Наверх
Фотопроекты

Рабочий посёлок Кневицы

В Демянском районе Новгородской области есть посёлок Кневицы. Когда-то здесь было масштабное производство по обработке леса. Трудилось много рабочих, приходили фронтовики и служащие, инженеры и выпускники местной школы. От былой мощи остались лишь руины
15.12.2020
В 19 веке небольшое поселение Кневицы стало заниматься лесоразработками. Лес тогда принадлежал помещикам. Места в этих краях сильно заболоченные и труднодоступные с буреломом и густыми зарослями. В ту пору вели уход за лесными угодьями: убирали сухостой, прорубали и чистили просеки, метили спелые деревья для порубок. Местные жители заготавливали древесину на продажу для строительства, перерабатывали смолу и дёготь, изготавливали деревянную посуду, а затем вся продукция распространялась по Новгородской губернии.
«Лес всегда очень много значил для нас. Для одних - это источник выживания: грибы, ягоды, дикие животные, для других – это дом, для третьих – это сырье» рассказывает Сергей Стройкин – местный житель.
Довоенное время
Росло население страны, увеличилась и потребность в лесоматериалах.
В начале XX века, с далеко идущими планами по переработке древесины, здесь было организовано производство. Несмотря на то, что располагался леспромхоз в Кневицах, он стал называться Лычковским, так как это всё входило в Лычковский сельский совет. Позже он от него отсоединился, но название менять не стали.
Поначалу выпускались тарные доски, корыта, лотки. Позже предприятие стало выполнять спецзаказы для шахт, поставлять стройматериалы, а также приклады для огнестрельного оружия, авиационную сосну для самолетостроения и телефонные столбы. Это дело требовало специалистов. Их приглашали с соседних деревень и даже областей. Часть продукции завода отправляли за границу, откуда привозили пилы и другое необходимое оборудование.


Военное и послевоенное время
Во время войны линия фронта была близко. У многих предприятий имущество было эвакуировано, но обратно не возвращено. 19 февраля 1943 посёлок Кневицы был освобождён от немецких захватчиков. После войны пришлось всё создавать заново, так как поселок находился в ужасном состоянии. Не было ни одного добротного дома, только несколько выстроенных бараков, контора в полуразвалившемся доме и землянки, из которых постоянно шел дым. Повсюду было бездорожье и непролазная грязь.

Вся работа по разделке древесины шла практически вручную. Никто из рабочих не жаловался на тяжелые условия труда, все понимали, в каком состоянии находится страна в послевоенные годы разрухи.
Возрождение посёлка
1952 год остался в памяти ветеранов поселка как самый трудный и интересный. Когда у всех на глазах начал подниматься из руин поселок и производство. Строились дома. Приходили умные и квалифицированные кадры. Люди верили и работали не жалея себя. В этом же году, по просьбе директора ЛПХ, сапёры производили разминирование поселка и лесосек в ближайших деревнях. Более двух месяцев военные убирали страшный урожай, который остался после войны – неразорвавшиеся снаряды.

В 1956 году леспромхоз был переведён на круглосуточную работу. Когда мощностей нижнего склада с его инфраструктурой уже не хватало в 1962 году на другой стороне федеральной железной дороги началось строительство нового нижнего склада. Буквально за 2 года его было не узнать, строился целый город.
В 1956 году леспромхоз впервые был награжден переходящим Красным Знаменем Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности и ЦК Профсоюзов. 12 тружеников награждены правительственными наградами, 56 тружеников были награждены грамотами и подарками. Внимание к людям, забота о них, была основным фактором в жизни леспромхоза.
Тарный цех
Растущее производство уже не могло ограничиться только лесозаготовками. В этом же году был построен еще один тарный цех. Расширилось производство тарной доски и клёпки для Ленинградской пищевой промышленности. В леспромхоз пришли ещё два мотовоза, которые стали работать на вывозе леса и на маневрах.
В 1967 году самой высокой наградой – Орденом В.И.Ленина был удостоен вальщик леса Петров Петр Егорович.
В 1974-1975 был установлен, большой тяжеловесный 32-тонный погрузо-разгрузочный кран с подвесным грейфером. С появлением этого крана решились проблемы со складированием леса и быстрого освобождения лесовозов. Новый склад модернизировался и расширялся. В леспромхоз поступали новые лесовозы.
Строительство нового нижнего склада позволило улучшить развитие материального производства и подъем уровня жизни леспромхоза и поселка в целом. В 1971 – 1975  годы развивалась инфраструктура поселка Кневицы. 
Для улучшения питания рабочих и их семей расширилось подсобное хозяйство леспромхоза: Построили свинарник на 200 голов и коровник на 50 голов. Хозяйство обеспечивало мясом и молоком лесозаготовителей, детские учреждения и центральную столовую поселка. Леспромхоз выделял все необходимые материалы.
Участие в жизни леспромхоза принимали и школьники. Поселковая школа учила в 2 смены и тесно сотрудничала с леспромхозом. Ребята помогали рабочим: сажали деревья, собирали лекарственные растения.
Учащиеся старших классов на экскурсии по леспромхозу
Ты мне дорог поселок Кневицы
И в жару, и в суровый мороз,
В осиновой роще пение птицы
Тихий шелест кудрявых берез.
Березонька-речка петляет
Меж песчаных, крутых берегов,
Ветер тихо жердинки качает,
Прикоснувшись к задворкам стогов.
От сосны отрываю иголку,
От березы душистый листок
Я иду по родному поселку
Дорогих Кневиц, мой исток.


Стихотворение сочинили ученики местной школы.
В 70-х годах прошли награждения тружеников леспромхоза более 90 человек были награждены юбилейными медалями Ленина и более 50-ти человек различными трудовыми орденами.
В 1980 году в леспромхозе прошли массовые награждения женщин, работающих во всех сферах предприятия. Многие из них отмечены грамотами, ценными подарками.
В 1985 году леспромхоз был награжден орденом «Знак почета», а в 1986 году – Переходящим Красным Знаменем райкома КПСС.
Орденом «Трудового Красного Знамени» был награждён директор – Степанов Сергей Иванович, а медалью «За трудовое отличие» – секретарь партийной организации Дмитриева Вера Павловна.
С 1979 по 1987 год была эпоха самого высокого подъема и расцвета леспромхоза. Там насчитывалось более 700 человек рабочих, не считая других организаций, при населении около трёх тысяч человек. В леспромхоз прибывали рабочие по найму из разных республик СССР: Украины, Молдовы и других. Расширялся парк мастерских, была создана отдельная бригада слесарей-наладчиков по обслуживанию всех звеньев механизации нижнего склада. С приростом населения началось строительство домов и квартир, которые выдавались рабочим бесплатно.

За лучшие жилищно-бытовые условия труда и жизни людей среди лесозаготовителей, поселок Кневицы вошел в десятку лучших поселений министерства лесной промышленности. О передовой технике и ударниках производства писали на страницах газеты «Авангард».

Всё хорошее когда-то заканчивается. Наступили 90-е годы. 
В связи с распадом СССР, леспромхоз потерял многих заказчиков. Резко упал спрос на тарную доску, вдвое сократилась работа каменного тарного цеха, остановился цех по углежжению. Поставки прекратились, многие предприятия разорились, закрылись. Увеличились затраты на доставку леса. Леспромхоз еще какое-то время продолжал заготовку, распиловку. Позже всё производство стало держаться только на старых запасах. Санкт-Петербургский комбинат перестал давать заявки, Московский комбинат закрылся. Некуда было отправлять продукцию, работы не было, пилить нечего. Всё стало замирать.Трудные времена переживал не только леспромхоз, но и вся страна.
К концу 90-х годов леспромхоз постепенно обанкротился, как и многие леспромхозы Новгородской области. Появились затруднения с выплатой зарплат труженикам. За долги и штрафы у леспромхоза отобрали практически все: базу отдыха на озере Селигер, несколько машин и тракторов, две котельные и баню, разорили столовую, в частные руки ушла пекарня. Под разными предлогами шло разграбление и уничтожение всего имущества леспромхоза.
В очень небольших объёмах Лычковский ЛПХ проработал до 2008 года, а после, был преобразован в "ОАО" и остановил свою трудовую деятельность. Относительно недавно - в 2015 году леспромхоз перестал существовать. Но и этого времени хватило, чтобы всё разрушилось. О былой мощи теперь напоминают лишь руины.
Наши дни
Вместе с Сергеем Стройкиным - бывшим работником леспромхоза и очевидцем его развала, мы отправляемся на то самое место, где на протяжении XX века кипела работа.
Проезжаем через посёлок. На месте главной конторы леспромхоза теперь администрация сельского совета, отделение почты и детская площадка, дом культуры остался, но уже выглядит совсем не так. Больше нет красивых плакатов. Здание столовой теперь универсам. Изменились и магазины.
Продолжает рассказ Сергей Стройкин 

— Сначала я работал мастером в лесу, позже леспромхоз отправил меня на курсы крановщиков. Я выучился и снова вернулся сюда, но уже рабочим крана. Поработал на каждом, из тех, что тут были. Затем стал начальником подсобного хозяйства. Когда производство стало разваливаться, я пошел в школу учителем труда. Потом еще проработал год в леспромхозе сторожем.
— Подъезжаем. Вот этой дороге лет 60. По ней постоянно шли лесовозы. Тяжёлая техника разбивала её, поэтому постоянно приходилось делать её снова. Техники у нас было много – больше 300 единиц. Машины, около 50 тракторов, несколько кранов. Работало очень много хороших специалистов.
— Это основная диспетчерская. Тут находилось всё начальство. Дальше идут склады, цеха, мастерские.
— Подъезжаем к тарному цеху. Он был построен в 70-м году. Здесь делали тарные доски для пищевой промышленности, их отправляли в Ленинград. Еще несколько лет назад тут были стены.
— Еще одна диспетчерская, нам здесь давали указания кто и чем будет сегодня заниматься. Вот за этим столом мы сидели. До сих пор остались какие то книжки, бумаги. Ещё здесь хранились некоторые инструменты.
В будке, которая стоит рядом, я год работал сторожем, охранял склад. Сейчас это всё что осталось от неё.
Вид из окна вагончика, в котором перевозили людей на работу.
— Раньше тут стояло 3 тепловоза, сейчас остался один. Все остальные разбиты. С каждым годом от этого места остаётся всё меньше. 
Едем в другую часть леспромхоза
— Здесь была эстакада. Тут до сих пор еще есть остатки леса. Здесь была пила, и лапа которой лес накладывали на эстакаду, дальше он распиливался на доски. Тут стояли большие краны, на них я и работал. Раньше здесь целые штабеля леса лежали. Здесь же в буташке отдыхали рабочие, и я тут ночевал, бывало. 
— Подъезжаем ко второму тарному цеху. Когда его построили, расширилось производство тарной доски и клёпки для Ленинградской пищевой промышленности.
Тарный цех. В начале истории есть фотография как он выглядел до развала
— Идём в котельную. Она должна была обеспечивать теплом не только производство, но и весь посёлок. Опилки с эстакады должны были подаваться сюда по ленте чтобы сжигаться. Её в этот момент только строили, она ещё не успела начать работу. Попала в момент перестройки. 
— Едем к мастерским. Проезжаем заправку. Раньше тут стояло несколько машин, теперь из всех остались только две, и те разбиты. Бензоколонок и половины бочек с горючим тоже уже нет, только здание. 
— Это мастерские, где обслуживалась техника, они финские. Таких в нашей области было всего 6 штук, вот одни из них у нас. В ангаре хранили все инструменты, а в летнее время ремонтировали технику. Тут и машины чинили, и тепловозы. 
— Производство всё-таки было масштабное, поставляли продукцию в 7 или 8 стран. Вот что ещё хорошо было - иногда мы лесоматериалы отправляли по бартеру в обмен на товары, так что снабжение до 90-х годов у нас было прекрасное. В посёлке были мотоциклы, телевизоры, всегда были продукты. К нам ездили закупаться из других посёлков. Кневицы были как небольшой городок. Была замечательная пекарня и блинная, видеосалон и даже кинотеатр. Теперь вы это вряд ли уже увидите, а в леспромхозе всё скоро окончательно разрушится.
Плачевное состояние предприятия и самого поселка угнетающе влияло на жителей, что привело к частичному опустению поселка. 
Основой для написания этой истории о леспромхозе послужили рассказы из уст рабочих и служащих бывшего ЛПХ и их подлинные фотографии. При описании истории леспромхоза большую роль сыграла книга "Лесов связующая нить" за 1989 год, где подробно рассказано о делах территориально-промышленного объединения «Новгородлеспром», а также архивные данные музея «Красная гвоздика», и статьи районной газеты «Авангард».

Сергей Стройкин, чтобы сохранить память о Лычковском леспромхозе написал книгу "Рабочий посёлок Кневицы". 
"Пусть эта история о Лычковском леспромхозе останется на долгую память будущему поколению, проживающему в поселке Кневицы Новгородской области Демянского района" - закончил рассказ Сергей Стройкин.
Без этого крупнейшего предприятия района и области не было бы и самого поселка Кневицы.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...