Наверх
Репортажи

Пролетая над гнездом, куда кинула яйцо кукушка

Один день из жизни детского дома 
28.09.2018
По телевизору нередко выходят программы о ребятах, которые живут без родителей и нуждаются в семье. Картинки и ролики показаны красиво, кажется, что одна смс-ка (чтобы перевести деньги) или молитва уже спасли мир и всех этих детей. Но какие на самом деле за этими пикселями стоят проблемы известно не каждому. 
Одна моя знакомая занимается волонтерством, и её клуб «Невский волонтер» собирался ехать в Ефимовский детский дом – благотворить. Зная, что я как бешеная хватаюсь за любую идею для интересного материала, она предложила мне:
– Рит, не хочешь с нами поехать в детский дом, напишешь какую-нибудь статейку?
– Хочу, только «статейку» писать не буду.
Кроме волонтерской организации моей приятельницы помогать детям поехали члены клуба «УАЗ ПАТРИОТ» – это такие, своего рода, добровольцы, пытающиеся оказать им помощь.
В Ефимовском детском доме живут как здоровые дети, так и больные ДЦП или синдромом Дауна. Их ласково называют даунята. А когда дело не касается общения с ними, то можно и услышать, как говорят «бэшки». Во всех бумагах и документах особые дети отмечены буквой «б», что значит больные. Вот так в одном месте собрались и «Зэшки», и «Бэшки».
Расположен дом в Ленинградской области. 300 км дороги. 5 часов пути. Добрались мы только к обеду. Не успели выйти из машин, как на нас налетели дети. Порция обнимашек была больше, чем в столовой на обед. На улицу, чтобы встретить волонтеров и благотворителей, вышли почти все ребята. А те, кто остался в здании, высунулись в окна, чтобы посмотреть на долгожданных гостей.
Обнимания никак не могли прекратиться.
– Привет, я Валя. А тебя как зовут? – подошла ко мне девочка с короткой стрижкой.
– Я Рита, рада знакомству, – ответила я и потянула вперед руку, чтобы пожать ей. 
Вместо ответного жеста, она кинулась ко мне в объятье. Стояли мы так долго. Минуты две точно. Ей казалось, что если она меня сейчас отпустит, то я уеду.
«Будешь моей мамой?» – спросила другая воспитанница у моей знакомой и стала тоже ее крепко обнимать, как родную.
Такое ощущение, что любовь всего мира собралась в этих детях здесь и сейчас.
С собой благотворители привезли кучу вещей. Это была одежда, игрушки, различные материалы для развития и учебы. Почти целый час волонтеры носили мешки и коробки. Благо ребята помогали, быстрее справились.
Помимо необходимого в багажниках везли подарки для осенних именинников и на новый год. Благотворители подготовили праздник для ребят. Сначала им проведут игру по станциям, а потом вручат подарки. Пока дети веселились на улице, столовая превратилась в настоящий парк развлечений. Тут тебе и сладкая вата, и ди-джей с пультом, и рисунки на лице аквагримом. Но на деле всё было не так круто. Сладкая вата выглядела как ватная палочка, Ди-джей – это всего лишь один из членов клуба «УАЗ ПАТРИОТ», умеющий скачивать музыку на ноутбук, а аквагрим состоял из краски и пары-тройки трафаретов. 
Конечно, для многих это покажется неинтересным, а вот детдомовцы и этому рады. Сладкую вату и рисунки на теле получить можно раз в год, и то не факт.
– Сколько тебе лет? – спросила я Валю, с которой познакомилась на улице.
– 18 недавно исполнилось, - ответила она.
Я сначала не поверила, выглядит Валя на лет 14. Видимо, болезнь молодит её.
– А что тебе подарили?
– Да, так. Трусы и ещё что-то из одежды.
Скорее, это была одежда из тех пакетов, которые каждый раз привозят волонтеры и благотворители. Подари мне такое, я бы устроила скандал родителям. Среди этих ребят чувствую себя абсолютно неловко. Ведь, у меня всё есть: и подарки, и телефон, и карманные деньги, а главное – семья.
– У тебя есть мобильник? – спросила я.
– Нет, у меня нет.
– А откуда же он у тех ребят? – я указала на трёх мальчишек, которые стояли у окна и слушали музыку с телефона, видимо ди-джей не удовлетворял их своими композициями.
– Им родители, наверное, подарили, - ответила Валя.

У некоторых ребят есть и мама, и папа. Но судьба-злодейка, под названием административный кодекс, разлучила детей и их родителей. И сейчас они тут.
Я ещё немного поговорила с Валей о её увлечениях, о занятиях в школе и о самой главной мечте. «Я мечтаю научиться вышивать» – ответила она. Ну, а что нам всем ещё надо в 18 лет?
Ко мне неожиданно подбежал дауненок и стал обнимать. Это была девочка, с лица которой не сходила улыбка. Не привыкла я к таким объятьям, мы же «счастливые» так редко обнимаемся.
– Привет, я Ксюша – представилась она.
– Я Рита.
– Когда у тебя день рождения?
– Летом, а у… - собиралась я ответить.
– А у меня зимой, – перебила меня Ксюша.
Забавно, что ребят не волнуют цифры. Они не спрашивают меня, сколько мне лет. Им интересно, когда я буду задувать свечи на торте. 
И почему меня всегда волнует возраст собеседника, как будто от этого что-то изменится. Вот и сейчас узнала, что Ксюше 18.
– Пойдем лепить пластилин? – предложила она мне.
Я согласилась. И мы направились к столам, где ребята мастерили снегирей и ёлки. Мы сели, Ксюше выдали картон, заготовки, а также пластилин. Ей надо превратить это в настоящую новогоднюю композицию.
Я сидела рядом с мальчиком лет 12 (хотя я уже запуталась в этих числах, лучше скажу, что у него день рождения осенью). Вдруг он ко мне поворачивается и говорит: «Я Юююр-р-р-а, помоги мне сделать ёлку». Трудно было разобрать его речь, я поняла, о чем мальчик просит только со второго раза и принялась лепить ёлку уже вместе с ним. А Ксюша тем временем бросила свою работу и куда-то убежала. Вернулась через пару минут, но не одна.
- Это мой лучший Андрэй, - она показала на мальчика в спортивном костюме, который стоял рядом и был немного нахмурен.
Я улыбнулась, и лицо его засияло. Одна улыбка способна заставить человека радоваться. Почему же мы так редко это делаем? Потому что незнакомцы примут нас за идиотов, а близкие спросят: «Чего улыбишься? Настроение хорошее? Испортить?». Вот мы и потухли, и редко теперь сияем.
Андрей был стеснительным парнем в отличие от своей подруги.
– Рита, а можно Андрэй тебе косичку заплетёт? Он умеет, - спросила у меня Ксюша.
– Хорошо.
– Андрэй, Андрэй, иди сюда, – позвала его Ксюша, - Заплети ей волосы.
5 минут и причёска готова. Честно, страшно было посмотреть, что сделал с моей головой этот парень.
– Ой, какая красивая коса, - сказала мне знакомая.
– Правда? – спросила я.
– Да.
– Ну, вон парикмахер, - я указала на Андрея, который стоял в очереди за ватой, - можешь попросить его тебе тоже что-нибудь сделать.
Ко мне подбежал маленький мальчик: «Вы можете мне взять вату, мне не дают», - чуть не плача сказал он. Мы пошли в сторону раздачи сладкого угощения. Я протянула руку, как и все ребята, и в ней тут же оказалась «ватная палочка». «Держи», - мальчишка поблагодарил меня и убежал к другим детям, которые уже занимали места на стульчиках. Начинается вручение подарков. 
Сначала поздравляли ребят, которые родились осенью. А потом пришел цирк. Точнее два Деда Мороза. Такой спектакль я еще не видела: «Кто же из них настоящий Дед Мороз? А давайте читать стихи, ребята». К дедулям по очереди выходили воспитанники. Вышла и Ксюша, за новогодние восемь строк она получила шоколадку.
– Рита, иди ко мне, – позвала она меня,- тут свободно.
Я присела рядом с ней.
– Хочешь шоколадку?
– Давай.
Она отломила дольку и протянула мне.
– Спасибо, - сказала я.
– А у тебя есть шоколадка?
Это не был вопрос. Теперь я должна ей свою шоколадку. Нашла в сумке сладость (как знала, взяла собой) и отдала ей.
– А у тебя есть мобильник? – это уже был вопрос.
– Да, - ответила я, но в сумку не полезла.
– У меня тоже. Мне дедушка подарил.
– Здорово!
– А ты, когда поедешь в город, сможешь мне положить деньги на телефон?
Я проглотила язык. Что ответить? Я же не буду класть деньги. Пришлось соврать:
– Прости, у меня нет денег, – отчасти, это было правдой, я же сама не зарабатываю. На секунду улыбка исчезла с её лица.
А Деды Морозы стали вручать подарки. Все пакеты были подписаны. Каждому ребёнку свой подарок. Маше – одно, а Пете – другое.
Когда праздник закончился и дедули сняли свои шубы, к организатору подбежала девочка:
– Извините, а почему моему другу подарили MP3- плеер, а мне игрушку? Мне 16 лет! Зачем вы мне дарите детские игрушки? – возмутилась она.
– У меня нет другого подарка, – ответила организатор. – Хочешь, леденцов дам?
– Да, не нужны мне ваши конфеты, – плакала девочка, – дайте мне нормальный взрослый подарок.
– Нет у меня. Понимаешь? Они у Деда Мороза.
– Тогда я пойду и найду его! – сказала она и убежала.
«Ох, уж эти воспитатели, - завопила женщина, - нормально написать не могут, кто «бэшки», а кто нет. Первый раз за шесть лет с таким сталкиваюсь». Через пару минут вернулась девочка.
– Я не нашла Деда Мороза. Дайте мне новый подарок.
– Может, ты обменяешься подарком с Валей? – спросила организатор. – Валя, ты же не против? 
Валя кивнула и стала разбирать свой пакет. Четыре спинера, косметичка, плед, конфеты. На что можно обменять лошадку, которую женщина назвала собакой? В итоге Валя отдала за игрушку два спинера. И девочки пошли по своим комнатам.
Кто-то получает всё, а кто-то ничего. Я надеюсь, что после этого случая у Деда Мороза появится адрес, и дети будут сами писать письма с пожеланиями.
«Один раз Газпром тоже решил сделать подарки детям, – стала рассказывать организатор, которая столкнулась с такой несправедливостью впервые за шесть лет. – Так они даунятам подарили маленькие телевизоры, а здоровым детям какую-то ерунду…».
Вот так порой мечты сбываются.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...