Наверх
Герои

Дело о «четырёх шурупах»

В Архангельске оштрафован координатор проекта «Последний адрес»
08.05.2018
В Архангельске по решению суда на 15 тысяч рублей оштрафован Дмитрий КОЗЛОВ – координатор проекта «Последний адрес», направленного на увековечение памяти жертв политических репрессий. Причиной разбирательства стала установка мемориальной таблички на объекте культурного наследия – доме №35 на улице Серафимовича. История вызвала общественный резонанс на федеральном уровне, наглядно показав, как обстоят дела в системе охраны памятников.
Суть проекта «Последний адрес» в том, что по всей России на домах, где жили репрессированные, размещаются таблички с их именами и основными сведениями о судьбе. За 2,5 года существования проекта установлено уже более 500 таких знаков в 35 городах – Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Нижнем Новгороде, Томске, Екатеринбурге, Барнауле, Калуге и др.

Первая памятная таб­личка «Последний адрес» в Архангельске появилась 18 июня 2017 года на доме по адресу: ул. Серафимовича, 35 – там жил репрессированный в 1938-м рабочий Игнатий Безсонов. Установил ее координатор проекта Дмитрий Козлов, получив согласие всех жильцов. Вскоре после этого он узнал, что привлекается к административной ответственности – за нарушение законодательства об охране памятников истории и культуры. 
Первая памятная таб­личка в Архангельске появилась 18 июня 2017 года на доме № 35 по улице Серафимовича – там жил репрессированный рабочий Игнатий Безсонов
Инициатором судебного разбирательства стала инспекция по охране объектов культурного наследия Архангельской области. Дело в том, что Серафимовича, 35 – это старинный дом Елизаветы Вальневой, являющийся объектом культурного наследия регионального значения. В Едином государственном реестре таких объектов он имеет номер 321310009520005. Дом был поставлен под охрану в 1998 году. 
Елизавета Фёдоровна Вальнева, хозяйка городской усадьбы, построила дом в 1912 году, взяв за основу строительства распространенный в начале XX века в Архангельске проект двухэтажного дома с пятью окнами по главному фасаду с эркером. В настоящее время домов, подобных этому, в городе практически не осталось.
Как пояснили впоследствии специалисты инспекции, сейчас дом не просто нуждается в реставрации: любое неосторожное вмешательство, в частности в обшивку, может нанести памятнику непоправимый ущерб – «повлечь вынужденную утрату подлинного материала». С их слов, Дмитрий Козлов проигнорировал предупреждение о необходимости «провести оценку воздействия работ» на состояние охраняемого объекта.
Памятную табличку на ул. Серафимовича, 35 установил координатор проекта «Последний адрес» в Архангельске Дмитрий Козлов, получив согласие всех жильцов. Вскоре после этого он узнал, что привлекается к административной ответственности.
«Сначала мы открыто сообщили о том, что собираемся установить на доме табличку в рамках проекта «Последний адрес». Потом долго пытались по телефону выяснить в инспекции, что для этого нужно сделать. Затем официально уведомили их о своих намерениях и получили предостережение. В этот момент уже стало поздно что-либо отменять: акция была объявлена, приглашены коллеги из Санкт-Петербурга и дочь репрессированного. Как оказалось, у нас не хватает некоторых сведений для инспекции, но мы ошибочно посчитали, что это не так уж важно...», - рассказал Дмитрий КОЗЛОВ.
По словам руководителя инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области Анны ИВЧЕНКО, активисты проекта не владеют информацией, заявляя о том, что дом, о котором идет речь, определен под снос. В этом случае заявлять о «нанесении вреда» памятнику было бы бессмысленно. То же самое говорится в официальном сообщении на сайте правительства области: «Координаторы движения продолжают ошибочно утверждать, что дом к концу года подлежит сносу. Снос таких объектов запрещен».

Между тем на сайте Фонда содействия реформированию ЖКХ указано следующее: дом на Серафимовича, 35, должен быть расселен в 2017 году. В графе о дальнейшем использовании здания четко значится – снос. Возникает вопрос: кто в этой ситуации не владеет информацией? Может быть, тот, кто составляет списки домов для программ расселения ветхого и аварийного жилья? Так действительно можно какой-нибудь памятник архитектуры снести не глядя, если никто вовремя табличку с именем на стену не приколотит... 
Инцидент с возбуждением административного дела в отношении координатора проекта «Последний адрес» получил общероссийский общественный резонанс. Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека обратился к губернатору Архангельской области Игорю ОРЛОВУ с просьбой содействовать мирному разрешению конфликта.

Знак «Последний адрес» представляет собой табличку из нержавеющей размером 11 на 19 сантиметров и массой около килограмма, которая крепится четырьмя маленькими шурупами. Как подчеркивают защитники Дмитрия Козлова, до аварийного состояния дом довело многолетнее отсутствие какого-либо ремонта, не говоря уже о реставрации, и при таких обстоятельствах «показательный процесс» ничего, кроме недоумения и возмущения, не вызывает. При этом сам факт правонарушения, в общем-то, никто и не оспаривает. 
Знак «Последний адрес» - это табличка из нержавеющей стали размером 11 на 19 сантиметров и массой около килограмма, которая крепится четырьмя маленькими шурупами.
16 августа Ломоносовский районный суд Архангельска признал действия Дмитрия Козлова противоречащими законодательству и назначил ему штраф в размере 15 тысяч рублей (минимальное наказание по соответствующей статье КоАП РФ, максимальный штраф – 200 тысяч рублей). 
«Конечно же, я буду подавать апелляцию. Эта история не стоила таких громких разбирательств. Нужно задаться вопросом об адекватности принятых мер и вынесенного наказания. Думаю, что если бы мы без сообщений в СМИ установили эту табличку, она провисела бы на доме очень долго без чьих-либо замечаний...», – заявил Дмитрий Козлов.
Но несмотря на то, что инспекция по охране объектов культурного наследия Архангельской области не потребовала у Дмитрия Козлова убрать табличку, вскоре это сделал кто-то другой. В ноябре она была украдена. Неизвестные открутили ее от стены, повредив обшивку.
 «Судя по фотографии, перед снятием табличка была обведена мелом, очевидно, для того, чтобы ярче запечатлеть факт утраты, – рассказал Дмитрий Козлов. – То есть речь вряд ли идет о маргиналах, которые хотели поживиться, сдав табличку в металлолом. Обращает на себя внимание, что за несколько дней до этого представители движения «Суть времени» требовали демонтажа памятного знака под девизом «НКО закон не писан». Надеюсь, что преступники будут найдены и понесут заслуженное наказание»
Дмитрий Козлов заявил в полицию о том, что кражей таблички, официально находящейся в его собственности, ему причинен материальный ущерб. Ее стоимость составляется всего 3,5 тысячи рублей, но стремление довести разбирательство до справедливого конца для него уже стало делом принципа.

В декабре Дмитрий Козлов получил отказ в возбуждении уголовного дела на том основании, что ущерб не подтвержден документально, его сумма не установлена, а значит состава преступления нет.

Координатор движения обжаловал этот отказ в прокуратуре. В жалобе он подчеркнул, что сообщил полиции всю информацию, которую у него запрашивали. Право собственности на памятный знак подтверждается актом об изготовлении, в нем же указана стоимость похищенной таблички, то есть размер ущерба.
«Сложно понять логику полицейских, – пояснил Дмитрий Козлов. – Я представил вместе с заявлением о возбуждении уголовного дела копию акта об оплате изготовления знака и его установке. Полиция и не отрицала того, что я являюсь владельцем таблички, но якобы не смогла установить ущерб, хотя в акте стоимость указана. Какие еще документы хотели увидеть в полиции, ума не приложу. В итоге я отправил в прокуратуру еще и копию квитанции Сбербанка. Возможно, это было то, что они ждали. Однако сами полицейские меня не просили досылать им какие бы то ни было документы, пока я не направил жалобу в прокуратуру».
Прокуратура Архангельска отменила постановление об отказе, и после дополнительной проверки, в январе 2018 года дело по факту хищения неустановленным лицом памятного знака, все-таки было открыто.

Аналогичные преступления совершались и в других городах России. Например, в Перми неизвестные тоже сорвали с дома табличку «Последнего адреса», установленную в память о судомеханике Владимире Бушуеве, расстрелянном в 1938 году. На месте памятного знака появилась надпись о том, что организация, которая его установила, – «агенты США».
«Я не знаю, есть ли какая-то спланированность в действиях противников «Последнего адреса» в Архангельске, Перми, Петербурге, где несколько табличек были похищены или закрашены, – рассказал Дмитрий Козлов. – Ни одна из «патриотических» организаций, высказывавшихся против их установки («Суть времени», «НОД» и др.) не взяла на себя ответственность. Очевидно, они понимают, что шуметь в соцсетях и отвечать в суде за преступления – разные вещи».
Между тем Дмитрий Козлов продолжает обжаловать решение Ломоносовского районного суда Архангельска, оштрафовавшего его в августе на 15 тысяч рублей по статье о нарушении требований законодательства об охране объектов культурного наследия (7.13 КоАП) за установку таблички без согласования с инспекцией по охране таких объектов в Архангельской области. 
«После того, как Президиум областного суда оставил решения Ломоносовского районного и Архангельского областного судов без изменений, мы с адвокатом отправили жалобу в Верховный суд РФ, – уточнил Дмитрий Козлов. – На основании почтового извещения могу сказать только, что она дошла до них, но решения еще нет. Конечно, вся это история уже стала для меня чересчур личной, и довести ее до конца – дело принципа. Также принципиальным является то, что все эти неприятности не должны сказаться на продолжении проекта. Сейчас уже готова табличка памяти известного архангельского писателя Николая Аурова, еще два адреса находятся в процессе согласования. Также мы ждем изготовления дубликата украденной таблички. Ее мы вновь установим на дом, но только после согласования с инспекцией».

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...