то запрещена, значит, это плохо, логично? Вполне логично, иначе, зачем ее запрещать? И вот это все собралось в кучу, таким образом, появилось негативное отношение.
Плюс, я думаю, сильно повлияли СМИ. Когда был принят этот закон, многие из них решили не публиковать ничего: ни нейтрального, ни положительного на тему ЛГБТ. Я не раз с этим сталкивалась за 7 лет, которые занимаюсь активизмом. Бывало, что обращались журналисты, говорят: «Хотим взять у вас интервью». Я даю интервью, и оно не выходит. Я спрашивала: «А что такое?». Они говорят: «Ну вот, мы подумали, поговорили с юристами, с главным редактором и решили, что в таком виде это нельзя публиковать, потому что это не плохая информация, а обыкновенная, нейтральная, или даже положительная. едеПоэтому нет». Ну, если нет нейтральной или положительной информации, то в СМИ, значит, останется одна отрицательная. И это тоже влияет на людей.
Среди всех причин, которые я назвала, нет ничего такого, что можно было бы назвать «специфической российской особенностью». Если посмотреть на США, например, в 50-60-е годы, у них все было точно так же: был закон, запрещающий геям работать в школе, была точно такая же риторика, что они «придут и совратят наших детей» и так далее. Мы не идем каким-то особенным, специальным российским путем - мы идем тем же самым путем, каким шли все консерваторы. Ну и, конечно, хотелось бы надеяться, что в итоге мы придем к чему-то более человечному. - Ксения
Как вы думаете, сколько на это времени уйдет?
- ЛенаЯ не люблю делать прогнозы. Я не политолог, это надо спрашивать у Екатерины Шульман. Это зависит во многом, как мне кажется, от нашей политики, от того, кто будет стоять у нас во главе страны.
-
КсенияА что вообще попадает под термин «пропаганда»?
-
ЛенаЭто замечательный вопрос! Ну, вообще, этот термин настолько расплывчатый, что под него может попасть все что угодно. Какое-то время назад я изучала решения судов по всем оштрафованным по статье 6.21КоАП РФ. Ну, чтобы понять, за что их штрафуют. И там были совершенно разнообразные случаи. Одного активиста оштрафовали за плакат, с которым он вышел на публичный пикет. Главного редактора какой-то газеты оштрафовали за интервью с учителем-геем. Еще одно главного редактора оштрафовали за какую-то совершенно фривольную статейку про каких-то там любовниц. Молодого человека, который находился в местах лишения свободы, оштрафовали за то, что он переписывался с несовершеннолетним на какие-то интимные темы и тоже по этой статье.
Меня штрафовали по этой статье за то, что я не удалила комментарии в группе «Дети-404», которые, по мнению суда, содержали пропаганду. Комментарии были самые обыкновенные. Там не было написано, что быть геем – это лучше, чем быть гетеросексуалом, или «примыкайте все к нашему голубому движению!», ничего такого. Просто обыкновенные комментарии поддержки, каких у нас в группе десятки тысяч. Непонятно. Если смотреть, за что штрафуют – штрафуют за все подряд. И люди, которые боятся, закрывают группы от несовершеннолетних, перестают заниматься активизмом, с какой-то стороны они правы, потому что, чтобы застраховаться от этого штрафа, нужно просто ничего не делать. Иначе никак. Все вот так вот расплывчато, и мне кажется, что это сделано нарочно.
-
КсенияКак вы считаете, как понять, что среда для камин-аута в семье благоприятная?
-
ЛенаЕсли говорить о подростке, то я вообще не рекомендую совершать камин-аут в семье, пока существует зависимость от родителей материальная и эмоциональная. Тут и деньги, и мама с папой сильно расстроятся. Но вообще, по моим наблюдениям есть кое-какие признаки, которые говорят о том, может тебя принять человек или нет. Вообще человек, не только родитель. Друзья, например, принимают подростков намного чаще, чем родители.
Если человек ксенофобен, то есть с неприязнью или пренебрежительно отзывается о какой угодно группе людей, будь то, женщины, эмигранты, бездомные или ВИЧ-положительные, называет кого-нибудь «дауном» или «тупой бабой» - это повышает вероятность того, что человек вас не примет. Самый понятный и прямой признак – это дружественность к ЛГБТ. Это тоже легко выяснить. Можно спросить прямо: «Как ты к ним относишься?», либо посмотреть вместе фильм, где, предположим, есть гомосексуальный герой или героиня. По реакции уже будет понятно стоит говорить или нет.
Если говорить конкретно о родителях, а не о людях в общем, то можно обратить внимание на то, какие отношения в семье. Например, в некоторых семьях родители не уважают приватность детей – лезут в телефон и письменный стол, читают дневники и так далее. Это, конечно, тоже минус в столбик «Стоит ли мне открываться». Еще признак – уважение. Если в семье его нет, и к мнению ребенка вообще не прислушивается, все время говорят: «Ты меня слушайся, потому что я старше», «Ты будешь делать так, как я скажу», то это тоже минус в столбик «Стоит ли открываться». С великой вероятностью вам скажут, что вы вбили себе в голову какую-то ерунду и так далее. Ну, конечно же, если родители агрессивны и проявляют физическое насилие, или пьют, или принимают наркотики. Ну, все очень индивидуально, правда. И не всегда эти признаки работают, потому что, судя по многим письмам, которые к нам приходят, иногда бывают довольно абсурдные ситуации, когда, предположим, девочка-лесбиянка открылась матери, потому что у матери были подруги-лесбиянки. И она [дочь] подумала: «Она меня точно поймет, она же с ними дружит!». Но мама в ответ сказал: «Ну, уж нет, извини, ты такой не можешь быть. Мне все равно, пока это не касается моей семьи. Мои подруги – не касаются, а ты такой не будешь, потому что ты моя дочь. Так что давай, исправляйся». Нет на 100% работающего рецепта. - Ксения
Что бы вы посоветовали подростку, который под влиянием гомофобной среды никак не может определиться, относится он к ЛГБТ или нет?
- Лена
Я бы посоветовала не бежать впереди паровоза. Я не очень люблю выражение «не вешайте на себя ярлыки», потому что оно немножко обесценивающе звучит. Я знаю, что кому-то важно самоопределение, важно найти для себя слово. Но если тебе от 12 до 16 лет, у тебя еще не очень большой жизненный опыт - опыт отношений с другими людьми, опыт чувств к другим людям, ты вообще знаешь не такое большое количество людей! Это может быть твое окружение в школе, может быть кружок, это не очень много. Дальше будет больше! И, может, ты пока не понимаешь, кто ты, потому что у тебя пока не хватает опыта, а не потому, что ты недоразвитый или тупой.
Например, аналогия: если к пятикласснику подойти и сказать: «Ответь мне прямо сейчас, кем ты будешь в будущем». Не «кем ты мечтаешь стать», а вот именно «кем ты будешь?». Понятно, что никто не скажет уверенно. А если и скажет, то ошибется, скорее всего. Вот для меня эта попытка найти для себя слово слишком рано с чем-то таким сравнима, потому что ты еще не можешь ответить для себя на этот вопрос, тебе еще чего-то не хватает. Это значит, что надо просто успокоиться и жить дальше. Все нормально. Слушать себя, вступать в отношения или не вступать, думать, кто у тебя какие чувства вызывает, с кем тебе нравится рядом находиться. Просто постараться действительно не бежать впереди паровоза. Ничего ужасного не случится, если ты сейчас не определишься, не найдешь какое-то слово. Значит, ты найдешь его потом, а может – тебе вообще это слово не нужно. Такое тоже бывает и это нормально.
-
КсенияС какими вопросами к вам чаще всего обращаются в группе или в личных сообщениях?
-
ЛенаЧаще всего пишут с вопросами: 1) помогите понять кто я (как раз вопросы самоопределения); 2) помогите, совершать ли камин-аут (перед другом/подругой, объектом влюбленности, родителями); 3) о, боже мой, я совершил камин-аут, теперь все плохо, что мне делать? Бывает еще более редкая категория, очень приятная: «Я к вам обращалась/обращался столько-то лет назад за советом, а теперь у меня все хорошо и я хочу поддержать людей, поделиться опытом». Это вообще очень круто, приятно каждый раз такие письма читать. Но в основном – такие вот три категории: 1) самоопределение; 2) совершать ли камин-аут; 3) и как справиться с проблемами после камин-аута. Иногда не после камин-аута – часто людей просто подозревают в принадлежности к ЛГБТ и из-за этого начинают травить. Но это одна группа писем, потому что они содержат общую проблему: травля, неприятие, насмешки, угрозы и так далее. Ну, остальные, пожалуй, темы более редкие. Там уже какие-то более конкретные ситуации, например, влюбленность в педагога или в кого-то, кто намного старше.
- КсенияНасколько распространена суицидальность среди ЛГБТ подростков?
- Лена
Достаточно часто многие упоминают в письмах, что об этом думали или даже совершали попытки суицида. Я раньше собирала какую-то статистику, сейчас уже, наверное, не найду. Ну вот, насколько помню, американские психологи или психиатры проводили исследование и выяснили, что ЛГБТ подростки намного чаще думают о самоубийстве, чем гетеросексуальные. У них к обычным подростковым проблемам прибавляется внутренняя гомофобия и внешнее неприятие общества, либо конкретно - от семьи или друзей.
-
КсенияНедавно вашему проекту исполнилось 7 лет. Как вы оцениваете весь проделанный труд?
-
ЛенаНа твердую пятерку! Мы все эти 7 лет работали, у нас иногда немного менялся админ-состав, продолжали публиковать письма, контролировать комментарии, вроде пока у нас неплохо получается! Особенно если вспомнить, что мы некоммерческий проект, то есть существуем совершенно без денег, в отличие от работы ЛГБТ организаций, например. Я думаю, мы делаем все, что можем. И этого уже достаточно!
Комментарии:
Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...