Наверх
Герои

Добрые и зеленые находки

Как авоськи или экокожа помогают людям с особенностями здоровья?
16.06.2018
«А как вам можно помочь?» — спросила я.

«Приходить и покупать авоськи!» — ответили мне.

Есть удивительные проекты: сдаешь крышечку в контейнер и помогаешь одному ребенку в стране. Покупаешь авоську вместо пакета – поддерживаешь незрячих людей, которые их плетут. Люди с особенностями сделают для вас сумки из экокожи и экологичные тапочки. Вы только собирайте, кладите в нужное место или покупайте.

Я нашла несколько социально-экологических проектов и поговорила с их руководителями. Они рассказали о том, как их проекты делают природу чище, а жизнь – добрее.

#Добрые_крышечки. Бутылка для сбора пластиковых крышечек

Как обычные пластиковые крышки помогают детям c особенностями, которые живут в приёмных семьях? Кристине, Андрюше и другим подопечным фонда «Волонтёры в помощь детям-сиротам» нужны были удобные инвалидные коляски. Фонд смог их приобрести за деньги, которые он получил за сданные на переработку пластиковые крышки. Их собирают волонтеры в ходе эколого-благотворительного проекта «Добрые крышечки».

Ирина Беляева, руководитель движения «Добрые крышечки»:

«В проекте участвует много детей из средней и начальной школы. Во-первых, они узнают, что такое раздельный сбор отходов. Во-вторых, дети видят, что есть такие же ребята, как они, но им нужны колясочки, нужно помочь. У ребенка нет денег на помощь, но у него есть крышки. Это его личные «монетки добра». Он может набрать крышек, подключить бабушек, дедушек, соседей и отнести крышки в школу. Это будет его личный вклад в доброе дело, а не его родителей».

Как всё работает? Крышечки собирают в разных пунктах приема (интернатах, вузах, школах и др.) и отвозят на предприятия по переработке пластика («ЭкоТехнологии» и др). Заводы взвешивают сырье и затем переводят деньги в благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам». И фонд покупает коляску. Работа абсолютно прозрачна: фонд регулярно публикует отчеты, на что пошли деньги.

Сейчас собирают крышечки на инвалидную коляску мальчику Кириллу.

«При всей нашей загруженности нужно знать, что есть другая жизнь, дети, которым реально можно помочь этой крышкой. Студент выпил воду, выбросил бутылку в урну, а крышечку — положил в карман и сдал. Люди, которые везут крышечки на склад, тоже тратят своё время, свой бензин. Без усилий каждого это невозможно. Благодаря разным людям, волонтерам, наш проект и держится».

Также сейчас можно сдавать старые конспекты и блокноты эколого-благотворительному проекту «Бумажный круг». Когда соберется 50 тонн бумаги, волонтеры отвезут их на переработку и купят домашний кинотеатр Хоспису Бутово.

«Авоська дарит надежду»

«Много вы видите слепых?» — спросил меня Евгений Рапопорт. В его магазине «Авоська дарит надежду» (это же и мастерская) все авоськи плетут люди с инвалидностью по зрению.

«В СССР авоськи были отданы незрячим», — говорит Евгений. Была целая социальная программа: реабилитация незрячих и обеспечение страны продуктом. Когда всюду появились пластиковые пакеты, авоськи исчезли, фабрики закрыли, а незрячие люди остались без работы. «Это было их ремесло. Они могли дома их плести. Это была их постоянная работа, и им очень сложно переориентироваться. Многие сейчас на пенсии. Для них работа сегодня — это чудо какое-то».

«У меня за год обеспечено работой сто незрячих. Всего лишь. А их тысяч пять. Сейчас они, как правило, из своих домов еще и не выходят. Москва для них не приспособлена».

В среднем, в мастерской за день опытные мастера плетут 5-6 авосек. В месяц им платят 24 тысячи рублей. Такие компании, как British Petroleum, «Динамо», «Л’Этуаль», «Билайн» (всего более 650), продают авоськи незрячих людей в качестве корпоративных подарков.

«Авоська стала трендом. Пока нам удалось создать предпосылки к возникновению рынка авосек, поддержать опыт, который уже потом будет размножаться».

Интересно: Традиционно авоськи плетут из суровой пряжи. Так делают и в мастерской «Авоська дарит надежду». Евгений Рапопорт положил в авоську несколько дисков от штанги и убедился: авоська выдерживает 100 кг.

Где купить такие авоськи: «Авосечная лавка» (ул. Большая Дмитровка, д.32, м. Тверская), книжный магазин «Библио-Глобус» (м.Лубянка), магазин полезных продуктов Ecotopia.ru (м. Достоевская) и др. А также в Тольятти, Екатеринбурге и Петербурге.

«Бережки». Особенные мануфактуры
Сейчас у «Бережков» непростой период: они переехали в новое помещение, которое нужно обустраивать самим. Закупают новые материалы, оборудование. Работают посменно. Не все могут работать по 8 часов. Это потому, что сотрудники — люди с особенностями здоровья. А началось всё с того, что руководитель проекта Ольга Жевлакова хотела найти работу сыну. Теперь он закройщик в «Бережках».

Ольга Жевлакова, руководитель «Бережков»:

«Я очень хочу, чтобы мой сын, имеющий тяжелую инвалидность, стал более-менее самостоятельным человеком, чтобы в будущем, когда меня не станет, он мог зарабатывать себе на жизнь. Мои ребята в «Бережках» все талантливы, красивы и раскрываются в доброжелательной обстановке. Все дружим и поддерживаем друг друга не только на работе».

В коллективе «Бережков» всего 15 человек. Они все живут в маленьких городах под Питером — Красном селе, Горелово и окрестных районах — где человеку с инвалидностью практически невозможно найти работу.

Что производят на особенных мануфактурах? Экологичные вещи. Всё, что можно сшить. «Бережкам» отдают старые джинсы, мерный лоскут, и из этих вторичных материалов ребята шьют уютные и недорогие тапочки. Люди с особенностями производят косметички, органайзеры для рукоделия, пеналы, сумки из эко-кожи и другое. Заказы приходят из Карелии, Иркутска, Хабаровска, Москвы.

«Большинство соцпроектов выпускают сувенирку (игрушки, футболки, кружки — прим.), которая плохо продается, потому что не является предметом повседневного быта. Мы же производим только те вещи, которые действительно нужны. Мы придумываем по ходу дела, что еще можно сшить, чтобы было красиво, удобно и недорого. Планируем выпуск изделий для автомобилистов — сумки-холодильники, автоорганайзеры, авточехлы. Уже сейчас разрабатываем отдельную линию для школьников и студентов. У нас уже есть свой стиль, мы создаем бренд».

Ольга давала интервью и местному радио в Петербурге. Она подробно рассказала, что представляет собой производство «Бережков» и какие особенные люди там работают.

В России есть и другие социальные проекты. Это «Мастер ОК», «Артель блаженных», «Хурма». Они не занимаются экологией, у них другая миссия. В «Мастерке» и «Артели» людей с особенностями учат применять таланты. Они сами шьют, рисуют, вырезают дерево и ходят на тренинги по подготовке к самостоятельной жизни. «Хурма» вяжет теплые рукавицы и шарфы и дарит их на Новый год бездомным.

Я спросила, почему люди занимаются такими проектами?

Ольга Жевлакова мне ответила:

«Моя личная мотивация в том, чтобы мой сын, мои остальные дети, которые тоже активно помогают «Бережкам», жили достойно, не нищенствуя. Я поняла, что если у нас нет системы адаптации для таких детей с особенностями, мы, родители, должны создать ее сами. То, что создаем мы, помогает решить социальную проблему. Эта работа необыкновенно увлекательна, это как постройка нового дома — сначала котлован и куча кирпича, а потом дворец. Когда мы его построим, двери будут открыты для всех».

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...