Наверх
Исследования

Шесть типов решений системной социальной деятельности

Кто такие социальные инноваторы и каким критериям должна отвечать их деятельность 
13.12.2021
Ежегодно Центр СОЛь выявляет и поддерживает более 500 социальных инноваторов. Нас часто спрашивают, кто они такие и каким критериям должна отвечать их деятельность. Конкретные примеры приводит координатор Конкурса СОЛь Алексей Маслов.

— Мы в Центре СОЛь считаем, что социальные инноваторы — это лидеры изменений, решающие социальную или экологическую проблему на системном уровне. Чтобы понять лучше, что это означает, или что значит «отвечать критериям системности», мы решили поделиться найденными подходами и методиками.

За основу работы мы взяли методику Ashoka System Change Journey («Путь системного изменения» фонда Ашока), в которой важное место занимает деятельность, направленная на достижение непрямых социальных эффектов для благополучателей.#nbsp;
Непрямые социальные эффекты — это когда социальный инноватор не только сам решает проблему уязвимой группы, но и создает условия, в которых лучшие практики по решению социально-экологической проблемы распространяются шире, и проблему уязвимой группы начинают решать многие иные инициативы.

Даже если по какой-то причине социальный инноватор (автор идеи, инициатор) начнёт заниматься другими проектами, благодаря уже проведенной деятельности, направленной на достижение косвенных эффектов, игроки в системе смогут создать новый механизм решения проблемы.
Любая социальная проблема существует в поле, в котором задействовано много организаций из разных секторов, выполняющих разные роли и находящихся в довольно сложных взаимоотношениях. Любое устойчивое решение социальной проблемы — это изменение системы, в которой существует проблема. Системы эластичны, и поэтому важно учитывать идеи достижения переломного момента (см. Мальколм Гладуэлл, «Переломный момент») — такого состояния в системе, когда при прекращении воздействия она не вернётся в первоначальное состояние, но перестроится в некое новое. Поэтому работа над достижением непрямых эффектов требует выбора правильной точки приложения усилий и готовности к марафону (длительной работе). Какие же решения работают на достижение непрямого воздействия?

В пути системного изменения принято выделять 6 типов решений.
1. Собственные продукты и сервисы — практика, на основе которой социальный инноватор может выделить, какой подход лучше работает, и сосредоточиться на эффективном взаимодействии с другими игроками, чтобы практика стала нормой оказания услуг.
Как это работает для финалистов Конкурса СОЛь?

Светлана Налепова (проект — творческие мастерские «Серебряные года») разрабатывает практики бережного сохранения и возвращения пожилых людей в трудовую деятельность, запускает мастерские, передавая актуальные знания и поддерживая людей старшего возраста для того, чтобы создавать и продавать через маркетплейсы их продукцию. Также Светлана создает решения с вовлечением бизнеса — с участием бизнеса как социально-ответственного работодателя.

Руслан Шекуров создал платформу DonorSearch.org, по сути, являющуюся профильным медиа для доноров и желающих стать донорами. Он исследует проблему получения необходимого и достаточного количество нужного типа крови в том центре переливания и тогда, где и когда её запасов не хватает для обеспечения бесперебойной поддержки. Платформа позволяет не только вовлечь, дать всю актуальную информацию по донорству, но и перенаправить потоки сдачи крови в те центры, где она максимально необходима.

Дарья Зарина, будучи сама больничным клоуном, обучает больничных клоунов практикам, позволяющим юным пациентам испытывать меньше стресса в больнице и быстрее выздоравливать.

Реализация прямой услуги — это необходимое условие для того, чтобы другие игроки в системе воспринимали работоспособность предлагаемой практики решения социальной проблемы.
2. Формирование нового знания о социально-экологической проблеме — это исследование проблемы и способов её решения с целью распространения знания среди различных участников рынка.
Так, Центр СОЛь проводит исследования#nbsp; многообразия существующих практик решения социальной проблемы (картирование), используя не списочный, кабинетный формат исследования, но следуя за рекомендациями респондентов — социальных инноваторов. Чем больше рекомендаций получает тот или иной социальный инноватор, тем приоритетнее вовлечь его (её) в интервью. Все данные находятся в открытом доступе, каждое исследование сопровождается презентацией и открытыми обсуждениями.

Социальные инноваторы исследуют проблему, проводят собственные исследования, вступают в партнерства с вузами и СМИ для того, чтобы найти и обосновать существующую проблему и причины, по которым она воспроизводится (или продолжает существовать несмотря на то, что кто-то уже давно пытается её решить).

Так, Руслан Шекуров глубоко исследует проблему нехватки донорской крови в России и эффективности использования сданной крови, много общаясь с центрами переливания, пытаясь найти системные решения.

Дарья Зарина (работа по формированию профстандарта больничной клоунады) переводит и описывает мировые исследования больничной клоунады и делится результатами, транслируя их, в том числе, в образовательных программах для профильных организаций.
3. Наращивание потенциала для решения социальной проблемы — это создание возможностей и каналов для распространения лучших практик решения.
Почти все социальные инноваторы — финалисты Конкурса СОЛь — создают свои методики и активно делятся опытом, упаковывая его в онлайн-курсы, выступая на акселераторах и конференциях. Главный фокус деятельности — социальный инноватор расширяет количество «агентов изменений», которые собственными руками решают социальную проблему, и, таким образом, расширяют представленность и усовершенствование практики решения социальной проблемы.

Например, фонд Потанина, будучи инфраструктурным игроком, реализует ряд программ и выдаёт гранты на уровне формирования знания — делает много исследований по запуску эндаументов. Исследует, как выглядит некоммерческий сектор, что делает модели эндаументов устойчивыми. Работу по наращиванию потенциала игроков сектора фонд выстраивает через обучающие программы и стипендии.

Светлана Налепова не только ведёт свои мастерские, но и совместно с фондами запускает программы сохранения пожилых сотрудников в продуктивной деятельности на базе бизнесов. Участвует в различных встречах и рассказывает о практике творческих мастерских. Привлекает грантовые средства и запускает на них региональные акселераторы по развитию практик помощи старшему поколению.

Дарья Зарина обучает волонтёров и другие организации в школе больничных клоунов.
Социальные инноваторы участвуют в акселераторах, образовательных программах и конференциях в качестве спикеров и экспертов, делятся опытом решения социальных и экологических проблем, создают образовательные программы, которые позволяют большему количеству людей и организаций познакомиться с их практиками.
Таким образом, формирование знания и наращивание потенциала системы для решения социальной проблемы часто встречаются у тех, кто создает образовательные продукты на основе своего опыта.
4. Как известно, для устойчивого системного решения проблемы требуется вовлечение игроков разных секторов. Работа с государственными структурами по улучшению нормативно-правовой базы по решению социальной проблемы и поддержке тех, кто её решает — необходимый элемент привнесения новых стандартов качества в оказании социальных услуг.
Хороший способ проверки, является ли работа системным решением, — спросить себя: если сегодня вы закончите взаимодействовать с госструктурой, останутся ли привнесенные вами подходы и практики или проработанные меры поддержки стандартом отрасли, который будут использовать и без вас?

Как пример сотрудничества с государством можно использовать опыт Светланы Налеповой, которая на базе общественной организации "ОПОРА РОССИИ" руководит региональной коммуникативной площадкой по апробации государственного заказа в Московской области (189 ФЗ), а также активно систематизирует и выносит предложения по совершенствованию законодательных актов в сфере поддержки социального предпринимательства и до уточнения его критериев.

На уровне продвижения законодательных инициатив активны инфраструктурные игроки. Так, фонд Потанина активно участвовал в формировании и принятии закона об эндаументах, фонд «Наше будущее» — в развитии социального предпринимательства как явления и формировании федерального закона, который закрепил в законодательстве РФ понятия «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие».
5. Экосистемные инициативы — ещё один способ достижения устойчивых системных результатов.
Что отличает экосистемную инициативу от любой другой? Вы делаете её в партнерстве с другими игроками, её цель — поменять ролевую модель, то, как сейчас работает система. Это может быть новое решение, которое облегчает нагрузку на других игроков. Каждый игрок может воспользоваться результатами инициативы, чтобы делать свою работу лучше.

Это агрегаторы лучших практик, новые стандарты, платформы для оказания услуг / лучшей коммуникации (маркетплейсы), конференции; призы, конкурсы и соревнования (выявление лучших кейсов и работа на то, чтобы сделать их видимыми).

Проект Руслана Шекурова DonorSearch создан в тесном взаимодействии с центрами крови и регистром доноров костного мозга. Фактически, та часть платформы, которая помогает перераспределить потоки доноров — это экосистемное решение, позволяющее повысить эффективность использования донорской крови.

Светлана Налепова при участии и поддержке государственных и негосударственных организаций ежегодно проводит серии мероприятий-конкурсов «Звездопад свершений 50+» в Московской области, позволяющие подчеркнуть сильные стороны пожилых людей, менять отношение общества и привлекать новых участников к продуктивной деятельности.

Дарья Зарина создала Ассоциацию больничных клоунов. Она объединяет людей и организации отрасли и способствует появлению профессионального стандарта, а в будущем поможет улучшить взаимодействие больничных клоунов и медицинских учреждений.

Но вернёмся к примеру инфраструктурных игроков. Фонд Потанина создает свой эндаумент, софинансирует создание эндаументов, проводит ежегодный форум, посвященный эндаументам.
6. Подобно тому, как много лет назад появилось олимпийское движение, призывавшее объединять людей из разных стран и соревноваться в спорте, любое другое движение является одним из типов системных решений.
Движения мобилизуют множество людей и организаций следовать некой предложенной модели («присоединяйся к нам и действуй вот так»),#nbsp; чтобы достигать общей цели социального-экологического улучшения. Акции, которые смогли перерасти в движения — ежегодная благотворительная акция «Щедрый вторник», Kids Friendly, Solution Journalism.

В работе социальных инноваторов мы видим, что они создают сообщества, и развитие сообществ также ведёт к масштабированию лучших практик решения проблем. Поэтому создание открытых динамично развивающихся сообществ мы также относим к категории движения.

Таким образом, социальные инноваторы, стремясь к системному решению социальной или экологической проблемы, сосредотачиваются не только на помощи социально-уязвимой группе, но и на деятельности, помогающей достигать их видения «чужими руками».#nbsp;

Чтобы больше узнать о том, как согласовать видение (смыслы), образ результата (показатели социальной эффективности) и деятельность, регистрируйтесь на онлайн-курс по выявлению и управлению импактом Sollution.ru.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...