Наверх
Фотопроекты

Елена Харитонова

О фотографе и фотографии, которые могли родиться только в Санкт-Петербурге
13.08.2022
На заре моего увлечения фотографией я пошел на курс "Самые основы", где рассказывали, чем выдержка отличается от баланса белого, а ISO от диафрагмы.
На одном из занятий речь зашла о фотографе Елене Харитоновой. Наш преподаватель, любитель коротких и емких оценок, заявил, что ее карточки – пожалуй, самый яркий пример питерской депрессивной фотографии. А моя однозначно талантливая сокурсница тут же добавила, что решила изучать фотографию именно после знакомства с Харитоновой.
Как же мне стало интересно! Я полез в интернет.
Я тут же нарисовал себе образ фотографки в черном, которая творит в собственной стильной студии в одной из башен Петроградского района.
Она не выпускает из тонких пальцев мундштук с дорогой сигаретой. В углах студии творческий беспорядок: экзотический реквизит, приспособления для спецэффектов. 
Я рисовал в голове картины, как продюсер общается с моделями и паблишерами, организует процесс съемок, подбирает локации и оговаривает условия. А фотохудожница Елена Харитонова каждый день занимается производством волшебства в аутентичном для Питера депрессивном стиле.
В своих фантазиях я был прав абсолютно и не прав совершенно.
Через месяц я отважился написать Елене. Хотел попасть на мастер-класс. Ощущения были – как напроситься на урок к Гарри Гудини.
Харитонова ответила не сразу. Через несколько дней она написала, что у нее загрузка и урок возможен не раньше, чем через 2 недели. Студия в квартире, дала адрес.
В назначенное время я приехал к ней – ее квартира-студия оказалась на 1 этаже безликого панельного дома в Приморском районе Питера.
Небольшая комната оказалась студией, рабочим кабинетом, складом реквизита, пространством для курения, столовой и спальней. Камера – старенький Никон, световое оборудование – пыльное окно с разводами грязи снаружи и зеркало с трещиной, встроенное в старую дверцу советского шифоньера – в качестве отражателя.
Рабочее пространство для ретуши фотографий
Обеденная зона
Одно из мест для курения в комнате-студии
Окно в студию Елены Харитоновой
Первая наша встреча оказалась лишь отчасти про фотографию. 
Я пытался совместить свои впечатления от работ Лены с условиями, в которых эти карточки создавались. Мне было интересно, а Лене - важно рассказать о своей жизни и том, как обстоятельства влияют на ее творчество. Лена не скрывала, что еще неделю назад она находилась на грани жизни и смерти из-за алкогольной зависимости
В тот день мы много разговаривали.
Речь зашла о выставках. «Как-то звонили из Артмузы, предлагали сделать выставку, но какие выставки, когда я в таком состоянии»…
В конце Лена показала, как она создает свои психоделические натюрморты. 
Черные перчатки, отражатель из дверцы старого шифоньера и пыльное окно для мягкого света
Договорились, что на следующий урок я приду уже с моделью.
Через неделю Лена показывала, как она создает портреты в своей студии.
«Клиентов немного, не всем нравится моя стилистика. По-другому я тоже снимаю и даже беру такие заказы, но делаю это редко, предпочитаю
работать по-своему».


Зарабатывает Лена мало. Платят за  индивидуальные мастер классы, обучающие фото прогулки по городу, создает портреты в домашней студии.
Городские мастер-классы – единственный повод регулярно выходить из дома.
Часто Лена водит учеников на Смоленское или Никольское кладбище рядом с Лаврой Александра Невского, в старые районы вокруг Лиговского, парки в пригородах.
Среди посетителей классов есть постоянные – слабовидящая женщина, которую Лена и ее ученики снимают для учебных целей.
«Я рано вышла замуж, родила двоих детей и до 30 лет была абсолютно примерным членом общества. 
Муж был значительно старше, манипулировал мною. В какой-то момент не выдержала, мы развелись, я почувствовала себя свободной и решила, что буду жить, как хочу».
На это время пришлись и первые опыты съемок. «Друг подарил камеру. Снимали вместе, но сразу было заметно, что у меня получается более художественно».
Сейчас Лена живет вместе с дочерью. Есть еще младший сын, он живет отдельно и контакт с ним не очень. 
Лена с дочкой
«Я понимаю, почему так, дети насмотрелись на разные истории в период моего 10-летнего плавания в поисках себя. Ты даже представить себе не можешь, что я, порою, вытворяла».
Отца уже нет в живых, мама у Лены живет в Луге. Сейчас они почти не общаются. Семейных претензий друг другу у них накопилось много. 
Сейчас Лена уже больше года без алкоголя и отношений с людьми из прошлой жизни. В расписании появилась даже физкультура. Говорю: «Осталось только бросить курить». «Смерти моей хочешь?» - смеется в голос.
Лена не только отказалась от алкоголя, но и несколько раз неделю ходит заниматься на тренажерах в парк по соседству
В квартире есть еще одна комната, которая пустует. Лена делает из нее студию «под сдачу». 
В этой комнате прекрасный свет. "Буду сдавать ее под съемки. Ну и, конечно, снимать сама".

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...


  • dO
    @dioz
    1 year ago

    Очень понравилась история, если бы жила в Санкт-Петербурге пошла бы на мастер класс

  • ОД
    @Olgadubova8689
    1 year ago

    Замечательная история!!!

  • ma
    @marusia
    1 year ago

    Удивительная женщина, у нее внутри много красоты и свое неподражаемое видение мира. Илья, спасибо что рассказал и показал эту историю, познакомил с Еленой Харитоновой. Подписалась на ее группу в ВК и несколько дней провела там.