Наверх
Герои

Кто и как учит профессиям будущего

VR -продуктолог о том, как создал магистратуру, где обучают новым технологиям
21.03.2018
Развитие новых технологий  даёт тренд на появление новых профессий. В России одной из таких является VR-продуктолог. Это специалист, который разрабатывает и создаёт продукты, сервисы, приложения для работы, обучения и отдыха в виртуальной реальности. Андрей Карабанов занимался продуктом в музейной тематике, в управлении правами на изображение. И не так давно он придумал магистерскую программу для ВУЗов по созданию стартапов в виртуальной и дополненной реальности(VR/AR).
Андрей Карабанов
VR-продуктолог – это программист, инноватор
и маркетолог в одном лице
- Представь, издательство издаёт книгу про Сальвадора Дали, - объясняет Андрей суть проекта для музея, над которым работал. -  В этой книге оно хочет напечатать изображения картин Сальвадора Дали. Допустим, оригиналы этих картин висят в каком-то музее. И этот музей обладает правами на их изображение. И когда издательство будет печатать эти картинки, оно должно заплатить правообладателю. И собственно идея моего бизнеса заключалась в том, что был сделан сервис по продаже таких прав на изображение.
Андрей Карабанов
Для того, чтобы сделать такой сервис, Андрей провёл своё исследование: обошёл музеи, узнал о проблемах, с которыми они сталкиваются и предложил продукт, который их решит. Такой исследовательский подход лёг в основу образовательного процесса будущих архитекторов виртуальности, которых уже сейчас готовят в России.
Андрей Карабанов
- Моё исследование началось с того, что я пошёл в музей разговаривать о том, какие там есть проблемы, - продолжает Андрей. -  У музея их было две: низкий бюджет и желание поставить аудиовизуальную систему. «Вы на неё заработаете через 3 месяца», - предложил я. И они согласились купить сервис по продаже прав на изображение. Там простая механика: музей выкладывает в сеть то, что хочет продать, изображения становятся доступными для покупки, их покупают, и музей получает за это деньги. Но важно другое. Музей покупает решение своей проблемы. Применяя один нехитрый метод пяти «почему» можно выяснить проблему и понять, как её решить. Продукт, который решает проблему - это основная продуктовая концепция. Продуктовое мышление учит понимать клиента.
Андрей Карабанов
На базе российских университетов уже появились направления, которые готовят студентов к работе с VR и AR продуктами. На базе Дальневосточного Федерального Университета (ДВФУ) в прошлом году были набраны первые специалисты в магистратуру, которые в процессе учёбы сейчас разрабатывают и создают свои стартапы. VR-продуктолог – это программист, инноватор и маркетолог в одном лице.
Магистерская программа Андрея к 2019 году станет достоянием Минобрнауки России и будет
масштабироваться на все университеты страны
- Делать хороший VR/AR продукт можно, если понимаешь, для кого ты его делаешь, и каков критерий «хорошести». Два года назад мне пришла в голову идея сделать на базе университета предмет, который не был бы прикладным навыком. Сегодня важно не столько уметь что-то делать, сколько выстраивать отношения с людьми, которые что-то делают. Этого нет в ВУЗах. Я приходил со своей идеей в разные институты: Политех, НИТУ «МИСиС» и НИУ «МЭИ». Меня везде послали. Несмотря на то, что больше 80% выпускников не работают по специальности и не понимают, кем они выпускаются и зачем. В прошлом сезоне ДВФУ уже тестировал защиту диплома в виде стартапа. То есть запрос у вуза сформировался, мы им предложили эту идею. И она зашла. Эта магистерская программа – продукт, который мы делаем с «Кибер Россией» и к 2019 году отдаём его, он станет достоянием Министерства образования и науки. И будет масштабироваться на все университеты страны.
Андрей Карабанов
В ДВФУ ввели три новых направления: программирование, инновации и торговое дело-маркетинг. Сейчас первые 120 студентов разрабатывают свои стартапы и проводят совместные исследования, главная цель которых – выявить «боль» потенциальных заказчиков и вылечить её с помощью своего стартапа.
Мы живём в цифровой экономике, где нужны новые навыки
- Я бакалавр курса математические методы в экономике. Среди моих однокурсников из Политеха никто не работает по специальности. На информационных технологиях с нами учился один парень, очень крутой программист. Он выпустился и сразу уехал работать в Google. Жизнь удалась. А остальные – не понятно. Я окончил магистратуру на менеджера, руководителя. В итоге стал менеджером по продажам и людьми руководить не умею. Вот мой путь после института. Если копать глубоко, то компании считают самой черновой работой менеджера по продажам. И получается, что они набирают зелень на продажи и ждут, что это принесет прибыль. А если это холодные звонки или работа по скрипту, тут вообще мозги не нужны. И я задумался: «А как у других?». Что не так с образованием в школе и ВУЗах? Я помню, когда в школе мы ездили на экскурсию в Царское село, я увидел табель с оценками Пушкина. Там одни тройки. И я понял, раз Пушкин - гений, то и я не буду запариваться.
Андрей Карабанов
 - На новой образовательной программе студенты учатся думать, а не гнаться за прикладными навыками или оценками. Здесь много командной работы. Обычно на учёбе в университете дают hard skills. Когда тебя научили делать табличку, и ты пошёл делать табличку. Или научился программировать на unity – пошёл программировать. И у меня есть наглядный пример такого подхода - мой отец. Он военный дирижёр. Он учился на военного дирижёра, окончил военную академию, получил оркестр и с ним работал. Но сегодня важно не столько уметь что-то делать, сколько выстраивать отношения с людьми, которые что-то делают. Руководитель не отвечает за продукт или проект. Он отвечает за людей, которые отвечают за проект или продукт. Это soft skills. Я этому долго учился и пока не считаю, что научился. В вузе преподаватели, которые 20 лет ведут одни и те же предметы и устаревают вместе с ними. Я это называю аналоговой экономикой. А мы уже живём в цифровой экономике, где нужны новые навыки.
VR-продуктологи делают мобильные
приложения для смартфонов и планшетов,
разрабатывают роботов-манипуляторов
Андрей Карабанов
- Сейчас есть студенты, которые, например, делают навигацию внутри помещения. В рамках хакатона «Собери университет» они "запилили" этот прототип. Мобильное приложение, которое позволяет от метки пройти до лифта. Он совсем простой. Они сделали виртуальную проекцию, где по меткам можно дойти до точки назначения. В случае с ДВФУ это вообще актуальная штука, это огромный университет, где 10 учебных корпусов. В процессе учёбы студенты докручивают свой прототип до состояния продукта. Сейчас группа, которая разработала такой прототип, нашла свой сегмент, хоть и узкий. Причём это не покупатели, которые хотят ориентироваться в торговом центре, а сами торговые центры. Чтобы человек как можно дольше ходил внутри. Если представить современный торговый центр, обычно от одного эскалатора до другого надо пройти определённое расстояние. Это сделано для того, чтобы человек обошёл как можно больше точек. Есть магазины, где маршрут специально построен так, что пока ты весь магазин не пройдёшь – не выйдешь. И, ребята нашли в этом ценность – провести человека удобным для него маршрутом, но, чтобы заставить его что-то интересное в магазине посмотреть.
Большие продуктовые ритейлеры тоже интересуются разработками студентов
- Этот продукт интересен ещё и в таких случаях, когда покупатель заходит в гипермаркет и хочет не просто купить морковку и свеклу, а он хочет борщ. Ему составляется маршрут в приложении, чтобы собрать всё для борща и ещё что-нибудь нужное докупить по дороге. Чтобы студенты могли внедрить такие проекты , им нужно общаться с представителями гипермаркетов и потребителями этих услуг, покупателями. У нас в ДВФУ почти все проекты в виртуальной реальности, часть в дополненной. В группах студенты уже делают свои мобильные приложения для смартфонов и планшетов. У нас сейчас 15 команд, 4 из них делают виртуалку для образования. Это новые уроки по химии, физике и другим предметам для школьников. Одна группа, например, делает робота-манипулятора в виртуальной реальности для инженеров. В него они закладывают разную анимацию на разные функции. Во-первых, для университетов такие штуки стоят дорого, не каждый ВУЗ сейчас может купить своим студентам инженерам такого робота. Выпускники получают дипломы и идут работать на производство. А производство страдает, потому что приходят некомпетентные работники. Поэтому на таком манипуляторе студенты могут отрабатывать различные сценарии.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...