Наверх
Герои

Занинское рукоделие, или как пермячка спасает целое направление в искусстве вышивки

Елена Белякова из Перми обнаружила удивительную находку в семейных "сундуках". С десяток ковров, которые вручную много лет назад создала ее прабабушка, сейчас собирают вокруг себя толпы любопытных глаз. Красота изделий удивляет и экспертов в области народ
20.10.2018
Она родилась в Перми, в простой семье. Однако, мама главной героини зачастую что-то вязала или шила. Хочу познакомить Вас, дорогие читатели, с женщиной, которая всегда увлекалась рукоделием и старалась вдохновлять на творчество других. Развиваться творчески, считает пермячка Елена Белякова, очень важно, тем более, когда сама в силах делиться навыками рукоделия, а они, к слову, напрямую связаны с семейными корнями. История Елены, на мой взгляд, достойна отдельного фильма или даже книги. Дело в том, что абсолютно случайно пермячка обнаружила в «сундуках» настоящее семейное наследие. Это потрясающей красоты ковры, вышитые простой мастерицей из деревни Занино. Звали ее Анфиса, прабабушкой Елены Беляковой. Благодаря огромному желанию не только рассказать, но и показать ручные полотна как можно большему числу людей, уже в следующем году с выставкой уникального семейного «сокровища» Елена Белякова объедет и мегаполисы, и духовные центры России. Сегодня о коврах бабушки Фисы снимают репортажи и пишут статьи в журналах. Елена с удовольствием рассказывает о старинных коврах, а также о новом проекте, который, по мнению нашей героини, поможет к тому же возродить интерес к вышивке ковров среди современных мастериц разных возрастов.
Елена Белякова
- Елена, здравствуйте!

- Здравствуйте, Наталья!

- Давайте познакомимся: где Вы родились и кто Ваши родители…

- Я родилась в городе Пермь Пермского края, живу здесь с рождения. Моя мама - инженер, отработала всю жизнь на заводе.

- Мне известно, что Вы с детства увлекаетесь рукоделием… И первую свою салфетку связали в детском саду, верно?

- Да, верно! (улыбается) Действительно, свою вою первую салфетку крючком связала в детском саду, я подарила ее маме на 8 марта. А в школе на уроках труда, когда девочки шили фартуки, я шила себе брюки. Мне кажется, что рукоделие в нашей семье - увлечение на генетическом уровне. В каждом колене нашей родословной были и есть талантливые люди, которые реализуют себя в разных творческих направлениях.

Например, мой дедушка – священник, оратор, его называли «Уральским Златоустом». Моя бабушка в молодости прекрасно пела и вышивала. Жаль, что многие ее работы погибли при пожаре. Моя мама, как я уже говорила, и шила, и вязала всю жизнь, а, выйдя на пенсию, занялась лоскутным шитьем, смастерила уже более 130 одеял. Моя двоюродная сестра – талантливая пианистка, работала с ведущими артистами пермского оперного театра. Вторая двоюродная сестра открыла авторскую школу вязания в Санкт-Петербурге. Моя троюродная бабушка занималась ковровой вышивкой, создала прекрасные работы, которые дарила близким и подругам. Сейчас я собрала эти работы в одну коллекцию.

- Я хочу обратить внимание читателей на тот факт, как сильно Вы цените семейные традиции. Расскажите, пожалуйста, историю удивительной коллекции ковров?

- Действительно, сокровище собрано очень ценное. Начну издалека. 13-ть лет назад мы с мамой купили дом в деревне Занино Кишертского района Пермского края. Это наша малая родина: там жили наши прабабушки, там родился мой дедушка, там до сих пор живут семьи по двоюродной и троюродной линии. В доме моей троюродной тети мы обратили внимание на ковер на стене. Его рассматривать можно было часами, столько в нем красоты! Начали расспрашивать, мол, кто делал, когда и каким способом? Оказалось, что это – потрясающая ручная работа в технике ковровая вышивка, а вышивала моя троюродная бабушка – Анфиса Ивановна Пихтовникова. Позже выяснили, что это не единственная работа, что вышитых ковров было около десяти штук! Анфиса Ивановна их вышивала и дарила своим детям, внукам и подругам, просто на память, не подозревая, что повторить ее мастерство в силах далеко не каждая мастерица. Тогда и пришло решение - собрать все работы, попробовать организовать выставку.
- Почему для Вас эта находка оказалась так важна?

- Прежде всего - это семейная находка, пожалуй, главная ценность в этом. Дети прабабушки сохранили изделия, возможно, и не осознавая вовсе их художественную ценность. Сохранили как память, как родовую связь. Сейчас, собирая данные нашей родословной, я вижу, что род наш богат на талантливых людей. В каждой ветви есть люди, которые обладали и обладают талантом в том или ином виде творчества.

- Елена, Вам что-нибудь известно из жизни вашей прабабушки?

- Если говорить об Анфисе Ивановне, то, прежде всего, меня поразил тот факт, что мастерица никакого художественного образования не имела. Она создавала ковры как чувствовала, как подсказывала ей душа. И это «чувствование» ни разу не подвело ее. В больших по размеру полотнах все на своих местах, цвета очень гармонично сочетаются. Мастерица жила и работала в Занино всю жизнь. Была почтальоном. Вырастила пятерых детей. Занималась подсобным хозяйством. Удивительный человек, на мой взгляд. Есть люди с душой мастера. Они творят так, как чувствуют, не зная академических канонов, правил, художественных направлений. Душа у них такая - творческая… Думаю, Анфиса Ивановна не планировала становиться мастером. В сложные 90-ые, когда купить что-либо было очень сложно, тем более в российской глубинке, она делала детям ковры, которые выполняли как эстетическую функцию, так и чисто хозяйственную – тепло и звукоизоляция. Затем, когда жить стало полегче, ковры были заменены на обычные фабричные, а эти работы стали хранить как память. В общем-то, никто не рассматривал их, как культурное наследие. Ведь в деревне много чего делают своими руками.
Бабушка Анфиса
- Как считаете, в чем секрет "занинского рукоделия", чем оно самобытно?

Может, само место такое! Занино – творчески сильное, у нас же недалеко Молебка, знаменитый аэродром НЛО! (улыбается)

А вообще сегодня «занинское рукоделие» – бренд, который придумала я и активно развиваю. В настоящее время бренд в процессе оформления, но некоторые его направления уже можно выделить. Во-первых, это родовое наследие – ковры Анфисы Ивановны Пихтовниковой. Изделия созданы в Занино, занинской мастерицей. Во-вторых, «занинское рукоделие» – это творчество других членов нашей семьи: лоскутное шитье, народная кукла, вышивка, ткачество… Мы создаем изделия, участвуем в ярмарках и выставках, проводим мастер-классы. В-третьих, это направление по эко-расхламлению. Очень важное, считаю, направление. На примере ковров Анфисы Ивановны хочу сказать, что выполнены они из материалов, бывших в употреблении – для основы взяты одеяла и покрывала, а нитки – это распущенные трикотажные вещи, которые пришли в негодность и уже больше не использовались. Сейчас также принимаем у людей текстиль, который ими уже не используется, перерабатываем в коврики, половики, одеяла. Тем самым количество выбрасываемого на мусорные полигоны текстиля сокращается, а в мир выходит новая красивая вещь. Кроме того, часто приносят вещи, которые еще можно носить или использовать в быту. В таком случае мы их передаем в центры социальной поддержки или нуждающимся.
- Елена, как Вы считаете, возможно ли подобной технике вышивки научить современных мастериц?

- Да, можно. Я как раз ее осваиваю и готовлю мастер-классы на перспективу. Техника очень интересная, и, что мне нравится, она может быть малобюджетной. То есть на создания изделий «для себя и своего дома» можно использовать свои же собственные вещи, вышедшие из употребления, тем самым давая им вторую жизнь.

- Как считаете, что своим творчеством хотела донести Ваша прабабушка?

- Думаю, вопрос можно чуть-чуть переформулировать: что мы можем вынести из ее творческого наследия?... Творчеству неведом возраст, все свои ковры Анфиса Ивановна создала с 60-ти до 63-х лет. Творчество не знает усталости! Только представьте: деревня, хозяйство, дом, огород, воду носить, печь топить и так далее… А ковры-то вышивались! Творчество - в простоте. Из чего сделаны ковры? Из вещей, пришедших в негодность, никаких специальных материалов, никаких магазинов рукоделия! Порвалась кофта – распустили – вышили цветок (улыбается)
- Насколько ценна находка для культуры Пермского края и культуры в глобальном ее понимании?

- Официальную оценку всей коллекции я пока не проводила, поэтому сложно ответить на этот вопрос грамотно. Специалисты говорят, что стиль «наив» в текстиле - это довольно редкое явление. Кроме того, ковровая вышивка - не очень распространенный вид рукоделия. Ну и впечатляет специалистов количество изделий – 11-ть штук и их размеры. Самый большой ковер 2,50*1,60 м., самый маленький – 1,93*1,20 м..

- Откуда в Вас самой такой интерес к культуре и искусству?

- Все из семьи. Творчеству научила мама, она у меня настоящая мастерица. Вот уже несколько лет вместе с ней занимаемся лоскутным шитье, шьем одеяла. В основном дарим их друзьям и знакомым. Также много заложил дедушка, он очень ценил все, что создано руками человека. У нас есть коллекция льняных полотенец, собранная лично им, есть некоторая утварь народного быта. Бабушка тоже шила, прекрасно вышивала. И сейчас, составляя родословную, я это вижу еще лучше.

- Знаю, довольно долго пытались представить работы прабабушки на всеобщее обозрение, но не получалось. Почему?

- Да, действительно! Когда были собраны и отреставрированы все ковры, я целый год пыталась организовать выставку, но безрезультатно. Да, у этой выставки особая целевая аудитория, это - не массовый продукт. Интерес к народному творчеству есть, но учреждения культуры и музеи работают по годовым планам, и вписаться в это расписание «внепланово» практически нереально. Но за этот год я получила хороший опыт. В итоге, в 2019 году, выставок будет много. И по всей России. Сейчас есть предварительные договоренности с музеем наивного искусства в городах Екатеринбург и Москва, с галереей народного искусства «Урал» города Уфа, с музеем ковров в Коврове (Владимирская область), с народными центрами Иванова, Владимира и Сарапула. Я очень надеюсь, что все выставки состоятся, хотя есть ряд сложных вопросов, которые я сейчас решаю.

- Уже состоялась первая выставка семейных реликвий… Что люди говорят?

- Первая выставка под названием - ««Занинское рукоделие. Красота ковров Анфисы Пихтовниковой»» прошла в сентябре этого года, в городе Кудымкар Пермского края. Выставку принял этно-культурный центр. За три недели ее посетили 570 человек. В книге отзывов много добрых слов, много вдохновляющих на дальнейшую работу пожеланий. Так совпало, что в эти же сроки в этно-центре проходил женский форум, и выставку посетил Президиум краевого совета женщин, ими также оставлена запись с благодарностью за сохранение и распространение культурного наследия.
- Как же это приятно! Елена, как считаете, важна ли сейчас популяризация культурного продукта в малых городах и на селе? И хочу услышать Ваше мнение, почему было бы интересно возродить данную технику вышивки?

- Тема важная, несомненно. Мой проект тематически обширен. На встречах с общественностью я рассказываю и о значении изучения родословной, своих корней, краеведения. А через это изучение могут открыться и новые туристические маршруты, экологические маршруты или виртуальные мини-музеи… Здорово же!

Опять же, обязательно затрагиваю вопросы эко-расхламления, «переделки» вещей, помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощь социальным центрам! Поле деятельности и развития огромное! Например, идея сбора текстиля может перерасти вообще в развитие направления раздельного сбора мусора, тем более что в малых городах и селах, на небольших территориях сделать это проще. Леса станут чище, свалки перестанут разрастаться с угрожающей быстротой. Мы проводим бесплатные мастер – классы для женщин. Обучаем вязанию и ткачеству ковриков из вещей, бывших в употреблении. Они приходят с мешком футболок, а уходят с красивым ковриком.

Мое творчество находит отклик у тех людей, кому важно созидать, а не потреблять, кого заботят вопросы окружающей их красоты, красота вещей и экологическая чистота. История пока небольшая. Разбором и переработкой текстиля занимаемся сами, участвуем в благотворительных ярмарках, в адресной социальной помощи. Участвуя в выставках, всегда беседуем с гостями о бережливости, о том, как можно дать вторую жизнь старым вещам. Обучая переработке сырья и принимая имущественные пожертвования в виде текстиля, мы помогаем расхламлению семейного жилья.

- Елена, какую роль займет женщина в проекте, ее труд и желание развиваться в этом виде рукоделия?

- Проект ориентирован на женщин, именно она всегда заботилась об уюте и красоте в доме. Рукоделием занимались всегда больше женщины. Сейчас в проекте 90% - это женщины. По итогам мастер-классов могу сказать, что навыков рукоделия и бережливости потеряно много, поэтому у обучающихся есть желание освоить, казалось бы, простые, но такие нужные вещи. Плюс, многие хотят научиться и ковровой вышивке, и такому забытому ремеслу как ткачество.

- … Будет ли это направление интересно в рамках образовательных программ? Например, школьные кружки в том числе?

Да, конечно. Данный вид обучения, на мой взгляд, больше внешкольный, через дополнительные услуги, кружки, курсы, клубы. Это может быть совместная деятельность с библиотеками, центрами творчества. Прекрасно подойдет обучение и для занятий с детьми-инвалидами, может получить свое развитие и в Центрах для молодых мам, Центрах социальной адаптации.

- Сколько средств было вложено в проект на сегодняшний день?

- Проект держится за счет моих собственных средствах, помощи родных и друзей. Ввиду того, что в 2019-ом году планируются выставки ковров в разных городах России, я готовлю несколько проектов для участия в грантовых конкурсах.

- Насколько Важна поддержка государства в таких проектах? Ощутима ли она?

- Идея будет услышана и замечена, когда ты о ней говоришь, когда ты делаешь и показываешь результат, даже небольшой. Поэтому надо участвовать в проектах, в конкурсах, общаться с муниципальными учреждениями культуры и народного творчества. Я не предполагала, что выставку в Кудымкаре посетят представители краевого президиума женщин. Теперь могу к ним обратиться с какой-либо просьбой, ведь они своими глазами увидели рукотворную красоту. Конечно, поддержка государства - это большое дело! Это новые возможности для развития проекта, его новых направлений. Поддержка может быть любая: финансовая сделает проект устойчивее, информационная - более заметным и значимым, организационная - облегчит текущее функционирование…

- Если бы еще какое-то время назад Вам задали вопрос, что ковры из простого бабушкиного "сундука" будут собирать вокруг себя сотни любопытствующих глаз в селах, деревнях, небольших городах и мегаполисах, поверили бы?

- Отклик, который получаешь - это сила. Сила двигаться вперед, разрабатывать новое, реализовывать задуманное. То, что ковры Анфисы Ивановны Пихтовниковой будут интересны публике, я предполагала. Уж очень они красивые и самобытные!

- О чем мечтаете сейчас?

- Мечтать люблю! (улыбается) Есть мечта – создать передвижной творческий центр «Занинское рукоделие», который будет выезжать в регионы и проводить занятия по ковровой вышивке, по ткачеству, по плетению из рогоза, по изучению и созданию своих родословных и так далее, тем самым привлекая жителей к изучению истории своего края и семьи, народного искусства. Очень хочется оторвать детей от современных гаджетов, научить их ремеслу, формировать сознание творца, а не потребителя. Мечтаю найти соратников в других городах и совместно продвигать идеи проекта.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...