Наверх
Фотопроекты

Пора валять

Повар, режиссер и парикмахер на фабрике валенок в здании бывшей тюремной церкви
19.07.2020
12 жителей маленького русского городка Солигалич – весь коллектив старой фабрики валенок.  Каково это – практически вручную валять шерсть в XXI веке в северной глубинке России, кто они – люди этого ремесла, и повлияет ли на их жизнь глобальное потепление, разбирается фотограф Анастасия Романова. 
В начале марта 2020 года, перед самым карантином, в г. Солигалич Костромской области 
работали студенты мастерской Сергея Максимишина "Фотограф как рассказчик" 
из санкт-петербургской школы "ЦЕХ". Мы представляем первый из подготовленных ими материалов, предполагая продолжить затронутые темы в ближайших публикациях.
ФАБРИКА
Николаевская тюремная церковь в Солигаличе,
фото нач. ХХ века.
Двухэтажное здание с окнами из стеклоблоков стоит на улице Вылузгина, неподалеку от плотины на реке Кострома. 

Сейчас трудно себе представить, что это была церковь Николая Чудотворца, построенная 
в 1895 году при Солигаличском уездном тюремном замке на средства более чем 300 частных благотворителей из городского купечества и других сословий - от крестьян до предводителя дворянства.

Сейчас о той эпохе и об изначальном предназначении здания не напоминает почти ничего. Только бумажная икона на стене в память о жителях Солигалича, расстрелянных у стены храма при подавлении бунта в феврале 1918-го. Четверо из них, священнослужители, признаны новомучениками.
Фабрика валенок в Солигаличе, современный вид. "Расстрельная стена" - с правой стороны, полускрыта поленницей. 
Войлочное производство здесь – с 30-х годов. 
Три месяца проходит обучение новых сотрудников, но, чтобы закрепить навыки, нужен как минимум год.
Здесь трудятся бывшие учитель, библиотекарь, худрук дома культуры, парикмахер, швея, повар
Зарплата на фабрике "меньше, чем в библиотеке". 

Вероятнее всего – это около 
10 000 руб. в месяц, но сотрудницы фабрики эту «коммерческую тайну» не выдают и на работу ничуть не жалуются. 
На фабрике трудятся бывшие учитель, библиотекарь, худрук дома культуры, парикмахер, швея, повар. «Женские руки нежнее», – говорят здесь.
Работа ведется на станках, которые вполне могли бы стать экспонатом в музее. Некоторые из них вручную собраны из деталей, выточенных когда-то прежними слесарями фабрики. 
Шерсть закупают в Ярославской области. Она треплется и вычесывается. Затем, взбитая, поступает в цех, где закладывают основу валяной обуви – там она раскладывается по размеру, вручную закатывается в несколько слоёв, и потом по выкройке формируется валенок. 

В притирочных машинах он доводится до нужной плотности. Получается огромный валенок, в него закладывается солома, чтобы не склеился, и он отправляется в стирку, чтобы шерсть села, и обувь уменьшилась до нужного размера.
Мастера за неделю делают примерно 130 пар валенок. Это значит – 600-700 пар валенок в месяц, с оплатой за выработку. 
Такой труд требует физической силы, производство считается вредным – работа идёт с немытой шерстью, в цехах разносятся её частички, стоит жар от горячего пара, шум станков. 
Бесплатное молоко, которое выдают сотрудницам фабрики за вредные условия труда.
В цехах работают 11 женщин и один мужчина – истопник (в городе печное отопление). 
ЛЮДИ
Надежда, оператор трепально-чесальной машины. Работает на фабрике полтора года
Работала углежогом, продавцом на рынке. Кто хочет, всегда найдет работу. Главное – это стабильность, особенно когда дети
.
«Я из Солигалича. По образованию повар-кондитер. Работала углежогом, продавцом на рынке. Кто хочет, тот всегда найдет работу, не найдет только ленивый. 
Главное – это стабильность, особенно когда дети. У меня два сына, маленький ходит в детский сад. 
Свободного времени у меня нет – занимаюсь с ними и ухаживаю за бабушкой.
Изначально меня пригласили продавать валенки – не подошел график работы, потому что у меня маленький ребенок. В итоге я пришла сюда работать оператором машины. В моей работе мне всё нравится. 

Пришла, изучила, узнала, привыкла и работаю. Вначале было сложно, но на всякой работе свои сложности, а с техникой проще сработаться, чем с людьми.
Любовь, изготовитель основы валяной обуви. Работает на фабрике 7 месяцев
Одна моя бабушка была учителем, читала мне книги, а другая учила шить 
и вязать. В итоге педагогическое образование сложилось 
с нынешней
профессией
.
«Я закончила педагогическое училище, работала в деревнях преподавателем в школе. Вела разные предметы, в основном русский и литературу, а также ИЗО и музыку. Школу, в которой я работала, закрыли, и я перешла работать в библиотеку. 

После развода переехала с дочкой в Солигалич, поближе к родственникам, перевелась в местную библиотеку на декретную ставку, но через три года работы не стало. Потом пригласили сюда.
Сначала было трудно – я больше привыкла к работе за компьютером, шерсть в руках никогда не держала. Нужно было и запомнить процесс, и влиться в коллектив. В начале даже хотелось уйти – расстраивалась, казалось, что ничего не получится – до такой степени было тяжело. Коллеги уговорили остаться, и потихоньку, через три месяца всё стало получаться.

Одна моя бабушка была учителем, читала мне книги, а другая учила шить и вязать. В итоге педагогическое образование сложилось с нынешней профессией. Я люблю работать. Где бы я не работала, мне всегда нравилось. В каждой сфере встречаешься с новыми людьми, интересами, порядками. Наверное, это интереснее, чем одна и та же работа, одни и те же люди всю жизнь. Кто знает, что будет дальше, но пока я работаю здесь. Тут есть время подумать о жизни. Может, это судьба”.
Олеся, валяльщик, насадчик. 
Работает на фабрике три года в цехе наколота
Пригласили работать в наколоте. Ещё провожу экскурсии по фабрике – это моё.  
Люблю колоть дрова, люблю кататься на велосипеде с детьми
.
«Я была в декрете, а до этого работала художественным руководителем в Калининском сельском доме культуры. Училась в Костромском училище культуры по профессии режиссер-постановщик (в театральной сфере).
Родился первый ребенок, потом сразу второй, и я, к сожалению, не доучилась. Решила, что мне это не нужно. А сейчас уже нет желания закончить. 
Зато у меня теперь четверо детей – “три сыночка и лапочка дочка”.
.
Меня пригласили сюда работать именно на эту должность – в наколоте. Сейчас, кроме основной работы, ещё провожу экскурсии по фабрике – мне это нравится, это моё. Работаю на фабрике четвертый сезон, здесь же работа по сезонам. Люблю колоть дрова, люблю собирать грибы и ягоды, кататься на велосипеде с детьми. 

Кто-то хочет уехать дальше из деревни, а я бы наоборот, поехала в деревню и там жила и работала, мне комфортнее в небольших местах”.

Жанна, изготовитель основы валяной обуви. Работает на фабрике один год. 
«До этого я работала на пилораме, в магазине. В Солигаличе не так много работы, на которую можно устроиться, тем более женщине. Город маленький, каждый живет своей жизнью. В основном стараются держаться за место: здесь не будешь бегать с работы на работу, рабочих мест в городе мало, а зарплата примерно на одном уровне. Набирали сотрудников, мы пришли втроем и так и остались.
У нас печное отопление, пока растопишь печку, приготовишь, сделаешь с дочками уроки – времени уже и не остается
.
В Солигалич я переехала из Костромской области, из другого района. Поближе к подруге – с Надеждой дружим уже 20 лет. Подруги, работаем вместе, ещё и родня – вышла замуж за её брата. 

После работы занимаюсь детьми: старший учится в Костроме, а две девочки дома. 
У нас печное отопление, пока растопишь печку, приготовишь, сделаешь с дочками уроки – времени уже не остается. В выходной надо тоже что-то сделать по дому.

Ходить здесь особенно некуда. Не хватает кинотеатра, чтоб выбраться с детьми. Иногда ездим в Кострому, но 500 рублей это накладно, с двумя детьми – полторы тысячи на дорогу, плюс с собой. Недавно мои девочки подобрали щенка выброшенного, кошка у нас тоже подобранная. Я добрая душа, я мимо этого просто пройти не могу”.
Aнна, зав. цехом изготовления основы валяной обуви. Работает на фабрике 5 лет
“По профессии я парикмахер. Когда-то могла бы развиваться в этой области, но не сложилось по семейным обстоятельствам. Сейчас я в разводе. Стригу своих детей, знакомых.

Моя бабушка работала на фабрике, она здесь трудилась 55 лет, была уже в возрасте и хотела найти человека себе на замену. Тогда она и позвала меня – в то время я сидела дома в декрете. 

На фабрике была вакансия чистить валенки, работать на станке. Обучалась я у другой сотрудницы, бабушка что-то подсказывала. Мама тоже работала здесь 4 года, ещё когда я училась в школе. Мы часто приходили сюда навещать маму, делали маленькие сувенирные валенки - первый маленький сапожок я сделала, когда мне было 11 лет. 

Работать в Солигаличе особо негде – продавцом или на пилораме работать не особенно хотелось. 
Моя бабушка здесь 
трудилась 55 лет, была уже в возрасте, хотела найти человека себе 
на замену
.
Третий ребенок пошел в садик, предложили пойти сюда – вот всё и сложилось. 

На этом месте мне нравится, хочу продолжать делать валенки. В свободное время занимаюсь с детьми, они ходят на разные кружки в Дом культуры. Зимой катаемся с горки, летом купаемся и загораем”.

Ирина, изготовитель основы валяной обуви. Работает на фабрике один год. 
Очень нравится здесь работать. 
У меня два сына. График устраивает, с детьми хорошо получается совмещать. Если есть свободное время, вышиваю крестиком 
.
“Училась на продавца, но после практики сразу ушла в декрет, работа на фабрике у меня первая. Вышла из декретного отпуска, а здесь была свободная вакансия.

Пришла в ученики, отучилась три месяца, через месяц уже стало получатся. Сейчас всё хорошо, очень нравится здесь работать. У меня два сына – одному почти восемь, другому четыре. График меня устраивает, с детьми хорошо получается совмещать, все выходные с ними.
Если есть свободное время, вышиваю крестиком. Раньше с родителями жили в деревне, потом колхоз распался, и переехали в Солигалич. Здесь мне нравится – тихо, свежий воздух, хорошо, спокойно”.
Татьяна, изготовитель основы валяной обуви. Работает на фабрике 23 года.
“Я коренная солигаличанка, родилась здесь в 61-м году. По образованию я воспитатель. Работала по профессии восемь лет. Была мастером надомного труда, кассиром, но в 90-х было много сокращений. Встала на биржу труда, денег было мало, подрастали дети – в итоге пошла сюда.
По образованию я воспитатель. Была мастером надомного труда, кассиром, но в 90-х было много сокращений...
.
Сначала было несколько не по себе, что с образованием воспитателя я пришла работать на фабрику, а потом так привыкла, что 20 лет уже отработала. 

Правда, с перерывом, на несколько лет уезжала в Санкт-Петербург заниматься с внуками – их у меня пятеро. 
Когда вернулась, место здесь было уже занято. А потом руководство позвало обратно как опытного работника. 

Летом очень люблю собирать грибы, зимой всегда есть работа по дому. Недавно, в отпуске, покрасила дом и веранду. Три раза в год езжу в Петербург к детям – у меня там дочь и сын. Переезжать туда не хочу. Но кто знает, как повернется жизнь. Здесь всегда можно куда-то сходить пешком или доехать на велосипеде, а там автобусы, суета”.
Екатерина, занимается снятием ворса. Работает на фабрике 1 год
“Я живу в пяти минутах от фабрики, мне очень удобно – в последнее время нигде не работала, дома сидеть не очень хотелось, решила поработать здесь. 

Работаю год, к этому месту уже привыкла”.
Елена, изготовитель основы валяной обуви. 
У неё самый большой стаж работы на фабрике – 28 лет
Училась на швею, работала в ателье, шила платья, в 90-х попала под сокращение
.
“Пришла я работать на фабрику ещё молоденькой. Училась на швею, работала в ателье, шила платья, в 90-х попала под сокращение, пришла сюда, да так и осталась.

Многие, с кем я работала, уже ушли на пенсию. Занимаюсь домом, хозяйством. Езжу к маме, занимаюсь с внуками. 
В выходные всегда много работы по дому, времени свободного особенно нет – всегда при работе и с детьми. Когда выдается свободное время, люблю смотреть телевизор, читать не особо люблю”.
Наталья, изготовитель основы валяной обуви. Работает на фабрике три года
“По образованию я повар, училась в Симферополе. В 1993-м году, после смерти отца, мы с мамой переехали из Крыма сюда, на её родину – тогда здесь было спокойнее. 
По образованию 
я повар, училась 
в Симферополе. 
Сейчас мне 
и не хочется 
по профессии работать, привыкла к фабрике, а готовлю только для себя
.
Здесь я, как приезжая, по профессии никуда устроиться не смогла, некоторое время работала дояркой. 

А сейчас мне и не хочется по профессии работать, я привыкла к работе на фабрике, а готовлю только для себя. 

Сейчас в разводе, у меня трое детей, старшему уже 26. У меня много увлечений – люблю читать, вязать, вышивать, печь. 
Живу за 5 километров от Солигалича, на работу хожу пешком, даже зимой, но валенки не ношу”.

Олеся, генеральный директор. Работает на фабрике пять лет
“Я экономист по образованию, работала в бухгалтерии и торговле. На фабрике была главным бухгалтером, потом ушел директор, и на это место пришла я. Предприятие было старой формации – здесь работали пенсионеры, развития не было, не занимались популяризацией продукта. Всё шло по накатанной колее, предприятие загибалось. Захотелось его оживить, появился азарт.
Продукция-то у нас сезонная.  
Как бы мы хорошо ни работали, 
нет снега – нет и спроса
.
Вначале было тяжело из-за сложных производственных моментов. Начали заявлять о себе в интернете, соцсетях, возим продукцию на ярмарки. 

Но, несмотря на все усилия по организации сбыта – продукция-то сезонная. Как бы мы ни работали, нет снега – нет и спроса.
Свободного времени у меня практически нет, я занимаюсь детьми, у меня их двое. Отвожу сына-подростка на занятия спортом, а дочь – заниматься танцами, фортепьяно, вокалом, бадминтоном. Сама хожу на фитнес – это время забыться, не думать про работу и дом.

Уже не вижу себя на другом месте, только здесь. Я влюбилась в это производство: из шерсти делают натуральную обувь, в которой сколько пользы! В валенках кожа дышит. Шерсть – экопродукт, она не только греет, но и лечит суставы. Лекарства, конечно, не заменит, но будет профилактикой. Моё пожелание всем – будьте здоровы и носите валенки!"
Владимир, кочегар. На фабрике с 2019 года
“20 лет я отработал токарем на АвтоВАЗе в Тольятти. 10 лет назад мы с семьей приехали в Солигалич – надоела городская суета. В ноябре устроился на фабрику, кочегаром я до этого никогда не работал. Когда только зашёл сюда, показалось, что сложная система, но освоился я в течение дня.
Здесь хорошее место для тех,   
кому деньги особо
не нужны
.
В Солигаличе хорошая экология, спокойно. 

Пару лет поживешь в маленьком городе, потом приезжаешь в областной центр, смотришь на людей – они там как роботы. 
В мои времена в Тольятти было не сильно благополучно, на улицах наркоманы. А здесь за детей было намного спокойнее. Сейчас они уже выросли, старший сын уехал из города.

Тем, кому нужны деньги – здесь делать нечего, здесь хорошее место для тех, кому они особо не нужны, у которых смысл жизни не в зарабатывании денег, а спасении души. С голоду не умрешь, огород есть, полное самообеспечение”. 
ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ
В былые зимы заказы на валенки в Солигалич приходили даже из-за рубежа.

Работа фабрики валенок – сезонная, с весны до конца лета предприятие и прежде обычно закрывалось. Однако не так рано, как в этот раз.

Валенки – это "обувь для сухого снега", пишут в Википедии. Но зимой 2019-20 г.г. даже мокрого снега пришлось ждать долгие недели. Спрос на валенки упал. Из-за необычно теплой зимы коллектив был отправлен в отпуск за свой счет сразу после Международного женского дня.
Мы привыкли думать, что климатические перемены всерьез ощущаются только где-то на тихоокеанских атоллах и далеких тающих ледниках. Но вот и здесь, в русской лесной глубинке, они грозят нарушить привычную повседневность.

Вся надежда, что в новом сезоне зима будет "классической" русской, мороз - крепким, снег - сухим, маленький коллектив вновь будет обеспечен работой, а народ снова пойдет раскупать продукцию старой фабрики на улице Вылузгина.
Коллектив фабрики валенок в городе Солигалич перед уходом в неоплачиваемый отпуск. Фото на память. Март 2020 года
Коллектив фабрики у крыльца. Канун 8 марта 2020

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...


  • @rustanovich
    3 years ago

    Супер получилось! Только в одно месте я бы немного текст поправил "Бесплатное молоко, которое выдают сотрудницам фабрики за вредные условия труда бесплатно." - убрал бы одно из двух "бесплатно". В остальном все очень круто и карточки шикарные и текст!

  • Спасибо за сигнал, поправили.