Наверх
Репортажи

Поиск людей - не игра в песочнице

Бердчане стали частью поискового братства "Лиза Алерт"
16.06.2019

Вот они какие. Не герои и не Бэтмены. За позывными «Ворона», «Медведь», «Флейта» стоят обычные люди, которых что-то заставляет часами лазить по болотам и лесам, чтобы найти пропавшего человека; для которых интересы их жизни не ограничиваются только интересами своей семьи и своего дома. 
Недавно Бердску пришлось тесно соприкоснуться с деятельностью поискового отряда «Лиза Алерт»: более сотни горожан вместе с отрядовцами, плечом к плечу, искали пропавшую Ирину Синельникову, пока не узнали о том, что она убита. И после этой трагедии бердчане не захотели остаться в стороне от того нужного дела, которым занимается поисковое братство.

Заместитель руководителя новосибирского отряда «Лиза Алерт», руководитель инфогруппы Алеся Яблонских и специалист по работе с новичками Леся Куграшова рассказали о направлениях деятельности в отряде, в которых можно реализовать свою потребность помогать людям на деле. Желающих познакомиться и влиться в ряды «Лизы Алерт» оказалось очень много: в журнале новичков записалось 75 человек из Бердска. 

Глядя на полный зал добровольцев, Леся отметила, что в кои-то веки ей приятно видеть столько людей, ведь они собрались не по печальному поводу. Леся живет в Академгородке, работает системным аналитиком. В отряде работает с новичками, кроме того ходит старшим поисковой группы.

Хочется быть полезным
Евгений Чепурнов, который пришел на встречу с ПСО «Лиза Алерт», уже участвовал несколько раз в поисках. Просто на собрании ни разу не был, в Новосибирск выехать не было возможности: «Да, во время поисков было очень сложно: болотистая местность, сыро, мокро. Особенно осенью, трава выше головы, крапива. Но если одеваться, как они говорят, соблюдать технику безопасности, все будет хорошо. Считаю, что если уж есть свободное время, то уж лучше примкнуть к этому отряду».

У Светланы Игониной вся жизнь связана с медициной: работала в травматологии, видела много пострадавших, и хорошо знает, что вовремя помочь человеку с травмой, тяжелой болезнью – это половина удачи. На группу «Лиза Алерт» была давно подписана, а последние события с Ириной поставили точку в этом вопросе: «Надо действовать! Хочется быть полезной».

Анна И. пояснила, что участвовала в поиске Ирины: сначала увидела комментарии в интернете, потом решила выехать в лес. «Мы тонули в снегу, всюду искали. И меня эта ситуация меня сподвигла на то, чтобы прийти. Чем нас больше, тем больше шанс найти человека!». По словам Евгения Карандашова, он попал в отряд случайно: «Когда пропала Ира, мы следили за тем, как развиваются события, на рабочем месте (туристический магазин охоты и рыбалки). И одновременно помогали поисковикам: снаряжали их фонариками, термосами. Я сам давно обучался этой специальности, имею навыки по оказанию помощи, но не закончил университет. А попасть в специализированные спасательные организации, спасательные бригады очень тяжело. И если мое желание помогать людям будет реализовано, если мои способности пригодятся, будет здорово».
Алеся Яблонских отметила, что собрание в Бердске – это первый опыт выездных встреч. И, наверное, полноценный отряд «Лиза Алерт» в Бердске, не будет существовать: «Но если здесь будут находиться активные люди, которые чуть раньше приедут, чуть быстрее выйдут на задачи, на какие-то полчаса окажутся ближе к месту поисковых мероприятий, то тот кусочек времени, который нам понадобится для поиска человека, существенно сократится».
В 21 веке люди не должны погибать

…История отряда началась с драматичных событий, случившихся в 2010 году в подмосковном Орехово-Зуево: пятилетняя девочка Лиза Фомкина вместе со своей тетей ушла в лес и не вернулась. Тогда не было поисково-спасательных отрядов. Родители девочки заявили в полицию, правоохранители и МЧС попробовало поискать, но поиск оказался неэффективным. Но очень мощный клич кинули в соцсетях: «Кто может, приезжайте, помогите найти ребенка!». Собралось несколько сотен человек, которые на протяжении 10 дней прочесывали лес. На девятые сутки нашли тетю, которая умерла от переохлаждения, потому что всю одежду отдала ребенку. Через сутки нашли Лизу, и ее тоже, к сожалению, спасти не успели. Это было для всех ударом. То есть, в сентябрьском лесу, под дождем, столько времени ребенок выживал, а несколько сотен взрослых были где-то рядом, но не могли ему помочь, потому что не имели оборудования, навыков. И тогда все поняли, что в 21 веке дети и взрослые не должны погибать при таких обстоятельствах. И решили, что этим делом надо заниматься серьезно.

В 2018 году поисковики «Лизы Алерт» всего разыскивали 430 людей (107 детей, 68 пожилых). Найдены живыми 322 человека (103 ребенка, 54 пожилых), найдены погибшими - 31 (1 ребенок, 8 пожилых), вообще не нашли 28 (3 ребенка, 6 пожилых). 
Сейчас ПСО «Лиза Алерт» - это мощная поисково-спасательная «машина», единая на всю страну. В Новосибирской области отряд «Лиза Алерт» действует с 2013 года. Начали с поиска Данилы Ромашко (13 лет) и Кости Кривошеева (8 лет).  
Пора бить тревогу, поиску быть!

Как организована поисково-спасательная деятельность и что делать людям, у которых случилась беда? Допустим, потерялся человек, близкие его хватились. Во-первых, отметила Леся, злополучное правило о том, что полиция может принять заявление о пропаже человека только спустя трое суток, это легенда! Вы можете сделать это хоть через 20 минут. Например, если бабушка ровно в 16 часов всегда садится смотреть свой любимый сериал, а уже полпятого, и вы не знаете где она, пора бить тревогу. Если человек знает о группе "Лиза Алерт", он звонит на горячую линию: 88007005452. Каждую секунду три оператора в разных городах страны сидят на этом номере. Это первые люди, которые сталкиваются с чужой трагедией. И их задача: сжато принять заявку и по закрытой системе передать ее в тот регион, где потерялся человек.

Следующее звено в системе поиска: инфогруппа. Сидя в интернете и на телефоне, представители группы узнают все о потерявшемся: обстоятельствах случившегося, что он любит, с кем дружит, чем болеет, взял ли телефон, есть ли документы, имеет ли гараж, дачу. Потом важно согласовать информацию с полицией, потому что если правая рука не будет знать, что делает левая, эффективность поиска будет падать. Дальше эта информация распространяется в сетях, различных пабликах. И вот, получив полную информацию от «прозвонщиков» и распространителей, руководитель инфогруппы принимает решение: поиску быть или нет?

- Когда мы искать не будем? Допустим, мужчина не вернулся с работы, жена забеспокоилась, звонит в отряд. Мы связываемся с полицией, и выясняется, что он забрал из сейфа три миллиона и в данный момент едет в аэропорт. Тут явный криминал и не наше дело. Но практически всегда поиск стартует. Особенно если потерялись дети; пожилые люди; люди, с психическими заболеваниями или те, кому нужно вовремя принять лекарство. И всегда активный поиск ведется всех, кто пропал в лесу: кто бы и где бы ни заблудился. Даже если из леса не вернутся Сталлоне и Шварценеггер. Даже если человек 20 лет подряд ходил в этот лес, а тут вдруг «бес попутал» …

Когда поисковики выходят в лес, там своя специфика поиска и подключаются дополнительные специалисты. Картограф готовит карты для поиска. Оперативный картограф сидит в штабе и «заливает» эти самые карты в туристический навигатор, с которым каждая группа отправляется в лес, в свой квадрат. Навигатор еще пишет трек, и когда эти треки собирают в ноутбуке, хорошо видно, где поисковики ходили, а где нет, какие задачи уже покрыты. Бумажные карты склеиваются в одну большую, заполняя пазл за пазлом… Радист принимает сообщения по рации, каждый раз записывая время, чтобы потом было проще восстановить ход событий.

Стать членом поисково-спасательного отряда может любой несовершеннолетний (можно прийти даже в 17, обучаться, и к 18 годам стать полноценной боевой единицей). «Я же ничего не умею, какой из меня поисковик?» – скажете вы. Так вот, друзья: здесь обучают добровольцев всем необходимым в поисковой работе навыкам. Главное: желание.
Однако Леся познакомила собравшихся с заповедями поисковиков, правилами, которые необходимо выполнять, потому что поиск людей – это не игра в песочнице, и дисциплина должна быть практически военная. Эти правила продиктованы необходимостью оперативно отреагировать на заявку и выехать на поиск человека:

- Во-первых, сообщество «Лиза Алерт» построено на основе доброй воли, взаимовыручки и бескорыстия. Мы не принимаем никогда денежных средств. И если вы где-то наткнулись на какие-то сборы, значит, действует мошенническая схема. Если вы хотите помочь, мы охотно принимаем то, что необходимо в нашей поисково-спасательной деятельности: это комплект батареек, стопка бумаги для печати ориентировок, покупка туристического навигатора. Это может быть покупка джипа, наконец. Но пока нам никто джип не дарил. Дальше: у нас сухой закон на учении и в поиске. И к этому нужно отнестись максимально серьезно. Следующее: строгая дисциплина и конфиденциальность, полученная в процессе поиска информации. Каждый владеет ровно таким куском информации, который ему нужно знать, чтобы выполнять свою задачу. И совершенно людям не надо знать, что пропавший человек ушел из дома, потому что на кого-то обиделся. Потому что людям дальше жить, и не надо, чтобы потом его возвращению сопутствовала волна разговоров.

Чтобы у этого ребенка было будущее…

Алеся Яблонских не выезжает на поиски, но именно ее голос звучит в телефоне: «Не забудьте, пожалуйста, термос с чаем. Сменная обувь и фонарик обязательны. Будете приезжать на место – регистрируйтесь».
 
- Я пришла в отряд больше трех лет назад. Началось все с того, что на глаза попалась статья «Пропала женщина». Был очень длительный и трагичный поиск, девушку нашли погибшей. И когда объявили такую же встречу новичков, пришла. Оказалось, что все не так страшно, сюда могут прийти не только молодежь, но и люди постарше. Для поисковой деятельности нет преград ни в возрасте, ни в мобильности. Вот приехали бердские ребята-колясочники: Аркадий и Роман. У нас есть Светлана из Черепаново, инвалид 1 группы, она инфорг, провела уже не одну сотню поисков. Отряд «Лиза Алерт» - это вторая часть моей жизни. И не нужно качать головой и думать: как можно все успеть? Мне 43 года, у меня двое детей, я по профессии прораб. У нас есть семьи, в которых по двое, трое, даже пятеро детей. Это координаторы, картографы – и все они тоже находят в своей жизни какой-то кусочек времени для поиска. Это и сложно, и просто одновременно.

Представители «Лизы Алерт» уже до такой степени давно в этом товариществе, в семье, и уже отвыкли от вопроса: «А зачем тебе все это надо?».
- Ты же можешь сидеть дома, заниматься семьей, детьми, вечером спокойно поужинать, сделать уроки и лечь спать. Но можно жить по-другому. Я помогу – мне помогут, мои дети это видят, и когда вырастут – понесут идеалы поисковой работы дальше. Просто есть желание не быть равнодушным. Мы видим, что многие вещи в нашей жизни не зависят от нас, мир порой кругом ломается, рушится. А здесь мы пришли, и мы сделали, и увидели результат. Однажды ребята выехали на поиск. Лето, дождь стеной, первая группа промокла за несколько часов, вывели вторую группу людей. И уже все: отбой задачам, все квадраты закрыты, все планируемые действия вроде бы выполнены. Человека не нашли. И последняя машина возвращается в штаб, но тут остановились у дороги по каким-то делам. И здесь находят дедушку: он больше суток пробыл в природной среде, не мог пройти, трава высокая. Его эвакуируют его до Скорой. И все – больше ничего не надо объяснять… Был случай, когда мальчишка убежал из дома и спрятался на чердаке. Ему холодно, голодно, кругом - мыши, птицы, он сам боится этой ситуации, в которой оказался. Такие бегунки, удрав из дома, получают еще больше проблем именно потому, что они не знают, как взаимодействовать с этим внешним миром. И вот ты этого испуганного, холодного, голодного ребенка снимаем с чердака, а у него зубы трясутся от холода и страха. И он понимает, что он не один... Или как пропали ребята в Маслянино: поиск вели три отряда, детей в лесу нашли охотники, и у пацанов после двух суток мытарств по снегу зуб на зуб не попадал… И если ты хотя бы один раз в году в этом участвовал, кого-то нашел, и этот ребенок остался жив, он вернулся в семью, и у него будет свое будущее, будет семья и свои дети. Вот ради этого мы работаем.


Найти новосибирский отряд «Лиза Алерт» можно в социальной сети ВК. В группе появляется пост: «Нужны люди на поиск!". Место сбора, форма одежды, лес или город. И обязательно появляются телефоны инфорга. Если вы готовы включиться в поиск, под постом можно написать, пеший вы или конный, и где находитесь. 

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...