Наверх
Герои

Кунгурская "Дармарка"

Ольга Вшивкова из Пермского края открыла в провинции ярмарку-раздачу вещей нуждающимся
08.05.2018
В центре города Кунгура Пермского края, в бывшем имении династии купцов Грибушиных, где ныне работает Дом культуры машиностроителей – спуск в подвал. На дверях входа - расписание работы социального проекта по раздаче бесплатных вещей «Дармарка». Знатоки в курсе: «хозяйка» этого подвала, председатель фонда «Кунгур – территория добра» Ольга Вшивкова в рабочие часы бывает здесь каждый день. Дверь «Дармарки» постоянно открывается, - и на встречу ли, на совет ли, заглядывают кунгуряки. Два шага по деревянной лестнице вниз – и попадаем в атмосферу производства добрых дел. Как в том магазинчике из книги Роулинг про Гарри Поттера, где торгует волшебными палочками старый Гаррик Олливандер, у нее для каждого найдется свой ингредиент осуществления волшебства. 

В бывшем купеческом особняке "Дармарка" работает уже третий год
Одному посетителю достаточно номера телефона нужного человека, второму для счастья хватит старого чемодана, третьему – душевной беседы за кружкой чая. А у многих обратившихся путь к улучшению жизни лежит через конкретные финансовые цифры. Когда она в одиночку помочь не в силах, - в «дело» подключаются многочисленные контакты: предприниматели, чиновники и конечно, неравнодушные горожане. Перед Новым годом 70 тысяч рублей перевел предприниматель на счет фонда и тем самым помог девочке с ДЦП пройти курс реабилитации в медицинском центре Челябинска. Однажды местный депутат «выложил» из кармана 25 000 в копилку фонда в первый раз, а во второй раз его пожертвование помогло пройти подопечной фонда сложный генетический анализ в Москве. Так же неоднократно всем городом собирали на курсы реабилитации еще одному больному мальчику с ДЦП – сумма составляла 130-170 тысяч каждый раз. С миру по нитке - кто сколько может. 
Председатель благотворительного фонда "Кунгур - территория добра" Ольга Вшивкова на своем рабочем месте
Стена над компьютером в импровизированном «офисе» завешана благодарственными письмами. За каждым – дело или череда маленьких шагов по улучшению мира. 
 - «За оказание благотворительной помощи в виде настольных игр осужденным»,
  - «За помощь в приобретении в новогодних подарков школьных принадлежностей и одежды юным пациентам противотуберкулезного санатория», 
 - «За помощь в организации добрых сюрпризов для детей», 
 - «За участие в сохранении исторического и культурного наследия Кунгура», 
 - «За постоянную поддержку и помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации», 
 - «За ряд мероприятий для детей категории «Особый ребенок». 

Самое неприметное письмо висит в рамочке на простом листе формата А4 – от губернатора Пермского края о награждении знаком «Волонтер Прикамья». Этот значок она лично получила от экс-губернатора Пермского края В.Ф. Басаргина в 2017 году. Каждая «победа» - в маленьких строчках местных газет. Ольга любовно хранит все ссылки на своих страничках в соцсетях или складывает в специальную папку. 
"Женскому подворью в Пророко-Ильинской пустыни в селе Колпашники требуются семена моркови"
 - Как ты пришла к этому? – решаюсь задать вопрос после её очередного рассказа о том, как снова кому-то помогла.
- Это длинная история, - вздохнув, говорит она. - После смерти родителей в 2007 году я поехала по монастырям в паломнические поездки, и среди них было путешествие по Золотому кольцу. Эта поездка мне многое дала. В дороге я задумалась, что ничего не знаю о месте, где сама живу. И, когда вернулась, увидела объявление в местной газете: «Женскому подворью в Пророко-Ильинской пустыни в селе Колпашники требуются семена моркови». 

Колпашники в 20 километрах от нашего города. Я загрузила всю машину домашним скарбом, необходимой утварью и поехала. Дверь монастыря открыла мать Мария. Это потом она мне говорила, что нужно любить всех, а я отвечала, что не умею: могу легко раздавить червяка или накричать на человека. Но с годами чувство любви, принятия и смирения во мне начали проявляться... А потом мы познакомились с отцом Кириллом и Ниной Васильевной Карасевой и фондом для ВИЧ-инфицированных «69 параллель» , какое-то время я делала для фонда бухгалтерские отчёты. А потом решила создавать свой фонд, придумала название: «Кунгур – территория добра». 
Меня вскоре познакомили с практиканткой местной газеты «Искра», которой надо было помочь сделать три добрых дела. Мы очистили территорию Дома малютки, а затем создали проект «Дармарка» - сбор ненужных вещей у населения и раздача их нуждающимся. Три выездных мероприятия было у нас в 2012 году, а в 2013 году каждую субботу и воскресенье при ДК Машзавода стали делать стационарные «дармарки»: люди приходили к нам, приносили вещи и брали для себя понравившиеся бесплатно. Первое время все вещи хранили просто у себя дома. Когда их стало слишком много - перевезли всё в небольшой подвал при Доме культуры.
Благодаря «Дармарке» про Ольгу Вшивкову узнал почти весь город: в подвальчик потекло накопленное годами добро из кладовок и стеллажей кунгуряков – наконец-то вещи дождались «своего часа». Так она стала обладателем ремесленного ткацкого станка, чугунных утюгов, прялок, самоваров и гардероба советского человека. Потихоньку экспонаты составлялись ради интереса на видном месте, но в итоге открылась для посещения «Ретро-комната» в советском стиле. 
У нас был такой сервиз!
 Моя мама носила такое платье!
Этот ковер висел над диваном моей бабушки
Это типичные фразы, которые она слышит во время экскурсии по комнате. Любой человек, попадающий в атмосферу комнаты, пропитывается ностальгией по СССР. 
 Интерьер советского быта стал толчком для создания фотопроекта «Вчерашний день», который она организовала в рамках благотворительной ярмарки ручных изделий. Любой желающий мог примерить бабушкины наряды, пописать чернилами в советской тетрадке, попить чаю из старинного самовара.  И сама же приняла в нем активное участие. 
"Не пропадать же моей винтажной шубе!" - громко кричит она и вытаскивает из гардероба экспонат, которому любая fashion-дама позавидует. 
Мама, я никогда больше не буду ползать!
Добровольные пожертвования от мероприятия пошли в копилку фонда – помочь семье Пределиных покупкой посуды к новоселью. Эта семья давно «на контроле» у Вшивковой – когда-то мальчику Кириллу с болезнью ДЦП силами фонда купили инвалидную коляску. До этого по квартире он передвигался ползком. «Мама, я никогда больше не буду ползать!» - воскликнул мальчишка, увидев чудо-кресло.   
 - Мы все вышли оттуда со слезами на глазах. Я поняла, что не смогу больше спокойно жить, зная, что таким детям нужна любая помощь». Сейчас Кириллу Пределину 11 лет, он передвигается в инвалидной коляске, находится на дистанционном домашнем обучении и общается с внешним миром через интернет и делает успехи в научных сообществах и интеллектуальных играх. 

к Кириллу Пределину пришел в гости Дед Мороз Оля Вшивкова
Для поддержки семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья она создала объединение "Дети-ангелы радости" (ДАР). Сейчас в списке около 100 семей, а активных около 30-ти человек, которым интересно общаться друг с другом и жить активной жизнью. С ними она организует поездки по Пермскому краю и соседним регионам. Для них она готова не спать ночами, пробивать любые чиновничьи стены, просить о помощи предпринимателей. К праздникам – чаепития, организация фотосессий с мамами. В 2017 году Ольга получила свой первый государственный грант – 200 тысяч на организацию детской сенсорной комнаты, закупила развивающие игры, игрушки с разными текстурами, бассейн с мячами, - чтобы в любой момент сюда могли прийти на занятие ее подопечные. На что хватило денег - сделали ремонт, закупили развивающие игры, остальное "доукомплектовали" так же силами благотворителей и самих родителей.

В сенсорную комнату приходят мамы с детьми, проводят занятия и общаются друг с другом
- Почему ты решила заниматься именно детьми с ОВЗ?
- С особенными детьми никто не занимается. А вдруг среди 20-ти человек мы можем найти двух-трех, которые могут в будущем заниматься, к примеру, бизнесом. Это и трудно, и многие боятся, не готовы к общению с такими детьми, сколько бы ни говорили кругом про инклюзивное образование, организацию доступной среды… Тут Ольга достаёт из шкафа маленькую коробочку и открывает крышку.

 – Вот смотри, сюда я собираю разные украшения для Даши Затейкиной. Это ведь уже никто носить не будет: многое сломано, утеряны детали, но видела бы ты, как она радовалась, когда мы подарили ей бусы и заколки в Новый год. Она крутилась перед зеркалом и была счастлива от этих простых "безделушек".

 Дарье по паспорту - 15 лет. У нее синдром Дауна. Воспитывает её бабушка-опекун. Даша любит быть в центре внимания, крутиться перед зеркалом и получать комплименты. 
С 25 марта по 31 марта бабушка с Дашей едут в областной лагерь «Дружный», где будет организована смена для таких же детей. «И это первые из города! Единственные!» - восклицает Ольга, и глаза ее светятся гордостью. И тут же добавляет задумчиво: "Мне бы компенсировать им часть затрат на поездку, а то у них даже на еду не останется".
Даша Затейкина больше всего любит, когда ее называют красивой
Дарья Затейкина с бабушкой угощают чаем посетителей на благотворительной ярмарке
Наш разговор постоянно прерывает мелодия звонка ее телефона. «Хорошо. Сейчас узнаю» - коротко отвечает она и говорит, что звонил отец Кирилл из храма в селе Каширино, просит найти машину горбыля. 
Отца Кирилла, ныне служителя Свято-Николаевского храма в Кунгуре,  в 2012 году назначили настоятелем разрушенного храма в умирающем селе в кунгурском районе. От «храма» там было одно название – в советские годы под сводами куполов работала моторно-тракторная станция. 
«Будем восстанавливать» - сказал батюшка. Все эти годы Ольга помогает ему в этом нелегком служении. Сейчас в храме уже проводятся службы, но работы еще очень много. Она всегда рядом: помочь с заказом угля для отопления или – вот, найти машину горбыля подешевле. 
 - Теперь после шести лет восстановительных работ Спасо-Преображенский храм в Каширино привлекает всех православных христиан на богослужения, которые проходят по великим праздникам и сердце и душа радуются, что храм преобразился, - говорит она уже мне.  - И керамогранит на полу, и церковная лавка есть, и даже резной иконостас!
начало работ в храме села Каширино
Мы все благотворители варимся в собственном соку. Я устала разрываться во все стороны.
Когда у меня уже идет голова кругом от порции добра, которое своим ежедневным трудом производит одна простая женщина, я спрашиваю:

- Оля, что самое главное в твоей работе?
- Самое главное – не падать духом, - спокойно отвечает она и тут же быстро добавляет: а упасть порой очень хочется! Особенно когда добрые дела оказываются неоцененными. Знаешь, у меня сердце кровью обливается от одной ситуации – микроавтобус, на который деньги вся Европа собирала, стоит под снегом в Доме малютки.

- Давай поподробнее?
- Француженка Эллен Тексье с мужем усыновили 8 лет назад из кунгурского Дома малютки двух детей. А у них не принято скрывать от детей, откуда они родом, поэтому они каждый год летом привозят их на родину, чтобы они знали свою историю. И впоследствии стала делать совместные проекты с кунгурскими детьми. Она как руководитель танцевальной студии, сделала танцевальный флешмоб «Дружат дети всей земли», потом стали обмениваться рождественскими открытками и пасхальными подарками с нашими школьниками. Она сделала грандиозный подарок Дому малютки – микроавтобус! 22 места, представляешь? Чтобы они детей вывозить могли в кино и театры, в зоопарк пермский свозить. Ее миротворческая добровольческая миссия не вызывает сомнений, но почему-то недавно нам стали запрещать проводить совместные проекты, поставили под вопрос благие намерения ее действий. И этот микроавтобус теперь стоит без дела, потому что администрация детского учреждения говорит, что у них нет для него водителя. У меня нет слов и опускаются руки после таких ситуаций.

Ольга замолкает и печально смотрит на меня. И решается на откровение:
- Мы все благотворители варимся в собственном соку, потому что очень сложно получить взаимодействие с администрацией. Я иногда ничего не могу добиться от отдела Минсоцразвития и от них в мою сторону тоже никогда никаких инициатив не поступает. Я просто устала разрываться во все стороны, а все вокруг меня ждут команды, что делать, куда идти, а мне хочется скоординироваться на одном деле. 
 
- Чем бы ты занялась?
- Моя большая мечта – открыть Дом престарелых при храме, где бы я ухаживала за стариками. Я нашла дом и мечтаю переехать подальше от города. Буду общаться с бабушками, служить при храме, садить огород и жить спокойной жизнью, а не это вот всё, - она разводит руками. 
Дома ее ждет одинокая 86-летняя бабушка «Анка» - брошенная всеми Анна Афанасьевна Котикова. Она – первый и пока единственный постоялец будущей богадельни. «Вот почему никто не может мне дать в займы денег на покупку дома? Я бы продала квартиру и отдала долг…А сейчас могла бы уже рассаду садить» - мечтательно говорит Ольга и смотрит куда-то в окно… 

Но ее словам почему-то никто не верит – только улыбаются в ответ. Все надеются, что она останется в городе: шевелить зачерствевшие души, задавать чиновникам неудобные вопросы, и каждому страждущему выписывать личный рецепт веры в добро. 
Когда рядом есть храм  - её душа находит покой

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...