Наверх
Герои

Умют значит надежда

Когда скрываешь свою беременность даже от матери, потому что тебя убедили, что это навлечет позор на всю семью, а после родов слышишь от отца, что домой тебя не пустят, — в такой ситуации оказываются девушки, которым помогает «Теплый дом».
13.05.2021
На пятом месяце беременности Умют прилетела вместе с мамой в Москву. На заработки. Чтобы расплатиться по долгам, которые образовались в семье после свадьбы. Но не ее свадьбы, а брата.

Умют родилась в Киргизии, в небольшом селе в Сокулукском районе Чуйской области. В семье было четверо детей: три дочери и сын. Образование получил только старший брат, сейчас он электрик, а Умют закочила десять классов школы — и пошла работать. В 20 лет девушка родила сына, но с мужем позже развелась. А в 24 года — оказалась в России.

За свадьбу ее брата платили родители. Мама Умют оформила кредиты, а когда пришло время платить, было решено ехать в Москву. Брат лететь отказался, а Умют согласилась. Она оставила своего четырехлетнего сына с семьей брата и поехала с мамой в Россию. Перед отъездом родственники устроили им проводы. Когда все разошлись, жена брата написала матери смс: «А ваша дочка случайно не беременна?» Мать ответила нет, но стала что-то подозревать. Она начала расспрашивать Умют, но девушка была очень напугана и все отрицала. Свою беременность она скрывала. Родить ребенка без мужа — позор для всей семьи.

В Москву они с мамой прилетели в конце февраля 2020 года, и в марте обе вышли на работу: Умют устроилась на хлебозавод, а ее мама — уборщицей в фитнес-клуб. Девушке обещали, что будут платить 30 тысяч в месяц, но заплатили только двадцать. До конца апреля она проработала на заводе, а когда начался карантин, ушла по собственному желанию и больше не работала. В начале июня у нее родилась дочка. В роддом ее увезли на скорой. Когда мать девушки узнала, что Умют беременна, у нее началась истерика. Она сказала оставить ребенка в роддоме.

Поверить в то, что мама не знала о беременности дочери, сложно. Но такая история — не редкость.

— Даже если близкие родственники о чем-то догадываются, они до последнего отказываются верить в происходящее, — объясняет Елена Андреева, координатор центра временного пребывания для мам с детьми «Теплый дом». — Так произошло и в случае с Умют. Мать постоянно спрашивала ее про беременность и успокаивалась, когда слышала отрицательный ответ. У девушки был маленький живот, и ей удавалось скрывать правду. И только когда начались схватки, мать Умют поняла, что дочка обманывала ее, а она обманывала саму себя. Потому что внебрачный ребенок — это позор, и страшно даже подумать, что такое произойдет в твоей семье.

Умют не хотела отказываться от дочки, но не понимала, как она будет ухаживать за ней совсем одна, в чужой стране и без поддержки близких. В роддоме она объяснила свою ситуацию, и к ней вызвали психолога проекта «Профилактика отказов от новорожденных». Так девушка оказалась в «Теплом доме».

— У нас заключены договоры с роддомами, — рассказывает Елена Андреева. — Когда мама после родов говорит об отказе от ребенка, к ней приглашают психолога. Если женщина идет на такой шаг, только потому что находится в сложной жизненной ситуации и ей негде жить с ребенком, но на самом деле она хочет его воспитывать, мы отвозим ее в «Теплый дом», где она может пожить с малышом, пока не решит свои проблемы.

Связь с мамой Умют продолжала поддерживать и пока была в роддоме, и когда уже приехала в «Теплый дом». От отца они по-прежнему все скрывали. Но он все равно узнал и про беременность, и про роды, и про то, что Умют не отказалась от ребенка. Ему кто-то рассказал об этом в деревне, и он сразу позвонил жене, чтобы понять, что у них там творится и правда ли, что Умют родила. От кого он все это узнал, он так и не сказал, зато объявил, что не хочет, чтобы его дочь возвращалась в Киргизию.
— Если я вернусь на родину, домой отец меня не пустит. И все будут тыкать в меня пальцем, — говорила Умют, когда приехала в «Теплый дом». — В Киргизии я могу оказаться на улице.
Девушка понимала, что не может навсегда остаться в центре временного пребывания. Ей лишь нужно было время, чтобы ребенок немного подрос, а семья смирилась с тем, что произошло.

— С каждой девушкой, которая к нам приезжает, мы составляем план выхода из сложной жизненной ситуации. И обязательно обсуждаем ее будущее: например, съем жилья здесь с другой мамой, оказавшейся в похожем положении, или возвращение на родину и поиск приюта. С Умют мы тоже обсуждали такие варианты. В Киргизии есть люди, которые готовы помогать. Все зависит от того, какое решение она сама примет: остаться в России или вернуться. Мы в любом случае поддержим ее. Наша цель в том, чтобы женщина с ребенком не оказалась на улице, имела точный план и возможность жить самостоятельно, — объясняет Елена Андреева. 
— Срок пребывания мамы с ребенком в «Теплом доме» очень разный. В среднем — около полугода. Но это ни о чем не говорит и не показывает реальную картину. Есть девушки, которые хорошо справляются и за месяц проживания: активизируются родственники, находится работа, снимается жилье. Бывают истории, когда маме требуется больше времени. Самая долгая история — два с половиной года. Если девушка не является гражданкой России, мы стараемся сократить срок проживания, поскольку чаще всего это нелегальное пребывание в стране. Но все зависит от знания языка. Сложно наладить коммуникацию, и на работу требуется больше времени. Невозможно обсудить все и сразу, поэтому приходится каждый раз искать переводчика. В случае с Умют были еще и сложности со стороны семьи. Такого активного противодействия родственников мы, мне кажется, еще никогда не встречали, потому что мы уже помогали девушкам из Киргизии вернуться на родину с ребенком. А здесь мы столкнулись с таким сопротивлением.

Хотя Умют приехала в Россию, чтобы оплатить долги за свадьбу брата, он не поддержал ее, когда отцу стало обо всем известно. 
— Слово отца — закон. Брат не может повлиять на него, — объясняла девушка. — Отец сказал всем: «Чтоб я ничего про Умют не слышал!»
На вопрос, а почему она поехала работать, если свадьба была у брата, Умют отвечала неуверенно. Говорила, что он попросил ее сделать так: поработать два месяца, чтобы помочь ему с долгами, а потом уже работать на себя.
 
Поработать на себя не получилось. Умют родила и осталась без поддержки близких. Но на помощь пришел «Теплый дом». Туда девушка с новорожденным ребенком пошла после роддома, там исполнилось восемь месяцев ее дочке. В январе 2021 года несмотря на то, что родственники продолжали ее стыдиться, Умют вернулась в Киргизию. «Теплый дом» нашел приют, где о ней позаботятся. Сейчас молодая мама продолжает там жить с дочкой, которой скоро исполнится годик, и четырехлетним сыном, которого она сразу же забрала, когда прилетела на родину.

Девушка просила не раскрывать ее имя и называть Умют. В переводе с киргизского это значит «надежда».
Фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» работает по четырем направлениям: помощь детям в учреждениях, профилактика социального сиротства, семейное устройство, работа над законодательными изменениями и реформой детских домов. Подписавшись на регулярные пожертвования, вы помогаете нам поддерживать детей-сирот в детских домах и больницах, искать им приемных родителей и поддерживать кровные семьи в трудной жизненной ситуации.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...