Наверх
Герои

Большие ключи к маленьким сердцам

Жительница села Большие Ключи дарит детям семью
12.03.2019

В далеком сибирском селе Большие Ключи живет многодетная мама, которая рассказала о своей жизни, о потерях и радостях, о трагедиях и взлетах. Светлана Лещук – героиня нашего времени.
Много сейчас говорят о приемных семьях. В каждой – своя история. История «простой сибирячки» - так себя называет Светлана Николаевна Лещук, далеко непростая. Городская девчонка из города Железногорска Красноярского края каждое лето гостила у бабушки в селе. Закончила библиотечный техникум, в Красноярске работала в библиотеке им. Ленина. А в 1987 году снова приехала к бабушке. Председатель попросил поработать летом в клубе – молодежи некуда было податься. Тогда же из армии вернулся в Большие Ключи Володя Лещук. Красавица Света - завклубом, молодой парень Володя – там же киномехаником. Стали их дразнить жених да невеста, молва быстро обвенчала. Судьба была решена. Осталась Света в Больших Ключах, сыграли свадьбу, через год у них родился первенец Николай. Могла ли она знать тогда, какие испытания приготовила ей судьба.
«Звездочка тучку задела»
Свекровь Елена Арсентьевна работала всю жизнь учителем младших классов, одно время директорствовала. Она сподвигла Светлану устроиться в школу пионервожатой.
- Работу я свою очень любила. Отдавалась детям всей душой, делала жизнь сельских ребятишек разнообразной, насыщенной, - вспоминает Светлана.
Второй сын Павлик родился в 92-ом. Жилось тогда тяжело, все рушилось, зарплату не платили. Многие учителя вынуждены были уволиться, уехать в город. Света – осталась.
- Вела и ОБЖ, и этику семейной жизни, и рисование, - вспоминает она.
К каждому уроку готовилась серьезно, пришлось осваивать новые предметы, ночами сидела с книгами. Сама же работала и в школьной библиотеке.
- Несмотря ни на что, мечтала о дочке, а врачи после второго ребенка запретили, - говорит героиня.
Муж Володя словно невзначай стал по утрам класть на стол газету «Семья», где на последних страницах публиковали фото детей для усыновления.
- Но все решилось в Железногорске, куда приехала к маме погостить. Мама сама предложила пойти в детский дом, - продолжает свой рассказ Светлана.
Тогда она попала в неведомый и закрытый мир. Дети смотрели на нее жадными глазами. Светлана зашла в коррекционную группу, где занимались дети с задержкой психического развития.
- В комнате, в мягком, большом кресле сидела худенькая девочка: остренькие плечи, короткая стрижка. Она читала бегло Андерсена. А потом сразу взяла меня в оборот, - вспоминает Светлана Николаевна.
Спросила, какой она любит чай, рассказала о себе. А когда запела любимую песню Светланы «Звездочка тучку задела, росы роняет туман», сердце все подсказало, пропали не успевшие оформиться сомнения. Так в семью вошла долгожданная дочка – Оля.
- Трудностей было много, - не скрывает мама. – Дочка не понимала элементарных вещей, например, как кипит чайник.
Дети в детских домах тогда не знали, откуда появляется хлеб. Они не понимали самых элементарных и простых вещей, которые в семьях воспринимают с младенчества.
- Дети, прошедшие испытания, часто склонны к обману, к кражам – что уж тут скрывать, - открыто говорит Светлана о проблемах. – Они сразу начинают звать «мама», но это ничего не значит. Настоящее «мама» вы услышите тогда, когда ребенок и через год будет также вас называть.
На свой страх и риск Светлана Николаевна отдала Ольгу в обычный класс. Было тяжело после коррекционной программы, занимались много и упорно. У Ольги оказался хороший голос, но она была зажата и стеснительна. Постепенно, преодолевая смущение, стала делать первые шаги на школьную, а затем и на районные сцены. В итоге девочка раскрылась, научилась выступать, делала успехи в вокале, закончила девять классов. Сейчас она живет в Железногорске, окончила техникум, работает поваром.
Возвращаясь назад. Через год после Ольги в семье появился Сергей. Дело было так. Позвонила Светлане подруга, которая работала в детдоме рядом с селом. Попросила на время ее отсутствия взять к себе мальчика, чтобы не обижали. Сережа был скромный и забитый. В семье Лещук его приняли с теплотой. Коля и Паша стали его опекать, помогать. Когда подруга вернулась, уже было принято решение: Сергей остается в семье.
- Сколько же радости было тогда у мальчишки! Он подбегал то к отцу Владимиру, то к братьям, которых обрел, спрашивал, как ему оборудовать комнату, куда положить вещи, - рассказывает Светлана.
Постепенно дети привыкали к семейной жизни, к сельскому труду – доили, помогали по хозяйству и в огороде.
- Я стараюсь их научить всему, чтобы во взрослую жизнь они вошли уверенно, - делится Светлана. – Во время дружного, совместного труда человек осознает свою нужность, востребованность, а значит, становится уверенным в себе.
Но не за горами была беда. Старший сын Николай собирался поступать в институт МВД, мечтал быть спасателем. В селе организовал команды по мини-футболу, вел дискотеки, сам зарабатывал деньги и своими руками оборудовал клуб. Жизнь молодого, всеми любимого, перспективного парня, оборвалась мгновенно, на трассе за деревней: он спасал чью – то жизнь, уходя от столкновения. Мгновенная смерть забрала сына. Начались бесконечные дни и ночи страданий. Света и Володя старались держаться друг за друга. Но спасли дети.
- Помню, как безучастная сидела на кровати, а в дверях стояли они, их глаза меня постепенно вернули к жизни, - с болью вспоминает Светлана.
Собрав все силы, она приготовила завтрак, началось медленное возрождение после года нестерпимых душевных мук. Во сне Светлане приснились две голубоглазые девочки.
Из дневника матери
«Я открыла глаза. День мягкой, кошачьей поступью медленно прокрадывался в мой дом, заполняя по сантиметру мое уютное, большое жилище солнечными бликами. Я считала солнечных зайчиков, прыгающих с зеркала на шторы, на потолок, щурилась от солнечного света, ослепляющего меня сквозь тонкую капроновую ткань, прикрывала ладонью глаза и вспоминала сон, который всколыхнул во мне волну надежды во что-то определённо очень хорошее. Хо-ро-шее... Нет, ну, какое же может быть хорошее, после трагической гибели сына? Это «хорошее» сродни пепелищу на месте Эдема. Но, вспоминая сон, я вновь и вновь проговаривала слова, сказанные откуда-то из небытия: «Мама, девчонки эти такие смешные, голубоглазые и светловолосые, найди их, они нужны вам с папой, очень нужны». Я села на краю кровати и повторила вслух: «Они очень вам нужны». И вдруг поток солнечного света, такого яркого и ослепительного, ворвался с новой силой и мощью, окуная меня в мир реальности, словно возжигая во мне новую волну жизненной энергии».
Дочери, дочери
Снова поехала она в детский дом. Там увидела двух сестренок Александру и Полину. У Полины не было от рождения кисти. Но это Светлану не остановило. Сестер она взяла в семью. А те только и повторяли одно: «Наши новые родители не пьют!» Светлана заметила, что Полина все время прижимает и прячет руку, она у нее почти совсем атрофировалась. Врачи не давали радужных прогнозов, только один доктор сказал: «Все зависит от вас. Вы – мать, а значит, можете невозможное». И Светлана стала читать литературу, смотреть в интернете советы докторов, психологов. Стала Полину, как всех, привлекать к работе по хозяйству. Нужно было прятать жалость, чтобы девочка смогла почувствовать себя такой же, как все. Купили ей велосипед, учили всей семье ездить на нем. Постепенно девочка перестала себя ощущать неполноценной.
- Мы участвовали во всех конкурсах, шили костюмы, придумывали номера. И вот решили принять участие в краевой акции «Возьми в семью», - вспоминает Светлана.
Так в доме появился Дима. Веселый, озорной и бойкий мальчик плохо читал и учился на двойки. Светлана к тому моменту уже выработала свою методику воспитания, обучения. Читала она и труды известных педагогов, увлекалась Сухомлинским. Теперь считает, что любовь, терпение, жизненный опыт, помноженные на знания дают действенные результаты.
Через год Дима затосковал по своему детдомовскому другу – Андрею, стал просить родителей взять его в семью. На общем совете приняли решение – Андрея забрать. Так появился у них еще один сын – с нелегкой судьбой и непростым характером.
И снова удар…
А Павел и Ольга к тому моменту заканчивали школу. Все наладилось в семье Лещук: растут девочки, взрослеют мальчишки. Светлана чувствовала потребность еще в одной дочери, чтобы передать ей свои знания, женскую мудрость. Были силы, возможности и понимание, что с детьми получается ладить. Поехали они в детский дом за Алиной. Девочка оказалась одаренным, покладистым и нежным ребенком.
А у Димы к концу девятого класса в аттестате были «4» и «5». Но спустя годы, всплыла губительная детдомовская привычка - нюхать бензин. Это заметили дети, сказали родителям. Был разговор: Дима признался, что нюхать его заставляли старшие мальчишки в детском доме, так и пристрастился. Обещал и клялся, что такого больше не повторится.
- Мы постоянно за ним следили. А тут получилось так, что я поднялась на второй этаж к девочкам, пожелать спокойной ночи. Услышала дикий крик Андрея, - вспоминает Светлана.
Дима вдохнул пары от отцовской Газели, на который тот только вернулся с работы. Снова смерть – ужасная, нелепая, в канун школьного выпускного, когда пройден тяжелый путь, столько достигнуто. У Светланы Николаевны опустились руки. Ситуация усугублялась тем, что многие, в том числе коллеги в школе – осудили. Она 23 года отработала верой и правдой в педагогике, о семье все знали и знают только хорошее. Поддержал глава администрации района Сергей Михайлович Колесов, знал, какая у Лещук семья, приехал на похороны, поговорил, нашел нужные слова.
И снова вещий сон, после которого Светлана покрестилась в канун праздника Крещения. И снова к жизни вернули дети. Она всегда понимала: за нее ведь никто не будет работать по дому, готовить, помогать с уроками. А дети, и без того обездоленные, не должны страдать, глядя на угасающую мать. В селе они всегда жили своим трудом. Муж получил господдержку – грант на развитие фермерского хозяйства, что улучшило положение семьи. Дети - помощники: доят коров, мальчишки разбираются в технике, девочки дома устраивают кулинарные поединки.
Светлана подала пример другим
- Пока дети учились готовить, муж даже сердился: продукты переводим. А потом увидел и «попробовал» результат. Все вместе лепим сибирские пельмени, по вечерам вяжем, мастерим, рисуем, - говорит Светлана. – Научилась вязать и Полина…
Сын Павел стал автомехаником, живет с женой и дочкой в родительском доме.
- Невестка Ксения – городская, но поехала за мужем в село. Тоже все научилась делать, стала она нам родной дочкой, - делится мама большой семьи.
У Ольги недавно был серьезный юбилей – ей исполнилось 25 лет. Она живет в квартире, которая ей по закону досталась от ее родителей. В 18 лет она взяла фамилию Лещук и даже поменяла отчество – теперь она Владимировна.
Алина учится в Канском библиотечном колледже на первом курсе. Андрею 19 лет, он готовится идти в армию. Уверяет, что вернется в родительский дом, в родное село.
В 2016 году Алина и Светлана Николаевна приняли участие в конкурсе дневников приемных семей. Алина получила гран-при. Награду – поездку на Черное море - получали в Москве. Вот такая вот жизнь – с испытаниями, нестерпимой болью, взлетами, радостью, потерями и обретениями. Но главное – все это вместе смогли пройти супруги Светлана и Владимир. Во всем поддерживали мама, тетя Зинаида, свекровь – Елена Арсентьевна. Она сама выросла в детском доме, жизнь посвятила обучению детей. В мае ей исполнится 85 лет.
А еще Светлана Николаевна пишет, внештатно работает в районной газете «Голос времени». Творчество ей сильно помогает. Заняла третье место в конкурсе «Душа Сибири», посвященном Астафьеву. Кому, как не Светлане, знать, что такое сила слова. А теперь, когда она окружена детьми, внуками, ей ли не сказать, что жизнь ее состоялась, и она состоялась в жизни. В Больших Ключах она была первой, кто принял в семью детей. Теперь в селе у нее много последователей – значит, все не зря: выполнила Светлана Николаевна свой материнский долг на земле.
Ольга БОТКИНА
Светлана Лещук с мужем и приемными детьми
Дочка Алина. Все дети Лещук приучены к труду.
У семьи большое хозяйство.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...