Наверх
Репортажи

Яблоки с солью

Как живут дети мигрантов в Петербурге
26.09.2018
Вьетнамец Федя выводит идеально ровные русские буквы. Приехавшая из Узбекистана Диля гордо сообщает названия выученных планет. Азиз танцует лезгинку на прощальной дискотеке. А Мехрона не хочет возвращаться домой, в Таджикистан. 
Как и многим другим детям мигрантов, ей нравится в Петербурге. Но здесь тяжело учиться: школы отказываются принимать ребят, плохо говорящих по-русски. 
Школа не для всех
Утром холл центра наполняется гвалтом и суетой: дети пришли. Многие из них плохо говорят по-русски или с заметным акцентом, путают слова и их смысл. До начала занятий еще есть время, поэтому ребята носятся туда-сюда, болтают друг с другом, обнимают любимых вожатых и ищут занятие себе по душе.

- Хотите яблоко? - спрашивает меня черноволосый мальчуган. Глаза зауженные, губы пухлые. Он приподнимает ладонь с зажатыми зелеными яблоками.
- Давай, - жду, что он поделится одним из своих.
- Вон там, - отвечает паренек и неопределенно указывает в дальний угол, где за столом сидят старшие ребята.

Девушка-подросток с выразительными чертами лица выуживает из пакета и раздает окружающим маленькие зеленые яблоки. Это такая традиция: собирать их на прогулке и после вместе съедать. С солью. Последнюю разыскивают по всему центру и после торжественно носят в круглой белой миске.
Перед занятиями в лагере
Время зарядки. Дети стекаются из игровых комнат, выглядывают из раздевалки, покидают удобные диванчики в прихожей. Парочка ребят засела во встроенном шкафу: там есть книги и свет, можно уединиться и побыть в тишине. Впрочем, большая часть подопечных организации “Дети Петербурга” относится к спокойствию как к чему-то инородному.

“Кто будет показывать упражнения?” - спрашивают вожатые, перекрикивая общий гвалт. Самые инициативные выстраиваются в ряд, начиная приседать, наклоняться и строить рожи на камеру. Малышам весело, они стремятся выйти вперед и старательно выполняют упражнения. Более расслабленно ведут себя подростки: собираются в глубине зала, показывают друг другу экраны смартфонов. 
Во время зарядки часть детей показывает упражнения, другие - повторяют
Старшим ребятам проще общаться, ведь они лучше знают русский язык и способны поддержать разговор на повседневные темы. Есть и те, кто знает всего пару десятков слов. Всего лагерь собрал около 50 человек в возрасте от 5 до 15 лет. Это подопечные организации “Дети Петербурга”, которым предстоит влиться в российское общество.

Большая часть ребят приехала из Центральной Азии, Армении и Азербайджана. Кто-то прибыл из Афганистана и Вьетнама, есть несколько человек из Китая. Их объединяют проблемы с освоением русского языка и поступлением в школу. Учебные заведения пока не готовы работать с детьми мигрантов. 
Без друзья меня чуть-чуть
Мы идем по тенистым аллеям Таврического сада. Младшие отряды уже поиграли в футбол, залезли на все лесенки и домики, покорили качели и карусели, попрыгали на скакалке. Любимое развлечение детей - прятаться от вожатых в пестром лабиринте и громко звать: “Тая! Юля! Я здесь!” 
Младшие отряды на прогулке
Взрослые поддаются малышам, позволяют себя запутать и устают не меньше шаловливых ребят. Когда игра закончена, дети собираются вместе и, довольные, вместе пьют сок, съедают припасенные вожатыми вкусняшки и шустро устремляются в сторону музея воды.

- Почему так жарко?
- Можно мне вода?
- А в Узбекистан 76!

Дети мигрантов громко болтают друг с другом, путая слова и часто переходят на родной язык. У Азиза просят 20 рублей на мороженое, а Давид разрешает всем прокатиться на своем велосипеде. Веселее всего Ахмату, который подходит к каждому и просит дать ему “жир говядины”. Для пирожков. Видимо, традиционных.
Прогулка завершается полдником
Поплутав по улочкам, перепутав входы и здания, наконец находим нужный корпус. Дети разбегаются, заполняя собой все свободное пространство. Вожатые пересчитывают подопечных, боясь упустить кого-нибудь из виду. Те делают селфи, пытаются улизнуть в закрытые пока залы, доедают припасы и всем своим видом показывают нелюбовь к праздному ожиданию.

- Моя местечка, - заявляет Алибек, высокий черноволосый подросток, усаживаясь на скамейку.
- Моё местечко, - поправляет вожатый.
- Моя местечка, - настаивает подросток.
- Моё, - взрослые предпринимают последнюю попытку и больше не принимают возражений.

Дети мигрантов знают русский язык на разговорном уровне. Они могут купить в магазине мороженое, но не способны вести беседы на сложные темы или читать художественные тексты. Знаний ребят достаточно для того, чтобы поступить в 1-3 классы школы. Дальше - стоп. Будет тяжело осваивать курсы истории, географии, литературы.
В музее воды: дети мигрантов смотрят интерактивный фильм
Городской лагерь направлен не только на изучение русского языка, но и повышение общих знаний об окружающем мире. Дети узнают о строении Солнечной системе, истории Петербурга, Второй мировой войне. В музее воды, например, ребята смотрят кино про обитателей Ладожского озера и экспериментально определяют состав жидкости в пробирках. 
Последняя дискотека
“Когда мы пришли лагер много были друзей я познакомылься...Кажды день мы занимались и сматрели фильмы играли игравой комните. У меня 3 августе день рожденья было и тот день после музей мы пошли парке гуляли... Больше нету ничево всем спасибо Артему, Лизу, Катю большой спасибо”.

В последний день лагеря ребята пишут сочинения. С утра они успели сделать деревянные значки, и теперь гордо предъявляют их окружающим. “Мне волосы сделать”, - так маленькая Алсу просит завязать ей хвостик. Скоро дискотека, нужно подготовиться. 
Проверка сочинений
По улице идем группами. Второй и третий отряды собрались быстрее, потому планируют первыми попасть в клуб. Малыши в своем репертуаре: болтают, норовят сбиться в кучу и отстать. Чтобы занять их, вожатые предлагают вести обратный отсчет. Затея всем нравится, и вот по улице идет толпа детей мигрантов, хором произносящих: “10, 9, 8, 7… Ура, пришли!”

Ураганом ворвавшись в клуб и озадачив его сотрудников, ребята рассредотачиваются по залу. Рядом со стойкой - любители сока и напитков, на креслах - те, кто подустал, а в дальнем зале - поклонники дождика, разом начинающие срывать его с низко висящей люстры. 
Дети облепили выбирают напитки
Ребята сами заказывают песни, как современные, так и традиционные. “Лезгинку?, - уточняет диджей. - Я поставлю”. Когда она звучит, мальчики выходят в центр танцпола и начинают гордо двигаться в такт музыке, ловко маневрируя в толпе. Подростки выуживают селфи-палки, показывают пальцами “Викторию” и снимают видео. Как выразилась Фарангиз, они “не хотят заканчивать”.
Вожатая делает девочкам "браслеты" из дождика
Малыши, подростки и вожатые танцуют вместе
Городской лагерь для подопечных проекта “Дети Петербурга” проходит ежегодно, весной и летом. Его организуют силой двух координаторов и волонтеров, которые работают в обмен на улыбки ребят. Благодаря проекту дети из других стран поступают в школу, общаются с друзьями на одном языке и обретают в России новый дом.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...