Наверх
Герои

"Я думал, что готов, но жизнь показала, что она многограннее..."

Сергей Кочерга - военный прокурор, полковник юстиции, боевой товарищ, надежный друг и семьянин.
19.05.2022
Я, как и многие подростки, редко задумывалась о том, через что прошли мои родители. Что сделало их такими людьми? Почему у них есть те или иные черты характера?
Я решила узнать о некоторых событиях жизни своего отца.
1965 год. В Саратовской области, в городке Балашов, 28 октября в семье шахтера и учительницы родился первенец – сын Сергей. Как говорили его родители, он был "ребенком любви". С раннего возраста Серёжа был не по годам сообразительным и ответственным мальчиком, и всё не просто так – после него в семье появились брат и две сестры, а значит ему, как самому старшему, нужно было приглядывать за ними. 

В 1973 году, в возрасте 8 лет, Сережа пошел в первый класс средней школы 83 города Караганды. Учиться в школе Сереже нравилось, поскольку, помимо занятий, была активная внешкольная жизнь – различные спортивные секции, кружки и многое другое. В период обучения у мальчика было много товарищей, некоторые из которых стали друзьями на всю жизнь.
Со школьных лет Сергей мечтал стать офицером, поскольку его дедушка и дяди проходили военную службу в Вооруженных силах и правоохранительных органах СССР. По окончании обучения в школе в 1983 году, Сергей попытался поступить в военное авиационное училище в Кургане, но не прошел по конкурсу.

Вернувшись домой, он устроился на работу токарем на шахту, а в ноябре того же года призвался в армию в спецчасти внутренних войск МВД СССР.

В армии его желание быть офицером укрепилось. В период прохождения службы он познакомился с сослуживцами, с которыми поддерживает общение по настоящее время.
По окончании военной службы Сергею улыбнулась удача – он был зачислен на рабочий факультет(рабфак) Карагандинского государственного университета. Уже в июне 1986 года он успешно сдал экзамены и был зачислен на первый курс юридического факультета.
Сергей в армии
Во время обучения в университете Сергей проходил практику и был ознакомлен с работой различных направлений юриспруденции: юрисконсульта, трудового инспектора, судьи, работника следственных органов и прокуратуры.

К окончанию университета Сергей решил связать свою профессиональную жизнь с органами военной прокуратуры, куда поступил на службу в октябре 1991 года. На протяжении 30 лет Сергей Анатольевич проходил службу от следователя до прокурора отдельного гарнизона, в различных уголках СССР, а в последующем Российской Федерации.
 
В его профессиональной деятельности случались события повседневного характера, связанные с риском для жизни, а также курьезные. С некоторыми из них мы познакомимся прямо сейчас.
Сергей - следователь военной прокуратуры Карагандинского гарнизона.
Глава 1. Тагильский дрифт.

Трезво оценил ситуацию, отключил все эмоции.
Нижний Тагил. "Лихие 90-е". После развала Советского союза в стране шел передел собственности, финансов, основных средств производства и природных богатств. На этой почве произошел всплеск преступности, которая приобрела организованный характер в виде групп, банд и т.д., действовавших нагло, напористо, пренебрегая нормами закона. Я решила узнать у Сергея Анатольевича немного больше об этой ситуации.

Сергей Анатольевич повел себя смело, как и подобает офицеру. Однако, для более точной картины я решила пообщаться с очевидцем того происшествия – Дмитрием С.
  • Я:
    Дмитрий, расскажите пожалуйста, когда и как вы познакомились с Сергеем Анатольевичем и какое впечатление он на вас произвел?
  • Дмитрий С:
     Первый раз я познакомился с Сергеем Анатольевичем когда он приехал служить в военную прокуратуру 03518. Я тогда был солдатом. Он показался мне общительным, улыбчивым человеком, приятным в общении. Поскольку я был солдатом, для меня это было очень хорошо.
  • Я:
    Помните ли Вы обстоятельства и ход расследования уголовного дела, связанного с хищением специального оборудования военно-авиационной техники в Нижнем Тагиле?
  • Дмитрий С:
    Да, помню. Я столько с ним мучился, что сложно забыть. Дело было очень большое. Там было две преступные группы и очень много самолетов было повреждено, очень много.
  • Я:
    В ходе расследования, угрожали ли Вам и вашим коллегам? Если можно, расскажите в подробностях, пожалуйста.
  • Дмитрий С:
    Те времена, начало 90-х. Нижний Тагил, как и часть Екатеринбурга и Уралмаша славились своими бандитскими группировками. В этих условиях приходилось работать. Единственное, что можно вспомнить – прямая угроза в ходе передвижения по Нижнему Тагилу, в самом начале расследования дела. Поздно вечером мы возвращались из военной части и попали в окружение бандитских группировок. Местность была хмурая, болотистая, поэтому было страшновато, когда мы вдруг обнаружили, что на нас начали охотиться. Нас, конечно, предупреждали, что могут быть такие ситуации, но, поскольку я, например, в таких ситуациях никогда не был и увидел, что это на самом деле происходит, было не по себе. У офицеров было оружие, а у меня то его не было, так как я был солдатом. Поскольку ситуация была неожиданная, я даже не знал, что и как я буду делать.
  • Я:
    Как, по Вашему мнению, повел себя Сергей Анатольевич в критической ситуации? 
  • Дмитрий С:
    Сергей Анатольевич, благодаря тому что трезво оценивал обстановку, отключил все эмоции, действовал быстро и правильно, планировал на ходу тактические действия, чтобы нам избежать вот этого преследования.
Сергей Анатольевич повел себя решительно. Эта черта, как и многие другие, присущи его характеру. Таким образом, он спас себя и своих товарищей.
Сергей Анатольевич с сослуживцами во время расследования хищения имущества с самолетов
Глава 2. Потеря.
Я иногда слышу его голос у себя в голове
2000 год. Сергей Анатольевич перевелся в Москву и стал служить в одном из управлений Главной военной прокуратуры. Первое декабря. Сидя в комнате оперативных дежурных, Сергей принимал доклады о происшествиях за сутки из военных прокуратур округов и флотов. Это было обычное дежурство, до того момента пока не поступил доклад из Северо-Кавказского военного округа. 
Эта смерть, смерть товарища, произвела глубокое впечатление на Сергея, поскольку погиб его ровесник. Чуть больше об этой трагедии я решила разузнать у другого сослуживца Сергея Анатольевича – полковника юстиции Виктора Ефименко.
  • Я:
    Виктор Викторович, не могли бы Вы рассказать о гибели Романа Григоряна немного подробнее?
  • Виктор Ефименко:
    Поздно вечером мне позвонил Сергей, мой сослуживец по Караганде. Его голос дрожал, был взволнован и печален. Я спросил его, что случилось, и он ответил, что находится на дежурстве по ГВП. Буквально несколько минут назад ему поступило сообщение из Ростова-на-Дону о гибели нашего сослуживца – Романа Григоряна. Я спросил, известно ли как он погиб. Сергей сказал, что машину, в которой Рома возвращался со служебного задания, расстреляли боевики. 
  • Я:
    Скажите пожалуйста, какое впечатление, по Вашему мнению, произвело на Сергея Анатольевича это известие?
  • Виктор Ефименко:
    Он был очень расстроен и огорчен, так же, как и я, поскольку это был наш ровесник. Осознание того, что Рома погиб молодым, в самом рассвете карьеры, произвело на Сергея и на меня неизгладимое впечатление. Мы поделились этим друг с другом.
Стоит заметить, что поступление известий о смерти тех или иных людей – данность, исходя из характера работы Сергея. Но именно гибель товарища еще долго не давала ему возможности   свыкнуться с этой мыслью.
Сергей в служебном кабинете управления ГВП
Глава 3. Встреча с внуком.
Ты Сергеевич, и я Сергеевич. Папа был очень рад!
2003 год. Холодный февральский денек на Урале. Сергей Анатольевич вместе с женой и годовалым сыном сюрпризом прилетел к родителям. У него была своя негласная традиция: приезжать в гости к родителям без предупреждения, поскольку он знал, что если их предупреждать, они начнут суетиться. Более того, был прекрасный повод – показать сына родителям вживую.
К сожалению, мне не удалось поговорить с обоими родителями Сергея Анатольевича, так как его отец скончался летом 2010 года. Однако, мне удалось расспросить его мать – Людмилу Фёдоровну.
  • Я:
    Людмила Фёдоровна, как часто Вы виделись со своим сыном?
  • Людмила Фёдоровна:
    С тех пор как Сергей переехал служить в Екатеринбург, он часто бывал в командировках и разъездах. Наши встречи носили незапланированный характер. В разговорах он сообщал о том, что собирается приехать, но даты не называл, из-за загруженности и переменчивости его работы. Поэтому, его приезды зачастую были неожиданными и радостными.
  • Я:
    Какие эмоции у Вас вызвал его спонтанный приезд, да ещё и с внуком?
  • Людмила Фёдоровна:
    Мы безусловно были рады встрече с внуком! В силу обстоятельств остальные наши дети поменяли свои фамилии, и только Сережа продолжает носить фамилию своего отца. Когда мы узнали, что у Сергея родился сын, мы обрадовались тому, что наш род будет продолжаться.
Казалось бы, такой серьезный и сдержанный Сергей все-таки дает волю эмоциям, когда он рядом с теми, кого любит. Эмоции одерживают верх, и он улыбается, как и все люди, ненадолго позабыв о тяжестях работы.
Сергей Анатольевич с супругой
Глава 4. Спасение "утопающей".
Я не думала, что он каждому встречному-поперечному будет помогать
2011 год. Жара. В Караганде летом температура достигает почти 40 градусов. Этим прекрасным солнечным днем Сергей Анатольевич решил прогуляться по набережной вместе с супругой и детьми. Однако прогулка немного вышла из под контроля.
Чтобы более подробно узнать о "спасении" женщины, я взяла комментарий у жены Сергея Анатольевича – Ольги Николаевны.
  • Я:
    Ольга, каким был Сергей в ваших глазах, когда вы впервые встретили его?
  • Ольга:
    Впервые я узнала его довольно близко когда мы вместе ехали из Караганды на Урал. Он ехал в Екатеринбург, а я к тёте в Березники. Мы разговорились, и тогда он показался мне заботливым, веселым, очень хлопотливым.
  • Я:
    Вы знали, что он офицер?
  • Ольга:
    Да.
  • Я:
    У вас не сложилось впечатления, что он несколько серьезный и зрелый в связи с этим?
  • Ольга:
    Он был уже взрослым человеком, естественно не мальчишкой, но ассоциаций, что он такой именно из-за того, что он военнослужащий, не было.
  • Я:
    Что первое пришло Вам в голову, когда Сергей бросился спасать "утопающую" девушку?
  • Ольга:
    Первое, что пришло в голову – страх. Мало ли, она там барахтается, вдруг и с ним что-то случится? Потом – растерянность, когда он начал выбрасывать личные вещи на асфальт, не задумываясь об их состоянии. И в самом конце – облегчение от того, что все закончилось хорошо, никто не умер и не пострадал.
  • Я:
    Ожидали ли Вы такого поступка от своего мужа или это было той стороной, которую Вы прежде не знали или не замечали?
  • Ольга:
    Я думаю, что по другому он поступить не мог, но я не ожидала, что он каждому встречному-поперечному будет помогать.
  • Я:
    Почему он не мог поступить иначе?
  • Ольга:
    Это не в его правилах. Он не может пройти мимо, когда кто-то просит о помощи.
Ситуация получилась действительно комичной. И всё же, Сергей бросился на помощь, пусть даже и спасать было некого и не от чего.
Сергей. Лето 2011 года.
Эти истории, радостные и не очень, показали мне, что мой отец преодолел немало испытаний и приключений в своей жизни. Черты его характера, которые раньше казались мне невыносимыми, приобрели смысл: эти черты появились не просто так. 

В процессе я посмотрела на отца под другим углом: он больше не был строгим и чересчур ответственным, испарилась и его заносчивость. Я будто разговаривала с другом, который столкнулся с потерей близких людей, страхом смерти, осознанием того, насколько опасной и непредсказуемой может быть его профессия.

Я уверена, что это лишь малая часть того, что он пережил. И, к сожалению или счастью, многое ещё предстоит пережить.

Этим текстом я хочу показать, что родители не всегда такие, какими мы их видим. Порой им сложно поделиться чем-то со своими детьми, ведь реакция может быть какой угодно. Всё, что вам нужно сделать – проявить инициативу и позволить им рассказать что-то важное, и тогда они раскроются с другой стороны!

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...