Наверх
Интервью

«Ну, папочка, беги за своей дочкой!»

История Софии, которая выжила в Изюме
19.07.2022
София закончила 11 класс в Смоленской области, до этого она училась в Харьковской области, в городке Изюм, через который долгое время проходила линия фронта. Она сейчас живет в социально-оздоровительном центре Голоевка, который превращен в пункт временного размещения для вынужденных переселенцев из ДНР, ЛНР и Украины. Она живет там с семьей. Но не вся семья спаслась, в доме в результате обстрела погибла ее бабушка. Софии про это говорить очень сложно.
  •  – Когда все только началось 24-го февраля, в Изюме никто не воспринял это всерьез, – рассказывает София. – Все думали о том, что никому не нужен этот маленький городок с населением в 50 тысяч человек. Но паника поднялась после того, как уже 27-го февраля начались прилеты c авиацией. В домах выключали свет, а ночью бомбили. Связи не было, газа не было, мама и папа уехали… Изначально все думали оставаться в городе до последнего, но после того, как в дом моей бабушки попал снаряд, и она погибла, все изменилось. Во время эвакуации 10-го марта отец уехал с матерью в Славянск.
  • В момент сильных обстрелов родители и дети оказались в разных частях города, София на окраине в доме свата, родители дома. Как представилась возможность, отец вывез маму в Славянск. Это знаменитый город после начала войны в 2014 году, находится в Донецкой области, а Изюм — в Харьковской, но они рядом. В Славянске и в ближайшем Святогорске было много беженцев, была волонтерская помощь. Отец Софии собирался вернуться за детьми, но их разделяла зона обстрелов.
Я не понимала, куда мы поедем с отцом, что мне нужно с собой взять и, самое главное, – это непонимание того, что будет дальше…
  • – В это же время я жила на окраине города в двухэтажном квартирном доме с братом, его женой Алиной, их трехлетним ребенком, с отцом девушки и с пятнадцатью остальными жильцами. Дом был с большим оборудованным подвалом, с генераторами, кроватями и с мангалом, на котором мы готовили еду. Связи не было, как и газа, и, поэтому ни у кого из нас не было возможности выйти на контакт с родителями, как и у них с нами. Отцу пришлось возвращаться обратно за мной с украинскими военными под обстрелами…Военные не захотели идти с ним до окраины города, так как началась сильная бомбежка, и сказали: «Ну, папочка, беги за своей дочкой!» И он добежал. Первое, что я услышала от него: «Быстро собирайся. У тебя есть две минуты!» Брат не захотел никуда ехать, он твердо решил оставаться в Изюме, а я не понимала, куда мы поедем с отцом, что мне нужно с собой взять и, самое главное, – это непонимание того, что будет дальше… Для выезда из Изюма мы воспользовались машиной, которая, слава Богу, стояла у нас во дворе. За два часа под бомбежками и со страхом мы благополучно доехали до Славянска…
  • Переведя дух, София начала рассказывать о своем долгом и непростом выезде из Украины в Россию. В Славянске, уже воссоединившись и с матерью, они провели одну ночь в пункте временного размещения. Затем на следующий день выехали в Святогорск, где остановились в монастыре и случилось страшное. 
  • – Прямо в день нашего приезда, 12 марта в десять вечера, в тот момент, когда мы были внутри, в монастырь прилетели ракеты: были выбиты все окна и двери, было много пострадавших, но мы остались целы, слава Богу. Мы прожили в этом монастыре почти месяц и пока мы там находились, то таких случаев больше не было.
  • София с родителями выехали на Россию 4-го апреля в восемь утра. Им предстояло самое тяжелое: они со Святогорска через Купянск проезжали шесть украинских блокпостов. 
  • – Очень тяжело далась нам эта поездка. На третьем блокпосту моего папу чуть ли не забрали в армию. Украинский военный начал расспрашивать откуда мы, куда едем. И он сказал фразу: «Я сейчас вашего главу семьи в армию заберу, и вы мне все расскажете». Но все обошлось, потому что подошёл другой украинский военный и отпустил нас. Повезло так повезло…
  • Затем после всего пережитого ужаса оставалось, казалось бы, не самое трудное: нужно было пересекать границу на Логачевке целых 12 часов. И только после этого София и ее семья смогли отдохнуть. Они переночевали в Доме культуры и потом выехали в Белгород, остановились в очередном ПВР, откуда их изначально распределили в Смоленск, но оказались они в Голоевке, куда приехали в ночь с 9-го на 10-е апреля.
  • – Здесь пока на территории ПВР, а дальше посмотрим, как будет, у меня начинается новая жизнь, – сказала достаточно уверенно София. – В России я без проблем окончила 11-й класс, но если на Украине у меня была возможность получить красный диплом, то здесь не получилось, так как вместо таких предметов, как История России и Обществознания, были Історія України и Правознавство, которое изучалось один год и было по правам человека. Ну и по русскому языку вышла четверка. Но есть и то, что радует! Я подала на квоту для бесплатного обучения в СмолГУ на юридический факультет, как и мечтала. Теперь жду, когда придет ответ в августе. Но для того, чтобы туда попасть, я буду сдавать вступительные экзамены в середине июля. Сдаю все предметы, по которым у меня вышли четверки в российской школе…У меня был месяц их выучить. Очень надеюсь, что все получится и переживаю, что не поступлю. 
  • София сказала, что не видит смысла возвращаться обратно в Изюм, так как у них там ничего не осталось, а жить в страхе и с мыслью о том, что в любой момент кто-то может залезть в дом и обворовать тебя или, и того хуже, убить – не вариант. София в завершение все же добавила: 
  • – Наша семья изначально планировала переезжать в Россию, но мы думали, что продадим все и съедем. А на данный момент могу сказать одно: мне действительно хочется домой, как и всем здесь. И  когда Изюм будет полностью России, то мы вернемся в родной город. 

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...