Наверх
Герои

Как строить экологические тропы 
и помогать природе Байкала

Герой: Елена Чубакова, «Большая Байкальская тропа»
14.12.2016
Елена Чубакова – глава общественной организации «Большая Байкальская тропа». Под её руководством тысячи волонтёров со всего мира занимаются строительством экологических троп вокруг Байкала, создавая тем самым необходимую инфраструктуру для туризма. Ведь тропа – это не просто дорожка в лесу, а ещё и прилегающие к ней места для сбора мусора, туристические стоянки, кемпинги и информационные центры. Почти 15 лет ББТ помогает решать экологические проблемы Байкальского региона. Как это сделано?
В начале было

Сама идея строительства троп вокруг Байкала появилась ещё в 70-е годы у писателей и путешественников Олега Гусева и Валентина Брянского. И только в конце 90-х «Большая Байкальская тропа» стала развиваться как проект, финансируемый за счёт гранта от Фонда Российско-Американского Экономического Сотрудничества. Я как раз закончила биофак и работала в научном институте. В проект меня позвала подруга – Ариадна Рейда – первый руководитель ББТ от Федерации Спортивного Туризма и Альпинизма Республики Бурятия. Я стала волонтёром, так как с детства любила природу. У меня даже была мечта побывать во всех национальных парках и заповедниках нашего региона. А тут ещё и научные интересы совпали. Потом Ариадне пришлось уехать, а организацию оставили мне. Вот так спонтанно я стала руководителем. 

Как сделали. Шаги

До нас строительством троп в России никто не занимался, поэтому всю технологию мы узнавали у своих американских коллег. В 2004 году мы отправили в Сиэтл на стажировку трёх ребят. В организации «Корпус Земли» они получили все необходимые навыки, которыми потом делились со всеми нашими волонтёрами. Эти трое и стали первыми бригадирами. Они практически все проекты на себе вытащили. Это сейчас у нас уже отлаженная схема работы. А в 2005 году, когда я только стала руководить, на меня упало 30 проектов. Это шестьсот человек. Шестьсот! А у меня тогда никакого опыта не было. Но стоило мне посмотреть, как работают волонтёры, сколько они делают, причём абсолютно бесплатно, и я поняла, что это моё и никакой бизнес мне не нужен. 
 
Сейчас мы организовываем группы по 10-12 человек. У каждой есть свой бригадир, помощник бригадира и переводчик, так как много волонтёров-иностранцев. Бригадир – это главное лицо. Он знакомит с техникой безопасности, учит обращаться с инструментами, ну и непосредственно показывает, как же строить тропы. В этом деле много тонкостей, нужны специальные знания. Поэтому обучение бригадиров длится как минимум 3 года. Первый год они изучают медицину, психологию, и, конечно, то, как делается полотно тропы. Второй год они ездят уже помощниками. На третий начинают строить тропы. И только ещё через год им доверяют делать ступени и мостики для горных рек. Здесь надо понимать географию, геологию, водный режим местности.
Для простых волонтеров всё проще. Сначала знакомим с техникой безопасности. Показываем, как работать с инструментами, как разводить костер, как картошку чистить, потому что некоторые даже этого не умеют. И естественно, учим строить полотно тропы: в наших условиях мы убираем грунт на 60-90 см до минеральной подстилки, определяем уровень наклона, чтобы вода правильно стекала и чтобы не началась эрозия почвы. А вечером у нас культурные мероприятия.

С волонтёрами у нас никогда не было проблем. Желающих даже больше, чем мы можем принять. Сейчас мои первые волонтёры уже стали мамами и папами. Они привозят своих детей. У меня в такие моменты столько эмоций! Мы же не просто с ними тропы делаем, мы стараемся в каждом воспитать лидера. Помню, пришла ко мне девочка 16-летняя. Маленькая, худая. Я смотрю на неё и думаю: «Боже мой, какой из неё лидер». 10 лет она уже с нами. Стала одной из лучших. То есть у нас нет разницы между участниками. Мы даже людей с особенностями развития берём. Просто поближе их на проекте ставим. Например, они помогают еду готовить или культурные мероприятия организовывать. 
 
С чем возникают проблемы

Мы сейчас застряли на стадии поддерживания троп. Чисто теоретически за это время можно было бы чуть ли не всю тропу вокруг Байкала построить. Изначально мы думали, что вот сделаем тропы, а потом поддерживать их будут инспекторы заповедников. Но всё оказалось не так просто. В национальных парках один инспектор на 1000 км, который тропы строить, увы, не умеет. А это ведь инженерные сооружения. Их надо каждый год поддерживать. Поэтому мы сейчас сами за ними следим. Нельзя же так вот взять и бросить. Это ж наше детище, наше лицо. 

Я раньше думала, зачем крупные организации всякие филиалы открывают? Теперь понимаю. Ведь иначе мы просто лопнем. У нас уже столько опыта, столько знаний. Нас постоянно зовут разные регионы на совместные проекты или программы обучения их нашему мастерству. Но у меня нет людей, которые могут сейчас бросить свою основную работу и поехать бригадирами туда. Нет постоянного штата. А я этим людям платить не могу, потому что у меня в принципе нет на это денег. Сейчас эта наша основная проблема. Одна я со всем не справляюсь. Организация слишком большая. Мне нужно хотя бы человек 8 постоянных помощников. Если в ближайшее время мы не найдём денег, мне не останется ничего, как закрыть ББТ. 

Сколько надо денег 

В идеале с учетом всех проектов не больше 3 миллионов рублей в год. На зарплаты штатных сотрудников и налоги. На самом деле, один километр тропы стоит 2,5 миллиона. Мы сейчас такие тропы построить не можем, поэтому для материала используем поваленные деревья, местные камни. Всё только подручное. А технику закупать помогает En+Group. Они дают нам порядка 800 тысяч в год. Кстати, благодаря этому мы и приехали в Москву на семинар для представителей социально-ответственного туризма. Это совершенно новое направление для российского туризма, развитием которого занимается Наталия Дронова.
Как искали деньги и людей 

Долгое время мы жили за счёт грантов. Сейчас их нам не дают, объясняя тем, что мы уже немолодая организация. Я писала везде: в администрацию, в Министерство природных ресурсов и экологии, частным лицам, даже в Министерство культуры обращалась. Но это замкнутый круг. Минприроды могут нас финансировать через ООПТ (особо охраняемые природные территории). Национальные парки и заповедники очень хорошо к нам относятся и рады бы помочь, но они сами бюджетники. Придётся ведь объявлять аукцион. И выиграет его какой-нибудь ИП (индивидуальный предприниматель), и понастроит там неизвестно чего. Этого и боятся ООПТ. Частники тоже не откликнулись. А становится коммерческой организацией не хочу. Тогда исчезнет идея проекта – безвозмездная помощь природе. И в настоящий момент я уже не знаю, куда идти и к кому обращаться. А если всё-таки закрою «Большую Байкальскую тропу», я душу потеряю. 

У кого научиться (контакты):

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...