Наверх
Герои

"Я мечтала работать Сенкевичем!"

О Наталье Басмановой из Старой Руссы можно смело сказать, что она – Созидатель
16.03.2018
В Старой Руссе супруги Басмановы люди известные. Это фотографы, кинооператоры, путешественники, исследователи, краеведы… По европейским меркам они были одними из первых «фрилансеров» (фрилансер – от англ. freelancer – свободный копьеносец, наёмник, человек, выполняющий работу по «короткому» контракту; в переносном значении – вольный художник).
На заре эпохи первых компьютеров в нашей стране, они самостоятельно освоили программирование, работу с кино- и фотоаппаратурой, снимали свадьбы, юбилеи, мероприятия…

В последние годы они посвятили себя созданию фильмов, в которых по крупицам собирали интересную информацию об истории родного края. И вот здесь нашли своё подлинное призвание. 

Рассказать об увлечении семьи мы попросили Наталью Басманову. Она впервые делает это на широкую аудиторию.
На прогулочной яхте в озере Ильмень.
- Родилась и выросла я в Старой Руссе. В детском саду – главный танцор, в школе – главный пионер, но с двойкой по поведению. Увлечений было много (шахматы, спортивная гимнастика, рисование, велоспорт). Но когда пришло время задуматься о выборе профессии, то (стыдно об этом говорить) поймала себя на мысли, что работать не хочу никем, кроме как «работать Сенкевичем».

«Вот это профессия! – думала я. – Путешествовать, снимать фильмы и их показывать, рассказывать зрителям об интересных местах». С какой завистью я смотрела его передачу «Клуб кинопутешествий», особенно на его плавание на папирусной лодке «Ра» вместе с Жак-Ив Кусто, а затем и на лодке «Ра-2»! И с какой жадностью я читала выписанный мне родителями журнал «Вокруг света»!

По мере взросления я понимала, что это «единственное место» занято и что когда я вырасту, то в мире не останется ничего интересного. Все и всё к тому времени узнают и снимут. И сожалела, что не родилась веком раньше.

Мечта «работать Сенкевичем» была несбыточной, поэтому хранилась от людей в глубокой тайне. А я тем временем спокойно трудилась технологом на заводе. Но в глубине души всё равно знала, что мечтать – не вредно.
Когда вышла замуж, то оказалось, что наши с мужем мечты где-то совпадают. И поэтому первые приобретения нормальных молодожёнов – диван, шкаф, телевизор – были отнесены нами в разряд «предметов роскоши», а «предметами первой необходимости» для нас стали кинокамера, фотоаппарат, кинопроектор и большой экран, на котором мы
показывали нашим друзьям и гостям все наши первые фильмы. В основном они были о наших поездках в другие города и страны, о демонстрациях в Старой Руссе, о днях рождения и утренниках в детском саду.
Александр и Наталья Басмановы
Помню, как я взяла ссуду в 80-м году, выдававшуюся молодым семьям – 1 000 рублей. У нас многие купили модные в то время стенки и необходимые в то время мотоциклы с коляской. А я купила путёвку в Болгарию и на следующий год (ещё остались деньги) –путёвку в Югославию. Как меня все окружающие осуждали за такой непутёвый ход. А я просто всегда была непутёвой. 

С этого старта начались путешествия по нашей стране и другим странам.
Дочка наша выросла в коммунальной квартире, где постоянно среди пелёнок сохли после проявки метры фотоплёнок и километры киноплёнок. В этой комнате были также сделаны своими руками и дельтаплан, и первый компьютер. Мечта о полётах и самолётах живёт и в нашей новой квартире. Хотя дети и внуки выросли и нет пелёнок над головой,
но под потолком и на столах – очередные самолёты.
Время шло, а ценности в семье не менялись. Получив квартиру, мы ещё долго спали на полу (кровать так и оставалась «предметом роскоши»), т. к. нужно было накопить денег на новое оборудование (фотоаппарат и камеру), ведь это для нас всегда было и останется «предметом первой необходимости».

Когда муж учился в аспирантуре в Москве, то даже в тот момент купить ему костюм было непозволительной роскошью, а купить спальный мешок и палатку – предметом первой необходимости. Незнакомые люди думали, что мы богатые, а знакомые – что мы чудаки.

Фильмы о наших путешествиях копились и интересны были, пожалуй, только нам и нашим друзьям. И вот однажды (когда городские власти установили дружеские контакты с городом Канандагуа) нам предложили снять фильм о Старой Руссе, чтобы показать его в городе-побратиме. 

Это было для нас таким интересным предложением, что мы очень серьёзно подошли к этому делу: стали изучать историю города, читать книги, советоваться с краеведами. И вдруг поняли, что уйму времени мы потеряли, изучая и восторгаясь чужими краями! Оказывается, у нас столько интересного, что хватит не на один фильм и что смотреть их с интересом будем не только мы, но и жители города.
Мы смогли не только снять фильм о Старой Руссе, но и записать его на трёх языках – русском, английском и немецком. И когда перед американской аудиторией прошла первая демонстрация нашего фильма, то зрители были удивлены. Нам рассказывали, что у американцев всерьёз бытовало мнение, будто бы в нашей глухомани по улицам медведи ходят. А тут им показывают действующие церкви, детей, играющих на скрипке, колесо обозрения и панораму красивого города, станки с ЧПУ на заводе, спортсменов, курорт.
Наш фильм показывали потом в немецком городе-побратиме Бад-Кройцнах.

Однажды в Старую Руссу приехали известные российские режиссёры, чтобы снять фильм о городе, узнали о нашем фильме, отыскали нас и пришли посмотреть. Последние кадры закончились, а я сижу – ни жива, ни мертва. Они молчат. И я молчу. Ну, думаю, сейчас как начнут критиковать – камня на камне не оставят от нашего детища. Пауза уже стала невыносимой. Я глаза опустила, начала оправдываться, мол, это наш первый опыт создания фильма о городе… А седой мужчина прервал меня и говорит:
     – Ты хочешь сказать, что этот фильм ты создала одна?
     – Нет, вместе с мужем, и торопливо начала рассказывать
и доказывать ему, как мы его монтировали, не имея монтажного оборудования.
Сегодня, просматривая наш первый фильм, я опытным уже взглядом вижу, сколько там ошибок. Теперь бы я сняла всё иначе. Но вот какая странность. Люди, которые видели многие наши фильмы, просмотрев первый, утверждают, что это было наше лучшее произведение. По-видимому, в него, как в первенца, вложено столько эмоций и любви, что это перекрывает все угловатости и шероховатости.

С той поры наши съёмки были целенаправленными. Нами созданы фильмы о городе, иконе Божией матери «Старорусская», об Ильменском глинте, о Старой Руссе XX века, о родниках и монастырях, о СевероЗападном фронте. Мы выпускаем новые фильмы,
а интересных тем становится всё больше и больше.

И теперь думаем – хватит ли жизни всё это снять?
     

С пяти утра стоим и ждём рассвет, ждём, ждём…

И вот оно – чудо, красота и радость! После съёмок садимся в машину, пьём горячий чай с куличом и говорим в один голос: «Я знаю, что такое счастье!»

Мы всегда так говорим после очень трудных походов за интересными сюжетами для наших фильмов.

Первый раз я узнала, «что такое счастье», когда снимали фильм о Рдейском заповеднике: на ногах сапоги-заколенники, за плечами рюкзак с большой камерой и тяжёлым штативом, а на плече – мотоциклетный кислотный аккумулятор. Почему мотоциклетный? Да просто аккумулятор для камеры в то время было не купить, приходилось приспосабливать другое. Ходишь по болоту, снимаешь красоту и усталости не чувствуешь.
Первый просмотр наших фильмов проходит в краеведческом музее, где собираются краеведы, историки, экскурсоводы, обсуждают, критикуют, советуют. И следующий фильм создаётся с учётом этой критики и дополнений.

В создании фильмов мне все помогают: библиотекари, музейные работники, главный краевед города Муза Ильинична Емельянова, главный историк Валентина Яковлевна Коровина. А самый главный помощник – это Елена Валерьевна Рак. С того момента,
как она присоединилась к нашему творческому тандему, все критики в один голос сказали, что наши фильмы стали более профессиональными. Елена Валерьевна очень умная, очень скромная и очень тактичная. Она правит тексты, подбирает музыку, а при создании фильмов по православию – это наш первый консультант.

У нас с очень красивым голосом диктор – Александр Николаевич Васильев, который в обычной жизни работает врачом. Московский профессор, большой патриот Старой Руссы Михаил Викторович Горбаневский присылает мне много интересных и полезных статей и фильмов, ведь я учусь у жизни, у людей, которые меня окружают, а также по фильмам
и книгам. Несколько фильмов про детский дом мы сняли с Леонидом Ивановичем Кирилловым, он прекрасно пишет сценарии, и даже в стихах. Поэтому созданные
фильмы – не «мои», они – совместный, бескорыстный труд очень многих людей нашего города. И за это им – низкий поклон.
У нас в проекте – фильм о Старой Руссе уже XXI века, об озере Ильмень, о Старорусском некрополе, о святыне «Нетленное тело», об умирающей деревне, об утраченных храмах Старой Руссы.

Эти темы уже в работе. А в планах – другие. Очень хочу собрать материал о детях войны. Часто вспоминаю рассказы отца и матери (у них детство прошло на оккупированной территории, у мамы – в Белоруссии, у отца – совсем рядом, в Косино). 

Очень жалею, что родители так и не узнали, что мечта моего счастливого детства в какой-то мере сбылась. И этот фильм будет посвящён им. Я уже встречалась с журналистами из Санкт-Петербурга, они выпустили книгу с такими воспоминаниями и учат, как собирать и редактировать  материал. И пользуясь случаем, со страниц журнала «РуссаГРАД» хочу обратиться к читателям с просьбой присылать в редакцию свои воспоминания.
     
достопримечательностях. Значит, есть надежда, что молодёжь услышит призыв бережно относиться к родникам, памятникам, храмам и к людям.

А я благодарна судьбе, что живу в самом сердце России, что меня окружают хорошие, светлые люди. И что у меня есть мой любимый город – источник моего вдохновения!
Это искреннее признание Натальи Басмановой, записанное мною в 2011 году, красноречиво доказывает, что настоящие мечты - осуществляются!

К чести этой хрупкой, но очень целеустремлённой женщины нужно сказать, что за последние годы именно благодаря её усилиям так громко и весомо зазвучало в мире название родины гениального русского композитора Сергея Рахманинова - имение Семёново. Благодаря кропотливому труду в архивах и многолетней переписке с учёными, удалось документально доказать, что местом рождения Рахманинова является именно Старорусская земля, а не имение Онег, куда маленького Серёжу перевезли позже. 

Стараниями Натальи Басмановой и старорусских краеведов на деньги областного гранта удалось построить навесной мост через лесную речку (чтобы паломники могли попасть на родину Рахманинова), а также установили там скамейки и беседку. И теперь рядом с памятным знаком там ежегодно проводятся лекции для участников краеведческих десантов. 

Натальей Басмановой снята целая галерея фильмов о родине нашего великого земляка: "Семёново - родина Рахманинова", "Вернись на родину, душа!", "И у меня был край родной...", "Загадочный гость", "Рахманиновы на Новгородской земле". Презентация этих фильмов проходила не только в Старой Руссе и в Великом Новгороде, но и в Петербурге, Москве и других городах России.

Дух созидателя проявляется в каждом новом проекте, за который берётся Наталья Басманова. Заинтересовавшись судьбой первого русского аэролога Михаила Михайловича Поморцева (1851-1916 гг.), она опять-таки благодаря архивным документам доказала, что его родиной является имение Васильевщина под Старой Руссой - Новгородская земля, а не Нижегородская, как ранее было принято считать. 

Стараниями Натальи Басмановой на родине Поморцева был установлен памятный знак, переиздана книга о жизни и научных исследованиях учёного и естествоиспытателя.       Совместно с журналистами и местными краеведами удалось организовать фестиваль воздухоплавателей имени Михаила Поморцева, который проходит в Старой Руссе уже пять лет подряд и набирает силу. 

За это время Наталья Басманова успела создать фильм о Поморцеве "Имя на Лунной карте" и продолжает работу над новым фильмом об учёном - теперь уже совместно с академией ракетных войск и артиллерии.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...