Наверх
Герои

История одного микрорайона



Спустя годы советско-болгарской дружбы
08.12.2018
Во время «Прямой линии с Владимиром Путиным», прошедшей в июне нынешнего года, жительница вагон-городка из Нягани, города в Ханты-Мансийском автономном округе, рассказала президенту России: «Трудно поверить, но эти вагончики, которые в советское время возводили для рабочих в качестве временного жилья, сейчас не какие-нибудь гаражи или лачуги – это дома, где люди семьями живут постоянно».
Оренбурженка из микрорайона Южный уверена, что она, её семья и соседи находятся в похожей ситуации.

Из Болгарии – в Оренбург
Осенью 1975 года в Оренбург из Болгарии прибыли первые специалисты, участвующие в строительстве газопровода «Союз», а также жилых домов, школ и больниц для газовиков. Руководителей поселили в домах на улице Алтайской, рабочих разместили в общежитии на проспекте Гагарина. Выросли в Оренбурге и жилые городки строителей.

Оренбурженка Ольга, школьные годы которой прошли в Южном, рассказывает: «В середине-конце 80-х годов в микрорайон приехало много строителей из Болгарии. Некоторые рабочие приезжали с жёнами и детьми.

Помню, как быстро появились их дома. Мне было тогда лет пятнадцать, и я была очень далека от строительства. Но я видела, как долго возводили дом наши соседи. Мы с подругой Таней спрашивали у её отца, дяди Коли, про развернувшуюся в микрорайоне стройку. Он сказал, что это щитовые дома, поэтому и строят их так быстро.

Всего за два-три месяца появился целый посёлок строителей, который мы, местные жители, прозвали болгарским городком».

Болгарские специалисты работали в Оренбурге до начала 90-х годов. Их дети учились в оренбургских школах и ВУЗах. А ещё в Оренбуржье играли яркие болгаро-советские свадьбы.
Болгарские строители. Фото Геннадия Петровича Быкова

Новые жильцы старого дома
Говорят, нет ничего более постоянного, чем временное. Болгарские строители, внеся заметный вклад в создание облика города, вернулись на родину, а в их домики, казалось бы, временные, перебрались оренбуржцы.

В двухкомнатную квартиру, расположенную в рассчитанном на пять семей одноэтажном доме на улице Заречной, бывший сотрудник полиции Татьяна переехала в 2004 году. Признаётся, что будь у неё выбор, поселилась бы в другом месте. Но выбора не было: «одна с двумя маленькими детьми на руках, денег не хватало, а жить где-то надо было».

Татьяна показывает технический паспорт на квартиру, выданный Областным центром инвентаризации и оценки недвижимости в ноябре 2004 года: «Наименование собственника: город Оренбург», «Год постройки: 1989», «Процент износа: 54 процента».
Болгарские домики для оренбуржцев
Такие коммуникации уюта двору не добавляют
«Материал стен дома: шиферная плита, отеплённая стекловатой», значится в документе. А ведь шиферные листы больше знакомы строителям в качестве материала для отделки. Как выяснилось позже, у здания деревянная несущая конструкция. Строение утеплено стекловатой, обшито картоном и шифером.

Оренбурженка ведёт на задний двор, привычно обходя совсем не эстетично проложенные трубы отопления.
Так выглядит угол одного из домов
Сетует на потрескавшийся фасад здания, сомневается в прочности его фундамента. Рассказывает, что во время дождей придомовую территорию затапливает.

Потом показывает один из соседских домов, облупившийся угол которого обнажает рвущуюся наружу стекловату. Татьяна не исключает, что скоро за ремонт придётся взяться и ей.

Приглашает в квартиру. Делится: «Дом, что называется, «играет». Стены расходятся и трещат. При перепадах температур такой треск стоит!»
Есть что рассказать и соседям Татьяны.

Любовь Владимировна перебралась за Урал из исторической части города.

– На Заречную нашу семью в 2002 году переселили из старого дома на улице Чичерина, – рассказывает она. – Мы четыре года отказывались. Но когда в доме отключили воду и свет, перекрыли канализацию, решились на переезд.

Оказавшись на новом месте, оренбуржцы принялись за решение уже знакомых бытовых вопросов.

Любовь Владимировна, стоя на пороге своей квартиры, кивает на отверстие в стене, которое она прикрыла картонкой. Рассказывает, что часто приходится обращаться в муниципальную приёмную: «Звоним по телефону 30-40-40. То сухие ветки нужно обрезать, то лавочку перед домом поставить, то трубы отопления починить».

В нынешнем декабре, делится Любовь Владимировна, взорвалась труба отопления, что, впрочем, не стало для неё сюрпризом – такое бывало. И, возможно, будет снова. Однако тогда хозяйке пришлось поволноваться сильнее, чем обычно: когда в доме хлестал кипяток и «всё было в инее», она лежала в больнице.

Кто-то из соседей по улице, живущих в таких же одноэтажных зданиях, облицовывает фасад кирпичом. Любовь Владимировна, чтобы скрасить скромность своего жилища, выращивает около дома розы. В квартиру Татьяны уют привносят несколько кошек, подобранных ею на улице и пригретых.
Скромный обитатель Заречной улицы
Домики хорошо послужили своим строителям, но время бараков уже прошло, уверены оренбурженки. Для того, чтобы выяснить, пригодно ли здание для проживания, рассказывают соседки, им нужно пригласить специальную комиссию. И оплатить её работу.

– Почти все жильцы нашего дома – пенсионеры, – говорит Татьяна. – Чтобы заплатить комиссии, каждой квартире придётся внести тысяч по десять. Для нас это большие деньги.

А ещё Татьяна не перестаёт надеяться на получение положенной ей, как бывшему сотруднику полиции, субсидии на приобретение жилья. Но это уже совсем другая история.
                                                                         В. П. Беляков
Из воспоминаний Вячеслава Петровича Белякова. Глава «Бок о бок с болгарскими строителями» в книге «Оренбург – всем азиатским странам и землям ключ и врата».
– В бытность вторым секретарём Ленинского райкома КПСС мне посчастливилось работать членом областного штаба на строительстве Оренбургского газохимического комплекса: отвечать за обустройство и ввод в строй его объектов. Возглавлял штабы по строительству жилых городков строителей, объектов соцкультбыта для газовиков. (…)
К концу 1977 года болгарская строительная группа состояла из тысячи ста человек. Ударными сменами они готовились отметить столетие освобождения Болгарии от османского ига. Закончили строительство 144-квартирных домов на улице Чкалова и в Северном жилом районе, строили 96-квартирный дом на улице Володарского, завершили строительство столовой на проспекте Гагарина. (…)
С 1980 по 1990 год болгары ежегодно вводили в среднем по 40 тысяч квадратных метров жилья.
До начала девяностых годов болгарские строители участвовали в строительстве нового Оренбурга, облик которого украсили построенные ими поликлиника и терапевтический корпус областной клинической больницы, девятиэтажные жилые дома на улице Чкалова, проспекте Гагарина, в южной и северной частях города, 4 школы, каждая на 1176 мест: в 23-м и 24-м микрорайонах, на улицах Туркестанской и в Дзержинском районе. Участвовали они в строительстве Дворца культуры и спорта «Газовик» и оренбургского аэропорта.
Из истории советско-болгарской дружбыОренбургское казачье войско участвовало в Освободительной войне, в сражениях под Плевной, принёсших России победу, а Болгарии – независимость.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...


  • em
    @emma
    4 years ago

    Приветик. Может кто нибудь подскажет у меня папа там работал но когда мама родила меня он бесследно исчез в 1990 году. Мне 30 лет очень хочу найти его.