Наверх
Герои

Летать на коляске

Как танцуют те, кто не может ходить
15.03.2018
В танцевальном зале кружатся девушки, мелодия волнует и напоминает о чём-то давно забытом. В зеркалах на стене отражаются тянущиеся к потолку руки, улыбающиеся лица, напряжённые плечи и инвалидные коляски.
Эволюция мастерства
Широкие двери, таблички со шрифтом Брайля: белгородский Центр социальной реабилитации инвалидов – одно из немногих мест в городе, где для людей с ограниченными возможностями здоровья создана доступная среда. Здесь, в просторном светлом зале тренируется коллектив инклюзивного танца «Тандем», в котором инвалиды-колясочники танцуют вместе со здоровыми людьми.
Меня встречает руководительница коллектива Екатерина Собкалова, молодая энергичная женщина с постоянной улыбкой.
– Я сюда работать пришла в 2015 году, и изначально моей задачей было вести хореографию для людей с другой формой инвалидности – психические заболевания, задержка в развитии, – признаётся она. – Чуть позже, в том же году, мы потихонечку начали работать с колясками. Я себя ломала, перед тем как ставить номера для колясочников. Ломала не в моральном плане: здесь свои танцевальные связки, своё видение номера за счет того, что добавляется ещё один предмет. Просто надо научиться это видеть, использовать коляску в танцевальных целях. 
Екатерина Собкалова, руководитель коллектива инклюзивного танца Тандем
До Центра Екатерина работала в обычном детском коллективе, поэтому, когда она столкнулась с инклюзивным направлением, пришлось набираться опыта на специальных курсах в Москве. И практическое применение этих знаний совершенствуется с каждым годом:
– Я вспоминаю свои первые постановки, они мне сейчас кажутся простыми-простыми. Как я могла такое поставить? А тогда я смотрела и думала, что я уже это сделала, это прям для меня такой прыжок, такой рост!
Екатерина старается отходить от парных номеров, которые ставила в начале работы, и делать более масштабные коллективные постановки. Она адаптирует под инклюзивную специфику и классические направления, и современные. Например, колясочница Юля Сычук и волонтёр Марина Меженина выучили постановку в стиле контемпорари.
– Первое время я считала, что здоровый человек должен вести. Постоянно волонтёров ругала: вы смотрите, 70% удачи номера – это от вас! – говорит Собкалова. – А с опытом я понимаю, что не всё от здорового человека зависит, всё зависит от задачи в номере.
Смогу vs. не смогу
В «Тандеме» занимается пять колясочников, самой младшей – 11 лет, самой старшей – 35. Первой в коллективе появилась Юлия Сычук.
– Юля очень много преодолела, у неё была форма ДЦП. Благодаря занятиям она разработала руки. Первое время с ней партнёр не мог танцевать, потому что она его за руку хватала и он боялся, что у него оторвут эту руку. Не потому что она не хотела его отпускать – просто мышечный зажим, – рассказывает Екатерина.
– Да первое время вообще партнёра не было, – Юлия немного смущённо улыбается, на секунду прикрыв глаза длинными ресницами. – Долго ждала, пока появится коляска. Коляска появилась, партнёра нет, а соло я ещё ничего не умею. Думаю: ладно, к приходу партнёра всё должно быть готово, чтоб вся техника была отработана – управление коляской, повороты, все мелочи технические. Раньше прогибалась, и у меня голова кружилась. Все руки и бока были в синяках: с непривычки билась о твёрдые части спинки. Пальцы в спицы попадали, резала пальцы, выкручивала. Но всё-таки я подружилась с этой коляской.
Юлия Сычук на репетиции нового номера
Прогресс есть и у других танцоров: девушки становятся спокойнее, легче находят общий язык с другими людьми, развиваются физически и эмоционально. На удивление, им репетиции номеров даются легче, чем здоровым волонтёрам, отмечает Екатерина:
– Ребята очень сильные духом. Иногда мне кажется, что даже сильнее, чем обычный здоровый человек. Если они приходят на занятие, у них не стоит вопрос: смогу или не смогу. Даже если для них какой-то элемент новый, они всегда говорят: мы это попробуем, будем делать всё возможное, чтобы получилось. Но вот у добровольцев больше таких вопросов возникает: это я смогу сделать, это не смогу, давайте здесь что-то полегче сделаем, здесь вообще уберем… Не у всех. Но со стороны здоровых ребят это как-то чаще слышится.
Плюсик к карме
Привлекать новых танцоров-колясочников пока не получается: в Центре всего шесть специальных колясок для танцев – с пятью удобными колёсами и повышенной мобильностью. Так что вакантное место только одно.
Зато партнёров для инвалидов ищут постоянно. Чтобы попасть в «Тандем» танцевальный опыт не обязателен, главное – желание заниматься, а остальному научат. Но среди добровольцев большая текучка: одни не успевают приходить на тренировки из-за работы или учёбы, другие понимают, что не готовы к занятиям с инвалидами. Больше года в коллективе занимается всего три волонтёра, некоторые приходят от случая к случаю. Но танцоры благодарны любой поддержке.
 Екатерина не раз обращалась за помощью в вузы и колледжи Белгорода. Присылали студентов, готовых помочь, но большинство уже после первого занятия уходили и не возвращались.
Они бояться даже не себя,
а дотронуться до этого человека
– Многие отказывались сразу, не подходя даже к партнеру-колясочнику, потому что они боятся. Они боятся даже не себя, а дотронутся до этого человека, они не знают, как с ним общаться. Они видят эту картину, и их накрывает, – описывает состояние волонтёров Собкалова. – Некоторые говорили мне потом: «Вот я стою рядом с человеком, у которого такая ситуация, и мне неловко, что я нормальный, а у него проблемы».
Поэтому первым делом Екатерина объясняет добровольцам, что ничего страшного нет, помогает решиться на взаимодействие с партнёром, учит стандартным движениям. Но многие всё равно уходят.
– Проблема, почему не ходят волонтёры – нет мотива. Материально мы их не можем спонсировать. Что мы им можем предложить? Только +100 к карме, – вздыхает руководительница танцоров.
С фестиваля на бал
Отличный мотив, на взгляд Екатерины, – подготовка к большим соревнованиям в Москве – международному фестивалю Inclusive Dance. Участие в таком масштабном проекте принесёт новый опыт и знакомства, привлечёт внимание к коллективу.
Центр социальной реабилитации инвалидов оплачивает поездки на конкурсы, взносы участников. Но выезжать за пределы области готовы не все танцоры: некоторым будет проблематично остаться без помощи родных в бытовых вопросах.
К счастью, и здесь есть интересные фестивали: «Тандем» – лауреат международных и всероссийских конкурсов (Кубок стран СНГ, фестиваль «В движении», «Другой мир» и прочие). 
Фото из архива коллектива инклюзивного танца Тандем
Самым ярким событием прошлого года стал майский Инклюзивный бал.
– Репетиции у нас проходили месяца полтора, к нам приходил хореограф из института культуры, студенты из института культуры выступали партнерами для наших ребят, – вспоминает Екатерина.
Королевой бала стала Наталья Бугаевская. Руководительница коллектива ласково называет её Натали. На тренировке она в шапке, чтобы случайно не заболеть и не заразить маленькую дочь.
–Какой девушке ни приятно чувствовать себя красивой? Но нос я не задираю, – смеётся Наталья, вспоминая о своём титуле. 
Королевой Инклюзивного бала стала Наталья Бугаевская. Фото из архива коллектива инклюзивного танца Тандем
– Побольше бы таких мероприятий, мастер-классов, экскурсий, – добавляет она. – Для инвалида это огромный плюс: с новыми людьми пообщаться, что-то новое выучить, узнать. Здесь чуть ли не каждую неделю какой-нибудь концерт. Праздники обязательно отмечаются, вот Масленица недавно была. 9 мая обязательно отмечаем, День инвалида – хах, праздник.
В планах на этот год – провести ещё один бал, поставить большой инклюзивный спектакль и, возможно, поучаствовать в фестивале Inclusive Dance, делится целями Собкалова:
– Мы всё рвёмся туда! Доедем до Москвы когда-нибудь.
– Когда у нас появится добрый дядя-спонсор, – предлагает вариант Наташа.
– Или когда управление соцзащиты наконец-то выделит… – тихо добавляет Екатерина.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...