Наверх
Герои

Мама для филина и орла

"Симбирский центр спасения диких животных" нуждается в помощниках
03.05.2018
 «Пациенты» Галины Пилюгиной – сбитые машинами, раненые браконьерами или просто забежавшие в город дикие животные и птицы. Филины, орлы, совы, косули, ежи, летучие мыши… Многие из них пострадали от рук человека, но так уж вышло, что помочь им может тоже человек.
Почему слово «пациенты» в кавычках? Потому что Галина – не ветеринар, она обычный человек, такой же как мы с вами, по воле судьбы, научившийся разбираться в птичьих и звериных болезнях, а так же, в рационе, характерах и других особенностях своих подопечных. Она - один из двух активистов региональной зоозащитной общественной организации «Симбирский центр спасения диких животных».

Центр осиротел
Объединение волонтеров, неравнодушных к фауне нашего края, ежегодно принимает на реабилитацию несколько сотен птиц, зверей и рептилий. Цель центра - вернуть к жизни в дикой природе как можно больше животных, пострадавших от рук или невежества людей. Сейчас вместе с Галиной на стезе спасения пернатых и хвостатых трудится ульяновский фотограф и любитель экзотических животных Владимир Вдовин. Но два волонтёра на весь регион – это не просто мало, это катастрофически мало. Поэтому периодически Галина бросает в соцсетях клич: студенты-зоологи, ветеринары и просто неравнодушные люди, отзовитесь! Работа центра не финансируется ни государством, ни какими-либо фондами, он существует только на частные пожертвования, а значит, оплатить труд наёмных помощников – дело крайне затруднительное.
А недавно, в феврале этого года, «Симбирский центр спасения диких животных» и вовсе осиротел. Не стало его руководителя, ветеринарного врача Ольги Даниловой. Вопрос о том, кто же теперь будет лечить диких пернатых и хвостатых пока остаётся открытым. А Галина признаётся: найти другого человека, готового помогать с такой же отдачей, ох как не просто. Периодические помощники очень выручают, но волонтёров, готовых регулярно участвовать в жизни организации, не так много.
Гоша
- Это Гоша, - Галина показывает снимок, на котором гордо восседает невероятный красавец – солнечный орёл, природный символ Ульяновской области. Несколько лет назад краснокнижную птицу удалось спасти. Правда, не из рук браконьеров, а из семьи, которая посчитала, что сможет позаботиться о дикой птице. На деле же у доброжелателей не хватило ни навыков, ни средств, что едва не погубило Гошу.
В 2012 году Галине Пилюгиной позвонили из Радищевского района и сообщили, что в одном из сёл у местных жителей содержится молодой солнечный орёл. Каким-то образом он оказался в саду, и люди пожалели птенца, забрали к себе. Долгое время он прожил в семье, но, когда птица выросла, прокормить её стало сложнее. Тогда «хозяева» начали потчевать воспитанника борщом с хлебом. 
- Когда с нами связались, и мы приехали забирать орла, он был в очень печальном состоянии: худой, с засаленным пером, от него пахло кислыми щами, - вспоминает Галина. Она рассказывает, что такие случаи - хотели помочь, да не знали, как – увы, не редкость. Иногда птиц забирают с гнездового участка без всякой на то необходимости, а потом звонят в центр: возьмите птицу, мы не знаем, что с ней делать.

Кто, если не мы?
Между тем, о находке птицы, занесённой в «Красную книгу», как в случае с Гошей, стоит первым делом рассказать уполномоченным органам. У нас в регионе этими вопросами занимается отдел охраны и использования объектов животного мира областного департамента природных ресурсов и экологии. В случае обращения к ним специалисты часто сами связываются с Галиной и вместе принимают решение о дальнейшей судьбе птицы или животного.
Зоозащитница подчёркивает: хотя юридически дикие животные являются федеральной собственностью, по факту за них никто не отвечает. И если не добровольцы, то никто другой им не поможет. Впрочем, к создавшейся ситуации волонтёр относится философски:
- Государство компенсировать расходы добровольцев не берётся, и каких-то подвижек сейчас добиться невозможно. Поэтому, скорее всего, наш центр так и останется волонтёрским. Но мы чувствуем, что нас двоих на всю область не хватит, - в словах Галины слышится усталость и тотальная нехватка времени и рук.

Мама, накорми!
А забот у Галины – как у матери огромного семейства. Сначала раздобыть еду.
- Рыбаки, ау! Старая Майна, особенно! Какую-нибудь мелочевку насобирайте нам, а?! – снова пишет Галина соцсетях. - Это бы сэкономило нам какую-то часть бюджета. Сейчас самая дешевая рыба в Старой Майне по 55 рублей за кг. Мы позволяем себе 20-30 кг в месяц, а съесть наши питомцы могут и больше.
Отдельное трудозатратное занятие - попытаться накормить своих подопечных. Птицы в неволе поначалу считают человека врагом, и в состоянии глубочайшего стресса ни о какой пище думать не могут. Буквально недавно свою кормилицу заставила понервничать зимнячиха, которая, падая от голода, всё равно отказывалась от еды. Выручили приблудные кошки, которые, попытались стянуть угощение. Вид животных, хватающих мясо, возбудил аппетит птицы, и процесс пошёл.
Вот и Гоша, когда его забрали волонтёры, показал себя не взрослой птицей, а несмышлёнышем. Выяснилось, что он не обучен элементарным птичьим умениям и совершенно не умеет рвать добычу.
- Мы с ним учились буквально с орлиного "детского сада", - вспоминает Галина. - Я сама учила его держать мясо лапами и рвать клювом. Всех, кто заботится о нём, он воспринимал как маму и папу. И уже тогда было ясно, что такого ручного орла нет смысла выпускать. Поэтому мы решили оставить его и дальше заботиться о нём. 

Новый дом
Сейчас Гоша – звезда зоосада в экопарке «Русский берег». В большом, 18 на 18 метров, авиарии есть место, чтобы поразмять крылья. В центре его стоит дом с обогревом, птица гордо восседает на его крыше, а когда Галина проходит мимо, бросается к ней и, как птенчик, начинает выклянчивать у «мамы» еду.
В экопарке птичьи спасатели обосновались совсем недавно. До этого были полтора года поисков и скитаний, а ещё раньше – ветхое здание при станции юных натуралистов. Условия, ухудшающиеся с каждым годом, не позволяли содержать там раненых птиц. Галине и Ольге Александровне приходилось одновременно держать у себя дома по несколько пострадавших, а это, понятное дело, было непросто и для самих активистов, и для их близких.
На «Русском берегу» у защитников животных началась новая жизнь – на базе центра стал развиваться реабилитационный зоокомплекс. Теперь именно здесь лечат раненых птиц и зверей. Здесь же остаются жить пациенты, оставшиеся инвалидами и неспособные вернуться в дикую природу.

Правило десяти
Более 80 процентов травм пациентов центра напрямую или косвенно связано с деятельностью человека – будь то браконьерские ранения, столкновение с транспортом и стеклами или отравление крысиными ядами. И практически по каждому случаю люди, искренне желающие помочь, по незнанию совершают много ошибок. Часто спасители затягивают с обращением в центр, думая, что птица сама придёт в норму. Только вот последствия для пострадавших могут быть печальными.
- Недавно нашли на дороге филина, там очевидна внутричерепная травма, скорее всего его сбила машина, – рассказывает Галина. - Но мужчина, который нашёл птицу, сообщил только на третий день, и при этом кормил её свининой, чего делать категорически нельзя. В итоге у филина кроме травмы пришлось лечить отравление. А на днях краснокнижник обрел свободу.
Телефон Галины в Ульяновске знают многие, кто хоть раз пытался помочь раненой птице, да и найти его совсем несложно: в группе волонтёрского центра спасения диких животных «Вконтакте» её телефон указан на самом видном месте. Но даже она признаётся:
- Работать в режиме скорой помощи – не в моих силах, особенно с учётом того, что у меня нет личного транспорта, и передвигаюсь я чаще всего на общественном.
В мае-июне, когда начнут выпадать из гнёзд птенцы ворон, телефон волонтёров обычно не умолкает от звонков. Просят забрать всю сотню выпавших птах, но сделать это не в состоянии ни один центр помощи. Поэтому Галина просит ульяновцев запомнить «правило десяти». Если вы увидели птенца, нужно отойти на десять шагов и понаблюдать десять минут. Затем ещё десять минут подумать о том, что же вы увидели: подлетели родители или нет, есть ли они рядом, есть ли у птенца ранения, движется ли он. Всё проанализировать и только потом решать, нужна ли помощь специалистов.

Вместо послесловия
Симбирскому центру спасения диких животных требуются волонтёры. Нужны не только специалисты, но и любые желающие, готовые помогать пернатым и хвостатым. Для того, чтобы можно было экстренно забирать птиц или животных с места происшествия, часто бывают необходимы добровольцы с личным транспортом и небольшим запасом свободного времени. А летом можно приехать на «Русский берег» и, совместив приятное с полезным, поработать волонтёром в зоосаду. Все, кто готов оказать центру помощь, могут обратиться к Галине Пилюгиной по телефону 89061408152 (с 9 до 22 ч).

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...