Наверх
Фотопроекты

Уйти по-перуански

 
Кладбище города Куско. Текст и 36 кадров Сергея Максимишина
02.09.2017
Артём Чернов, Front.Photo: Автор этого материала, со всей очевидностью, был заворожен и растроган перуанскими кладбищенскими обычаями. Некоторые кадры требуют от зрителя несложной работы: задержать взгляд и задать себе вопрос, что все эти предметы делают на «витрине» могилы? Какой рассказ об усопшем здесь пытались сложить?

Если вам удобней листать фотографии, чем крутить страницу вниз - просто кликните на первый кадр и смотрите кадры как в галерее. Но и текст Сергея Максимишина не забудьте потом прочесть.
Сергей Максимишин: Один человек из Куско продал душу дьяволу. Деньги, полученные за душу, он раздал бедным. Когда дьявол пришел за душой, появилась вдруг Богородица в образе Святой девы Альмудена, небесной покровительницы города Мадрида, и освободила человека от обязательств по сделке. На месте события трудами епископа Моллинедо был построен монастырь.
Со слов моего гида, район на холме за кладбищенской стеной - самое опасное место Куско. Чужие, включая полицию, там не ходят.
Когда епископ Моллинедо умер, тело его увезли в Испанию, а сердце захоронили под алтарем главного собора монастыря — Церкви Святой девы Алмудена.

Во время войны за независимость монастырь был разрушен. Когда в 1845-ом году муниципалитет разросшегося Куско принял решение обустроить кладбище (до этого в Куско кладбища не было, хоронили в катакомбах под соборами), выбор пал на место разрушенного августинского монастыря. 
Самое трогательное место кладбища: в это башенке совсем крохотные ячейки, здесь покоятся самые маленькие «обитатели» кладбища.
Руины разобрали, из их камня построили ворота и возвели кладбищенские стены, в которые, как ранее в стены катакомб, замуровываются гробы.
Гроб с телом находится в стене до тех пор, пока кто-то платит. Если платить перестают, гроб с останками сжигается в крематории. Под крематорий переделана одна из кладбищенских часовен.
В кладбищенской конторе узнал, что удовольствие в достойном месте покоиться на кладбише Алмудена стОит чуть больше 500$ за 10 лет. 
На деньги, которые «зарабатывает» кладбище, содержатся богоугодные заведения. Клиника для душевнобольных, одно из таких заведений, расположена прямо рядом с кладбищем.

Захоронения в стене расположены в шесть ярусов, самые дорогие посредине, а все, что выше и ниже — подешевле. Гроб задвигается в ячейку, ячейка закупоривается стандартной заслонкой и тщательно замазывается раствором.

Глубина ячейки больше, чем длина гроба, соответственно, между заслонкой и поверхностью кладбищенской стены есть небольшое пространство, которое используется для создания своеобразного мемориала в память о покойном. Рассматривать эти трогательные композиции можно часами. 

Похоже, покойник был большим начальником. Даже на том свете его охраняют.
Загадочная могила с кирпичами. 


Похоже, могила любившей жизнь хозяйки харчевни: справа веселый девичник. На самой одной из тарелок хит переанской куни Anticucho de Corazon - кусочки говяжьего сердца на шпажке. Слева — кухня. В левом чане бродит чича — культовый перуанский напиток. Классическую чичу готовят так: Женщины жуют выпеченный из кукурузной муки хлеб, пропитывая его слюной. Благодаря присутствующим в слюне ферментам крахмал преобразуется в сахар, что способствует брожению. Содержание алкоголя в чиче колеблется от 1 до 6 процентов, в зависимости от того, готовится напиток для повседневного использования или для торжественных религиозных праздников. По полу бегают морские свинки — перуанский деликатес. Живут морские свинки прямо в комнатах, по мере надобности их отлавливают ощипывают и, приготовив целиком или по частям, с удовольствиям едят. 
Вокруг обычая создания кладбищенских инсталляций существует целая индустрия: пластиковые фигурки святых заказывают в Китае, миниатюрные бутылочки и ящички с напитками везут из Боливии, люди с достатком и запросами заказывают фигурки местным скульпторам - недешево, но зато не как у всех. 



Как и любое старое, кладбище Альмудена обросло легендами. Одну из могил облюбовали местные колдуны для проведения злодейских ритуалов. Копоть и потеки черного воска - следы оккультной вредительской деятельности.
Черная свеча - обязательный атрибут злокозненной магии. Считается, что ритуалы, проведенные на этой могиле особенно эффективны.
Одна из могил содержится за счет профсоюза таксистов — там покоится (если покоится) прах женщины, которая в дни веселых городских праздников поднимается из могилы и отправляется танцевать. 

Повеселившись, дама садится в такси и велит отвезти ее на кладбище. По дороге жалуется на холод и просит у таксиста пиджак или куртку. Добравшись до места, водитель находит на заднем сиденье лишь оставленный пиджак — пассажирка исчезает без следа.
Могила женщины, которая, как утверждают местные таксисты, по-прежнему любит танцевать.
Вас подведут и к стене, где хоронят младенцев (для детских могилок выделена специальная стена с ячейками меньшего размера) и укажут на нишу-могилку с выгоревшей фотографией бородатого старика. 
Могила старика, перезахороненного в стене для младенцев.
Говорят, что человек это был отъявленным мерзавцем. Но даже мерзавцев любят. Родня горячо молилась за покойника, и Господь внял молитвам. Однажды служители кладбища обнаружили, что одна из могил во «взрослой» стене открыта. Они извлекли гроб, удивившись его малому весу. Открыв крышку, увидели вместо бородатого порочного старца тело младенца. Бог как бы зачеркнул всю его грешную жизнь, позволив предстать перед Страшным судом безгрешным младенцем.
Детская могила.
Детская могила.
Теребя четки, по кладбищу курсирует священник , готовый за небольшое пожертвование помолиться с вами у дорогой могилки.
Мальчишки, которые встречают посетителей у входа, за пару монет идеально вымоют «окошко» могилы.
Если друзья и родные, пришедшие проведать усопшего, курят, окурки не выбрасываются, а выставляются в «витрине» на видное место. Люди понимают: чем больше окурков, тем больше верных друзей у покойного и тем чаще они его навещают. 
Слева полочки с книжками. Не пропушена ни одна область человеческого знания. Похоже, покойный обладал энциклопедической эрудицией.
Гиды предлагают свои услуги. Днем и ночью (ночные экскурсии особенно популярны у туристов) на кладбище слышна разноязыкая речь. 

У кладбищенских ворот дежурят музыканты.


Родственники, пришедшие навестить покойного, не отказывают себе в удовольствии порадовать усопшего песней, а то и станцевать перед могилой под веселую музыку.

Веселый танец на кладбище, со слезами на глазах — я такого больше нигде не видел.

Очень живое место кладбище Госпожи нашей Святой Девы Альмудена в Куско, Перу.
Сергей Максимишин, Фото Jan Hodač,
ОБ АВТОРЕ

Сергей Максимишин, фотожурналист.

С 1999 по 2003 работал фотокорреспондентом в газете «Известия». С 2003 года сотрудничает с агентством «Focus», Германия.
Многократный призёр конкурсов Пресс Фото России и World Press Photo.
Выпустил книги:
в 2007 году «Последняя империя. Двадцать лет спустя» (Издатель «Тримедиа»)
в 2015 году «Сергей Максимишин. 100 фотографий» (Издатель: «Галерея Печати». Книга издана по подписке).

© 2017 All Rights Reserved
Фотографии и текст: Сергей Максимишин, Front.Photo.
Перепечатка и перепубликация этой и других публикаций Front.Photo в печатных изданиях или на страницах интернет-сайтов разрешается только с письменного разрешения редакции Front.Photo.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...