Наверх
Репортажи

Мастера счастья на речке Юг

В Юго-Камском прошел Фестиваль отцов
29.09.2019
Идем по притоптанной луговой траве к палаткам. С нами такие же пилигримы с рюкзаками за плечами. Идут по указателям «Фестиваль». Фестивальный городок в этом году разместили на берегу реки Юг, ниже заводской плотины. Минут через двадцать в Юго-Камском начнется Фестиваль отцов — Мастера семейного счастья. 
Торговые ряды расположились с 8 утра. Продают то, что руками сделано, собрано, обработано. Дымит два самовара, чаем угощают. Девочки в сарафанах репетируют выход на сцену.

На сцене делают совместное фото уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Светлана Денисова и Совет отцов. Совет зовет местных общественников на круглый стол, обсудить летнюю акцию «Безопасное детство».

— Нет чужих детей, есть окружение моего ребенка, — рассказал председатель Совета отцов Сергей Большаков. — Не у всех детей есть отцы, которых можно назвать отцами, а у некоторых их просто нет. Если мы что-то организуем для своего ребенка — идем на рыбалку, проводим футбольный матч во дворе — привлечь, взять под контроль, под свое крыло и остальных детей, с кем мой ребенок контактирует, чтобы они были в зоне нашего внимания, были, как принято говорить в церкви, окормлены нашим отцовским участием.
Мы водим детей в школу, детский сад, отправляем в лагерь, видим улицу, детские и спортплощадки. Быть внимательным к тем факторам, которые могут угрожать безопасности ребенка. Увидеть, что футбольные ворота упадут, что на пути в школу стала собираться компания алкоголиков. Принять меры, объединиться с другими мужиками, поговорить с бомжами, чтобы они переехали, приварить калитку, зафиксировать и покрасить ворота.
Наша задача, чтобы отцы рядом с детьми были как можно чаще, жизнь их делали интересней, полезней и безопасней.

Летом Совет отцов планирует организовать дежурство на водоемах. В Пермском крае с начала купального сезона утонуло уже 6 детей. 
Тем временем, в речке Юг плещется с десяток детей, под присмотром взрослых. Солнце палит так, что через четверть часа кожа краснеет. Ищем укрытие в городке мастеров.

Резчик по дереву Павел Спехов расположился под навесом. За ухом карандаш, прищуривается. Мастер предельно сосредоточен: вокруг стола собрались мальчишки, а у него остро заточенные ножи и стамески.
Народный мастер Спехов делает печатные формы для пряников. Кто-то ухитряется в эти формы заливать мыло или карамель для леденцов.
— Откуда вы берете идеи для рисунков?
— Ездил по музеям, книги читал, искал.
— Получается, вы не просто используете фантазию, а занимаетесь реконструкцией форм?
— Да. Участвую в этнографических конкурсах, с музеями сотрудничаю, — мастер немногословен. — Некоторые музейные работы копирую.
— А какие рисунки на ваших формах?
— Традиционно животные, птицы. Сказочные рисунки есть, мифология — ответил мастер, — простая геометрия. Все, что в природе происходило, человек геометрическими рисунками объяснял.
Резчик по дереву, народный мастер Павел Спехов показывает мальчишкам, как держать стамеску и делать срезы
На печатных формах мастера рисунки, которые были распространены в Центральной России, на Русском Севере. Печатной формы хватает на 3-4 тысячи оттисков. Формы приобретают частные пекарни, только в Юго-Камском таких две.
Напросились вырезать ложки — благо, заготовки уже были. С непривычки трудиться пришлось три часа, не обошлось без порезов.
— Из какого дерева режете? — звучал над ухом частый вопрос. Дерево для резки используется лиственное, мягкой породы: липа, береза, осина. Иногда кедр. Инструмент для полукруглой резьбы и геометрической. Для резки стамеску обнимают ладонью, за два сантиметра до края лезвия, делают черпающие движения вдоль волокон.
— Здесь мастер-класс по резьбе? — спросил очередной посетитель.
— Да я уж не знаю, больше болтаю о резьбе, — ответил мастер и взялся за заготовку.

Слева раздается звон ножей: мужчины упражняются в метании оружия. Над фестивальным городком разносится:
— Голубкова невеста, Голубкова невеста!
— Что вы, бесстыдники, наделали! Без того у нас девку женихи обходят, а вы ее на смех поставили.
— Чтоб вам самим голубая змейка привиделась!
Мамы-пуговки краснокамской детской библиотеки показывают кукольный спектакль «Голубая змейка» Павла Бажова. К сцене потянулись семьи, папы на плечах дочек держат.
У оранжевой палатки специального гостя фестиваля поискового отряда «Лиза Алерт» оживление. Поисковики проводят с подростками занятие по ориентированию.

— Покажите мне азимут шестьдесят, — спрашивает поисковик с позывным Сойка. Десяток подростков окружили её с компасами в руках. — А теперь определите аварийный азимут.

Если в лесу по компасу ориентироваться, то по аварийному азимуту выйдешь обратно. В ту же самую точку вряд ли удастся вернуться, но на линейный ориентир — дорогу, ЛЭП или берег реки — выйти можно.

Пока мы ложки вырезали, поисковики провели участников фестиваля по маршрутам с поиском артефактов. Теперь ведут занятие для детей по ориентированию, а еще консультацию для родителей, что делать, если ребенок потерялся. На подобных массовых мероприятиях, кстати, совсем не редкость. В микрофон уже искали маму для потерявшейся девочки.
Поисковики Лиза Алерт проводят для подростков занятия по ориентированию на местности  
Сигнальной лентой организаторы оградили поле для первого в Пермском крае турнира по рубке шашкой «Казарла». Турнир организовал военно-исторический клуб «Камская Братина». Братина, кто помнит, это ковш, чаще деревянный, для вина, который пускали по кругу.

На турнире нужно было пройти круг из четырех заданий. На первом разрубить из четырех позиций вертикально висящий канат, затем сделать максимально большое число рубок лозы, разрубить баллон с водой на несколько частей и такой же баллон проткнуть. Существуют разные варианты заданий. Например, на лозу вешают шапку, и после удара шапка должна остаться на лозе.

— Сейчас развивается спортивная федерация по рубке шашкой, — рассказал участник семейного клуба русской традиционной и казачьей культуры «Пермская застава» Вячеслав Соков, — она распространена в таких регионах как Волгоградская, Ростовская, Самарская, Челябинская области, Кавказ.

Турнир в Юго-Камском любительский, но проходил по правилам спортивной дисциплины «Рубка шашкой в статичной стойке».

— Верховые соревнования, — пояснил Вячеслав Соков, — обычно проводят конно-спортивные клубы при показательных выступлениях. Для таких соревнований нужна подготовленная лошадь.
В соревнованиях могут участвовать спортсмены-казаки либо спортсмены в других дисциплинах, но также владеющие оружием, либо участники клубов, занимающиеся реконструкцией исторического фехтования. На площадку выходят со своей шашкой. В турнирах по рубке шашкой существует система аттестации и рангов по числу выполненных упражнений. Победителей отмечают цветным темляком. Темляк — это плетеная тесьма на эфесе шашки.

В турнире победил Сергей Гаргалык, один из организаторов фестиваля отцов, потомственный казак и кузнец-оружейник.

Фестивальный день завершился ливнем. Участники помогли торговцам спасти товар, и пережидали потоп в палатках. Под тентами женские голоса затянули песню.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...