Наверх
Герои

Спасти мир? Да, легко!

Когда помощь ближнему стала смыслом жизни
29.04.2018
Если у тебя профессия – спасатель, то план по добрым делам, отмеренный на одну душу среднестатистического человека, и так будет перевыполнен с лихвой. Екатерина Баликоева из Благовещенска Амурской области не ограничивается плюсом в карму, полученным на любимой работе, а и в мирной жизни неутомимо ищет тех, кому тяжело.
– Сколько себя помню, всегда рвалась кого-нибудь защищать. В детстве говорила соседским малышам, чтобы обращались, если кто обидит. Потом была череда собачек и кошечек, которых к ужасу мамы притаскивала домой. Во! Вспомнила! В девять лет написала в молодежную газету, что хочу помогать советами детям из семей, где с ними плохо обращаются. Что тогда могла насоветовать? Но, тем не менее, порыв был, – смеется Екатерина.
После школы она работала в праздничном агентстве, и не было лучшего задания, чем поучаствовать в благотворительном мероприятии.
Катя Баликоева считает своим кумиром доктора Елизавету Глинку
Революционерка Екатерина
Первая зрелая попытка защитить и добиться справедливости провалилась с треском, но шум от нее пошел знатный. Случилось это сразу после окончания педуниверситета.
Куда захочет устроиться выпускник, имея в кармане диплом этого вуза? Куда угодно, только не в учреждение, где нужно его педагогическое образование. Екатерина же нашла работу своей мечты (и это совсем не ирония) в детском отделении психоневрологического диспансера.
Сразу молодую воспитательницу поразило, мягко говоря, недоброжелательное отношение персонала к маленьким пациентам, но особенно возмутило, что в отделении игрушки были, но их детям не давали. В игровой комнате из развлечений был только телевизор.
Катя не выдержала и написала пост на одном из городских сайтах. В нем, не описывая каких-либо подробностей, просто попросила подарить отделению любые игрушки. Потом продублировала его на сайте информагентства, где из поста на форуме сделали главную новость. За столь смелый поступок последовала реакция руководства диспансера.
– Три дня стажировалась, на четвертый меня приняли и сразу сократили, – вспоминает Екатерина. – Расстроилась ужасно, мне так там нравилось! Полгода, наверное, отходила от этой истории, было очень тяжело. Хотела же, чтобы детям лучше стало.
Информационное агентство, на ресурсе которого было размещено обращение, взяло девушку под защиту. Общественность, назвавшая Катю «революционеркой в психиатрии», побудила активизироваться и правительство области, и прокуратуру. Проверяющие органы установили, что Катю сократили незаконно, нашли и нарушения в процедуре трудоустройства. Пока шли разбирательства ее пригласили на интересную работу, которая уже не была связана с педагогикой.
Тем не менее, где бы девушка ни трудилась, везде находила возможность организовать помощь нуждающимся. Нашла единомышленников в общественной организации «Мамонтенок», и является бессменной Снегурочкой во время новогодней акции «Коробочка надежды», проводимой для детей из кризисных семей.
Альбом на память о детстве
Недавно Катя придумала свой собственный проект. Побудила к действию привязанность к четырем ребятишкам из одной неблагополучной семьи. Несколько лет назад, поздравляя детей из неблагополучных семей, она вместе с волонтерами зашла в одну квартиру и ужаснулась: два худеньких малыша ползали по грязному матрасу. Еще двое детей из этой семьи в тот момент гуляли на улице. Окна в помещении были разбиты, все стены ободраны, тараканы гроздьями со стен валились. Матери дома не было.
Посмотрев на условия, в которых находились маленькие, девушка решила, что будет помогать этой семье. Нашла благотворителей, которые выделили средства на капитальный ремонт и мебель. Много времени проводила с непутевой матерью ребятишек: учила ее готовить, объясняла, что нужно наводить порядок. До последнего надеялась, что она возьмется за ум, ведь она не пила, детей по-своему любила и вполне могла бы наладить нормальную жизнь.
Ничего не помогло. В прошлом году мать лишили родительских прав, органы опеки изъяли ребятишек из семьи и разместили в благовещенском приюте «Мечта». К тому времени, в детках Катя души не чаяла:
– Они такие классные! Ласковые, смышленые, беззащитные. Естественно, навещала их в приюте. Забрать насовсем не могла, квартира у нас – совсем маленькая, и разместить шестерых детей (у меня своих двое) было бы трудно. Уговорила мужа оформить документы, чтобы брать детей на гостевой режим. Мы собрали кучу бумаг, прошли все инстанции, и когда получала разрешение, узнала, что их забрали приемные родители. Порадовалась, но и огорчилась, конечно, сильно, шла домой и ревела, как белуга. Мы с мужем полюбили детей, и если бы не наше положение, то они бы были с нами. Надеялась, что опекуны обязательно свяжутся со мной. Они знают, что есть Катя, которая долгое время участвовала в жизни этих детей.
Стала размышлять, как обратить на себя внимание, чтобы они посмотрели на меня и поняли, что я – обычный человек, и угрозы для их благополучия не представляю. У меня нет цели разрушить их жизнь, а просто хочу поддерживать отношения.
Вспомнила, что, когда мы ездили в детский дом фотографировать сирот для федеральной базы данных, ко мне подошла девочка Саша и стала спрашивать: «А можно мне с вами сфотографироваться? А фотографию забрать можно?». Подумала, а почему бы и не сделать ребятам альбомы с фотографиями? У каждого из нас, кто вырос в семье, есть детские снимки, пусть и у них останется память.
Начиная проект, девушка не ожидала, что получится так грандиозно. Предполагала, что на выходе будут скромные альбомы с прозрачными кармашками, в которых разместит распечатанные фото. В результате же удалось сделать качественные фото-книги: снимки сверстаны в единую композицию, использована хорошая бумага.
Все удалось сделать благодаря людям, которых Катя нашла в Инстаграме. Не успела запостить призыв, как пошли отклики от совершенно незнакомых людей. Ирина, которая была на Катю просто подписана, сразу перечислила 50 тысяч. Лиля из салона жалюзи «Вертикаль» сначала дала 15 тысяч, а потом еще пять, чтобы купили тортики для чаепития, заведующая Амурской ветеринарной лаборатории выделила 3500 рублей, друг семьи – 1000 рублей, какой-то неизвестный человек перевел 500 рублей.
Масштабными получились и съемки. Екатерина вышла на фотографа Сергея Поспелова, который привлек к проекту своих учеников. Они фотографировали и в детских домах и в студии. Когда возникла необходимость в дизайнере, подключила Марину Жарову. Все они отработали бесплатно.
Даже коллеги Кати Баликоевой из поисково-спасательного отряда города Благовещенска участвовали в проекте. Студия Сергея расположена на втором этаже, а среди воспитанников детского дома села Садового есть семь инвалидов-колясочников. Спасатели поднимали и спускали их с этажа на этаж. Некоторые из них в этот день отдыхали, но пришли и помогли.
Фотографировали детей из трех детских домов. Два из них девушка выбирала по территориальному признаку: приют «Мечта» и детский дом села Садового находятся в Благовещенске, третий – Поярковский – порекомендовала знакомая.
– Почти все фото-книги уже вручили. Нужно было видеть, как от счастья светились глаза ребят! И как жалко было тех, кто по разным причинам не смог сфотографироваться! Им такой же альбом обязательно сделаем, – уверена Екатерина. – В Поярковском детском доме на вручении устроили чаепитие, на котором поздравили парня и девушку, у которых в тот момент был день рождения.
Детская радость от обладания собственными альбомами с фотографиями дополнилась случаем, который Катя иначе как чудом не называет. На сайте агентства, которое оказывало информационную поддержку, были опубликованы фото страниц альбомов. На одном из них молодая женщина из Благовещенска узнала свою двоюродную сестру Анну, находящуюся в Поярковском детском доме. Мария связалась с Екатериной, которая ей помогла собрать документы, и каникулы Аня провела у сестры. Летом девочка уже приедет вместе с братом, который раньше постеснялся увидеться. Так два ребенка благодаря Кате соединились с родственниками.
Ребятишкам альбомы понравились
Мой человек
Каждая веха благотворительной деятельности знаменуется знакомством с ребенком, к которому Екатерина искренне привязывается. Восемь лет назад, когда она была аниматором и выезжала на праздники для детдомовцев, таким человечком стала четырнадцатилетняя Анютка. Катя упросила-уговорила директора под «честное слово» отпускать девочку с ней. Об оформлении документов речи не шло, слишком молодая была.
– Девочка мне запала в душу. Подружились с ней, и как-то так сложилось, что стала ее сопровождать и после детского дома. Устроила на работу в цветочный салон. Сейчас она вполне благополучный человек, старается, трудится, воспитывает ребенка, – рассказывает Катя Баликоева. – Общаясь с Анюткой, всегда подчеркивала, что направлю, подскажу, но за нее ничего делать не буду. Она до сих пор обращается ко мне, советуется.
«Коробочка надежды» преподнесла ей четверых ребятишек, тех самых, что натолкнули на мысль сделать собственный проект.
– Прошло несколько месяцев, и – тишина. Пыталась через соцсети выйти на новую маму, та не захотела общаться. Знаю, где они живут, но внедряться в семью, пока сами не позовут, не буду. С приемными родителями связывались мои знакомые. Они ответили, что пока не готовы знакомиться. Может, они думают, что начну детям напоминать об их матери. Нет, я ее не поддерживаю, – с грустью говорит Катя. – Не только я жду встречи с ребятами, мой муж очень полюбил их, мои дети тоже хотят их увидеть. Наверное, это моя несбыточная мечта…
Сам проект «Памятный альбом. Мое детство» подарил встречу с Дашей, и Катя не смогла пройти мимо этого знакомства и оформила документы на гостевой режим.
– Замечательная девочка! Даша – инвалид детства, но активистка, увлекается игрой в бочче. Почему именно она? Не знаю. С первой встречи прикипела душой, и поняла, что это мой человек. Даша тоже мне симпатизирует, – тепло отзывается о подопечной Катя. – Очень жаль, что не могу ее пригласить домой, так как инвалидная коляска не пройдет в двери квартиры, к тому же у нас очень узкий коридор. Но, как станет тепло, мы с ней обязательно будем гулять. Живя в Благовещенске много лет, она не видела набережной, никогда просто не бродила по улице. Нужно, чтобы девочка узнала об обычных детских развлечениях.
Все эти встречи натолкнули Екатерину Баликоеву на идею создания нового проекта. Пока он еще окончательно не оформился, но она уверена – реальное дело будет:
– Хочу, чтобы и у других детдомовцев были люди, которые могли бы поддержать, направить по жизни. Необязательно это должны быть приемные родители или опекуны, достаточно, чтобы наставники были всегда на связи.
Ребенку, обделенному вниманием взрослых, очень важно знать, что есть заинтересованный в нем человек, с которым можно поделиться своими проблемами, да просто рассказать, как прошел день. Им очень не хватает общения из этого мира.
Желательно, чтобы такое общение продолжалось и после выпуска из детского дома. Поддержка наставника поможет избежать многих ошибок, и адаптация в социуме пройдет легче. Мой новый проект будет связан с этим направлением.
У детдомовцев должны быть люди, которые могли бы поддержать, направить по жизни
Окружающие по-разному оценивают деятельность Кати. Некоторые думают, что если человек занялся благотворительностью, значит, ему что-то с этого нужно поиметь. Ее нет-нет, да и упрекнут в желании пропиариться. То же общение с Дашей, к примеру, вызвало у отдельных сограждан только раздражение.
– Если бы реально хотела получить пиар, то выбрала бы менее проблемного ребенка, – усмехается девушка. – С юности занимаюсь благотворительностью, но никогда не думала о корысти. Если бы у меня была куча денег, то не обращалась бы к народу. Вынуждают обстоятельства.
Есть и те, кто упрекает, что она занимается чужими детьми в ущерб собственным.
– Отчасти они правы. Если мне нужно, к примеру, ехать в Свободный, фотографировать детей для федеральной базы, сажусь и еду. Я понимаю, что мои дети в какой-то мере страдают, но я ничего не могу с собой поделать, – высказывает свое мнение Катя. – У моих дочки и сына есть я, папа, другие родственники, а детдомовские обделены именно семейными отношениями.
В семье по-разному относятся к бурной деятельности Кати. Ее мама недовольна частым отсутствием дочери, считает, что она должна в первую очередь помочь себе, и когда они встречаются, то стараются эту тему не поднимать. Муж ворчит, иногда грозит выбросить вещи, которые иногда собирает Екатерина для малоимущих и хранит дома, но все равно помогает.
– Если бы он относился, как мама, то мне бы сложно пришлось, – отмечает она. – Мой кумир – доктор Елизавета Глинка. Как и она, готова бросить все и лететь на любой континент, в любую страну, чтобы кого-то спасать. Муж однажды спросил: «Интересно, если б не было тебя, как бы жил этот мир?»

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...