Наверх
Интервью

Счастье никогда не было легким

Портрет на фоне юбилея
17.02.2018
  • Ирина Владимировна Пекарская - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой стилистики русского языка и журналистики Института филологии и межкультурной коммуникации Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Заслуженный работник высшей школы Республики Хакасия, председатель диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Хакасского госуниверситета.
    Она вложила в «копилку» университета два масштабных гранта почти на 16 миллионов рублей. Ирина Пекарская удостаивалась звания «Профессор года», обладатель многочисленных дипломов за подготовку студентов на международные, всероссийские, региональные творческие конкурсы и научно-практические конференции… Ставлю многоточие, поскольку всех регалий и наград Ирины Владимировны не перечислить – попросту не хватит места. Самое главное то, что она при всем этом успевает оставаться добрым другом коллегам и мудрым наставником для докторантов, аспирантов, соискателей и студентов, замечательной мамой троих детей и бабушкой четырех внуков, энциклопедически образованным человеком, полным свежих идей и неисчерпаемого вдохновения!
    Мне удалось побеседовать с Ириной Владимировной и узнать много нового о ней не только как о преподавателе, учёном, но и как о человеке, женщине, за плечами у которой - трудная, но счастливая судьба.
  • Ирина Владимировна родилась в Омске, окончила там среднюю школу, музыкальную школу по классу фортепиано, а затем и филологический факультет университета. Но прежде её научный руководитель по диплому, доктор педагогических наук, профессор В. Я. Булохов, уехал работать в Красноярский государственный университет. Мудрый наставник позвал Ирину и еще трёх будущих выпускниц к себе на практику.
    Приезд в Красноярск определил не только будущее поле профессиональной и научной деятельности, но и личную судьбу Ирины Лебедьковой (Пекарской). Именно там она встретила своего будущего мужа Андрея. Тогда же В. Я. Булохов, проверив и оценив на «отлично» выполненную дипломную по методике преподавания категорически заявил: иди в науку, но этой наукой должна стать лингвистика. Познакомил с профессором Красноярского госуниверситета − Александром Петровичем Сковородниковым (он впоследствии станет научным руководителем и консультантом кандидатской и докторской работ), была определена тема. Вот что пишет своей ученице её первый научный руководитель В.Я. Булохов:
    «Ирочка Владимировна, драгоценная моя студентка, дипломница и просто милый человек, без тебя моя жизнь вузовского преподавателя была бы намного грустнее. Поздравляю Тебя с юбилеем. Здоровья тебе и деткам твоим, успехов всяческих». 
    − В юности у меня было несколько желаний: научиться печатать на машинке, играть на гитаре и водить машину. Не освоила только последнее, поняла со временем, что боюсь дороги и предпочитаю быть пассажиром.   
    На одном из занятий Ирина Владимировна спела нам песню Булата Окуджавы «Молитва», многие сидели в слезах: словно с нами говорила сама душа преподавателя!
    – Я очень любила ребятишек, а они трепетно относились ко мне: ходили по деревне, где я начала работать учителем после защиты диплома, за мной «хвостиками», старались чем-то помочь, проявить свою привязанность. Каждое утро по пути от дома к школе я встречалась с препятствием: необходимо было перейти поле, где хозяевами были гуси, агрессивно охраняющие свою территорию. Как-то раз я поделилась «бедой» со своими пятиклассниками, и с той поры мои подопечные полным составом приходили к моему дому в половине восьмого, чтобы гурьбой, весело обсуждая прелести будущего дня, вместе дойти до школы. Теперь уже щиплющиеся гуси были нам не страшны…

    Людмила Полежаева, коллега, доцент Хакасского госуниверистета:
    - С тысячами людей сводила меня журналистская судьба за долгие годы работы в разных изданиях. Но очень немногие из них оставили о себе воспоминания, прикасаясь к которым вновь и вновь испытываешь непреходящие чувства восхищения и благодарности за то, что эти встречи все-таки случились. Однако воспоминания – удел памяти, и куда важнее, есть ли такие люди в твоем настоящем. У меня есть – это Ирина Владимировна Пекарская, заведующая кафедрой стилистики русского языка и журналистики, под началом которой я тружусь уже многие годы. И в каких бы ситуациях ни проходило наше общение, не устаю восхищаться обширностью и глубиной ее знаний и умением передавать эти знания другим. Это профессионал очень высокого класса, настоящий Мастер! И я, кажется, знаю секрет этого мастерства – Ирина Владимировна не только учит, но и сама непрерывно учится, отдавая должное тем, у кого есть еще чему поучиться. У нее особая степень мудрости, не просто из житейского опыта, но освященная знаниями, - и это делает зрячим ее сердце. Большое любящее сердце, которого хватает на всех, кто способен уважать в человеческом общежитии достоинство других и сохранять свое собственное.

    – А дальше было счастливое замужество, семья Андрея, которая приняла меня как родную дочь (моя мама умерла, когда я училась в третьем классе), рождение первой дочки Катюши. Одновременно – обучение в аспирантуре, сдача кандидатских и ожидание… мужа из армии. Работа в Омске в детском саду воспитателем, т. к. ждущую второго ребёнка маму – почти кандидата наук, ни за что не хотели брать учителем в школу. И снова дети, счастливые мордашки и беспокойство – как бы на прогулке «чего не вышло» – за всеми надо усмотреть.
    Так сложилась жизнь, что все наши дети – Катюша, Андрейка и Валечка родились в разных городах: Катя – красноярка, Андрей – омич, Валя – коренная абаканка. Но – объединила всех Сибирь и необсуждаемое желание родителей – воспитывать детей «начисто»: по-настоящему.
    Докторская, как и кандидатская, писались по ночам. Когда пришло «озарение» - всё одно не складывалось с другим в единую систему – как научить «яркому слову» - наконец, «количество перешло в качество» и «картинка сложилась!...» Ночь (умные мысли всегда приходят по ночам). С кем-то надо было поделиться. Бужу старшую дочку: «Катюшка, я сделала маленькое лингвистическое открытие…» – «Мамочка, миленькая, ты, когда сделаешь большое – разбуди. А пока я посплю, а?»…

    Галина Копнина, доктор филологических наук, профессор Сибирского федерального университета:
    – Говорят что самые лучшие праздники – это те, что происходят внутри нас. Ирина Владимировна умеет мечтать, удивлять, радовать и веселить, одним словом – дарить праздник не только себе самой, но и нам, своим ученикам.
    Её нельзя не любить, ею нельзя не восхищаться. Она окружает материнской заботой каждого своего ученика. Когда приходишь к ней или просто разговариваешь по телефону, то всегда чувствуешь тепло и соучастие. И невозможно забыть научные консультации, которые проходили у нее дома за чашечкой вкусного чая с пирожным. И тот огромный красный и, кажется до сих пор, что самый сладкий в мире, арбуз, которым она угощала меня, когда я, студентка, первый раз пришла к ней в гости. Но самым ценным было то, что она говорила…
    Она говорила о том, что «не боги обжигают горшки», о важности сбора речевых фактов («будут факты – будет и работа»), о необходимости думать во сне о теме своего исследования («с этой мыслью надо переспать») и о многом-многом другом, что очень важно для начинающего исследователя. Она умела и умеет заинтересовать и вдохновить.
    А как она поёт! Когда я услышала её голос, для меня это было неожиданностью, открытием. Мне казалось, что я слушаю Анну Герман…

    Еще одно важное отличительное свойство Ирины Владимировны, которое характеризует её подход к преподаванию, воспитанию и научной работе, – это свойство системности. Именно оно позволило ей создать научную школу, частью которой я себя ощущаю. Признаюсь честно, больше всего на свете боюсь не оправдать ожиданий своего Учителя, но, очевидно, это и есть то, что наполняет определённым смыслом моё существование. Каждое общение с ней – для меня радость.
    Я благодарю её за то многое, что она для меня сделала, за искреннюю дружбу, сотрудничество и поддержку. Преклоняюсь перед ней, моим Учителем, выдающимся учёным и великолепным педагогом, и желаю воплощения всех творческих идей, намеченных планов, любви и понимания всех, кто рядом.


    - Дети никогда не мешали, а лишь давали силы. «Мамочка, прочитай сказочку на ночь, − просила маленькая Валечка». Сказками всегда честно руководил папа. Но хотелось маминой сказки. А впереди ночь, за которую надо успеть написать тезисы на 4 конференции в разные «веси» (это сейчас мы пишем статьи, а раньше писали тезисы). Говорю: «Валечка, у меня много работы. Спи. Папа уже прочитал все сегодняшние сказки. Я на кухню – печатать тексты» (пишущая машинка «Ятрань» была очень громкой). – «Постели мне матрасик в кухне, я послушаю машинку». Валечка, вообще, всех приходящих с работы называла «тезисами»: «Мамочка, к тебе тезисы пришли». – «До свидания, тезисы, приходите ещё», − говорила она, провожая уходящих. Так и жили, писали, учились, защищались, были счастливы, выросли, стали, надеюсь, настоящими людьми.
    К сожалению, Андрею судьба не дала возможности увидеть результат родительских стараний, он «ушёл» раньше, чем старшая дочь и сын с отличием закончили университет, а младшая в него поступила.
    Не порадовался он и тому, что Катюша защитила кандидатскую диссертацию под внимательной опекой научного руководителя – профессора кафедры немецкой филологии Валентины Александровны Савченко, а Андрюша отслужил в армии (и как же мудро распоряжается судьба – под Санкт-Петербургом, именно там, где его прадед – Иван Иванович Михайлов – окончил лётную школу, а после воевал лётчиком-истребителем в звании майора), отработал год в посёлке Шира помощником прокурора, а потом был переведён в Республиканскую прокуратуру. Теперь он прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, юрист первого класса. Имеет высшее образование теперь и младшая дочь Валя. Она ветеринар, а сейчас ещё и магистрант-биолог. Не увидел Андрей и того, как ребятишки «разлетелись» по своим семьям, не пережил трепета и счастья рождения теперь уже двух внучек и двух внуков.
    Я всегда была счастлива. Счастье никогда не было легким: бессонные ночи, нескончаемая работа, которую я, в том числе, придумывала и сама, желание сделать много, качественно и быстро. Я была уверена, что могу все... Как говорил Архимед: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю». Такой точкой опоры для меня всегда была и есть семья. Мне всегда очень помогали родители мужа: Георгий Егорович и Ольга Николаевна Пекарские. Отца (именно так я называла свёкра) уже нет с нами, а мама – самая главная и надёжная моя опора
    Единственное − не хватало времени на отдых, и спать хотелось всегда. Но идеи приходили, дети росли и радовали, взаимопонимание в семье было, и работу свою я всегда любила и люблю безмерно.
    Когда ректор университета В. А. Кузьмин сказал что надо «идти на докторскую», я слегка стушевалась, сказав, что у меня трое детей и престарелая бабушка, наверное, не смогу бывать часто в командировках, да и финансовых возможностей ездить не было. На что Валентин Анатольевич ответил: «А мы поможем!» За это я ему очень благодарна. В 1995 я защитила кандидатскую, а в 2001 – докторскую.

    − Семья. Здесь нужна определенная мудрость, чтобы ее сохранить, чтобы она была крепкой. Каковы слагаемые счастливой семьи?
    − Самое главное, чтобы те люди, которые находятся рядом с тобой, были настоящими людьми.
    …Когда муж ушел из жизни, мне показалось, что мир обрушился и ушел вместе с ним. Но остались дети и работа. А теперь ещё и внуки… Поэтому я до сих пор живу. И хочу жить.

    - Ирина Владимировна! Продолжите, пожалуйста, следующие фразы: «больше всего я боюсь…»
    - …терять родных.
    - «Больше всего люблю…»
    - …своих детей, внуков, мужа и родных мне людей, тех, кто мне близок по духу и кому я благодарна по жизни. Люблю своих учеников и люблю своих наставников, без которых мне трудно было бы преодолеть все объективные жизненные сложности. Люблю свою работу. Очень!..

    Александр Петрович Сковородников, доктор филологических наук, профессор Сибирского федерального университета:
    - С уверенностью говорю, что Ирина Владимировна может служить примером человека, своим талантом и энергией добившегося больших успехов в науке. В свое время Ирина Владимировна была в полном смысле этого слова образцовым аспирантом. Так что то, что она стала известным учёным, доктором филологических наук, профессором - не случайность, а закономерность.

    - «Я ненавижу, когда…»
    - …лгут, когда фальшиво и неискренне, глядя в глаза, говорят «хорошее», сразу это чувствую; не выношу предательства ни в каких дозах и видах: ни в скрытом, ни в явном, ни в малом, ни в большом.
    - «Я никогда не…»
    - …никого не предам и не сделаю вольно (сознательно) плохого. Как говорят «простите за вольные и невольные прегрешения». Стараюсь жить так: не дай Бог, чтобы, когда я предстану перед Ним, мне было страшно поднять на него глаза.
    - Нынешние студенты, – какие они? Чем они отличаются, например, от студентов 90-х?
    − Каждое следующее поколение говорит о том, что предыдущее было лучше. Но я так не думаю. Мы, конечно, были другими, потому что было другим время, мы были более скованными, насторожёнными. Например, мы не могли просто так зайти в деканат, если нас туда не вызывали, а если нас туда вызывали – это было почти трагедией! Мы очень уважали и трепетно относились к преподавателям, сейчас студенты относятся к ним по-братски, не считаю, что это плохо, я сама достаточно демократичный человек и поэтому меня не смущает, когда не трепет, а дружба и даже некая задорная «смешинка» связывает преподавателей и студентов. Это – во благо: не боюсь, но уважаю и люблю, а значит – следую его заветам…
    У нас очень хорошая кафедра, мы как-то так «подобрались», что не разрозненно идем к достижению цели, а именно стремимся способствовать становлению настоящего профессионала и настоящего человека в каждом студенте. Я очень благодарна своим коллегам. Я люблю их и своих (и чужих) учеников. Тем более, что большая часть кафедры – это мои бывшие аспиранты, а теперь кандидаты наук, доценты, и я горжусь ими.
    − Пожелания себе.
    − Возвращать жизнь назад я не хочу… Не хочу, чтобы мне снова было 18 лет. Их я уже пережила и знаю, что это такое. А вот что будет в 60 – не знаю. Хочу дожить и пережить. Хочу увидеть и помогать в воспитании правнуков. Внуки меня трепетно любят: родители их воспитывают, а я балую.
    − Коллегам, студентам желаю:
    − Чтобы все мы были как можно дольше вместе, и нам всем было тепло, уютно от общения друг с другом. Можно себя почувствовать счастливым еще и потому, что ты живешь среди людей, которых ты любишь и, которые любят тебя…
  • Екатерина Шахаева,

    магистрант 1-ого курса

    Хакасский государственный университет

И. В. Пекарская 

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...