Наверх
Герои

Лишь к сорока годам он понял в чем его истинное призвание» 

Жизнь  Михаила Степуры – пример долгого поиска собственного пути
14.03.2018
Автор первой в России книги о модельном бизнесе «Как стать моделью» Михаил Юрьевич Степура – один из соучредителей уникального культурно-образовательного учреждения «Имидж-центр», основанного в Ростове-на-Дону в 1990 году. Свою жизнь делит теперь на две части: до «Имиджа» и после него. В 1999 году избран вице-президентом Международного Альянса модельных агентств, в 2004-м на Петровской Ассамблее в Санкт- Петербурге награжден Золотым знаком «Лучший менеджер России». С 2007 года является членом правления «World Beauty Congress»- «Всемирного конгресса красоты». В людях ценит целеустремленность, обязательность и способность к творчеству.
Его жизнь – пример долгого поиска собственного пути. И хотя на каждом ее отрезке Михаил Юрьевич неизменно добивался успеха, главное дело жизни пришло к сорока годам. Повезло? Конечно! Многие даже на смертном одре не могут сказать ради чего приходили в наш мир и что полезного для него сделали. У Степуры ответ готов. Правда, скажи ему в детстве, что станет одним из подвижников модельного бизнеса в России, вряд ли бы поверил. Мечтал-то стать археологом, а нынешнее занятие лишь отдаленно напоминает поиск артефактов.
Михаил родился 26 ноября 1951 года в Свердловске (ныне - Екатеринбург). Мать - Надежда Андреевна - в годы Великой Отечественной войны была заведующей кафедрой истории КПСС в политехническом институте Нижнего Тагила. Отец - Юрий Владимирович – воевал, поступил в этот институт через два года после войны.
- И там, - с улыбкой вспоминает Михаил Юрьевич, - произошло удивительное: студент женился на заведующей кафедрой. Редкий случай для той поры.
В конце сороковых вернулись в Свердловск. Здесь и появился на свет Михаил. Обычный уральский мальчишка. Любил спорт: хоккей с мячом и шайбой, футбол, настольный теннис. Это его главные увлечения. Входил в сборную Свердловской области по теннису, стал кандидатом в мастера спорта. Мог бы сделать блестящую спортивную карьеру, но была у Михаила еще одна страсть – чтение. Ему предавался даже на школьных занятиях. Однажды в десятом классе на уроке естествознания учительница «застукала» Степуру за чтением «Шагреневой кожи» Оноре де Бальзака. Высказав все, что об этом думает, вкатила юноше двойку за полугодие: оно как раз подходило к концу. Другой бы отнесся к случившемуся как к чрезвычайному происшествию. На носу был выпуск во взрослую жизнь. Михаил же, выслушав упреки в школе и дома, спокойно стал готовиться к экзаменам, а про себя решил доказать, что чтение на уроке – это не отрицание важности естествознания. Просто книжка интересная попалась. Вот и не смог оторваться. Такой уж увлекающийся человек.
Экзамен сдал на пятерку. Учительница, строгая, но справедливая, похвалила: «Вижу: урок пошел впрок. Надеюсь, запомнишь, что все в жизни хорошо к месту».
Запомнил. А еще понял, что любую задачу можно решить, если быть настойчивым и правильно организовать работу.
Кем быть? Трудный вопрос для любого выпускника. Но еще в начальных классах школы Михаил в один присест проглотил книгу Николая Куна «Легенды и мифы Древней Греции». Она настолько поразила его воображение, что решил после школы пойти учиться на археолога. Лелеял мечту когда-нибудь поехать на раскопки в Грецию, на остров Крит. Найти следы Геракла и Минотавра. Вдохнуть воздух страны, где происходили удивительные события… Увы, но после школы в судьбу юноши вмешался его величество случай. И археологом Степура не стал.
В их классе учились тридцать девушек и шесть парней. Пятеро из шести решили поступать в военные училища. Они так настойчиво уговаривали Михаила присоединиться к их компании, что он не устоял. Время-то какое было! В памяти страны еще свежи воспоминания о войне. Только-только в космос полетел Юрий Гагарин. Патриотический подъем зашкаливал. В общем, с археологией Михаил решил повременить. Подал документы в Свердловское высшее военно-политическое танко-артиллерийское училище. Поступил. Только поучиться не пришлось. Накануне принятия Военной присяги случился небольшой конфликт на дисциплинарной почве и документы из училища пришлось забрать.
Устроился работать лаборантом-чертежником в одно НИИ. Чертил угольные штреки, ездил в командировки смотреть, как чертежи воплощаются в жизнь. Чувствовал свою нужность. И так до того дня, пока не призвали на службу в армию.
Рассказывает Степура о событиях в деталях, память хорошо их сохранила. Иногда затягивается дымком электронной сигареты (не хочет бросать курить), или встает и прохаживается по кабинету. Невысокий, подтянутый, седовласый. Мы говорим о молодости. И он словно сбрасывает груз прожитых лет: расправляет плечи, поднимает чуть выше подбородок. Совсем как в строю по команде «Равняйсь!» И это к месту, ведь разговор переходит на службу в армии, которой он посвятил 21 год жизни.
- После призыва попал в Шепетовку, - вспоминает Михаил Юрьевич. – Там, в учебной части, готовили технарей. Освоил специальность, отправили в Баку, в общевойсковое командное училище. Назначили командиром отделения в мастерскую по ремонту артвооружения. И знаете, ничуть не волновался, хотя про армию тогда говорили всякое. Про неуставные отношения, суровый быт, тяготы. А мне все было в новинку, интересно. Да и жили мы, как в семье: поддерживали друг друга, защищали.
Так получилось, что несколько раз в течение месяца Степура проводил политзанятия, подменяя начальника артиллерийской мастерской. И это обнаружил начальник политотдела училища. Сначала рассердился: не дело сержанта на политзанятиях офицера подменять. Потом послушал, подивился эрудированности Михаила и в один из дней предложил поступать в училище на первый курс. Увидел опытный полковник в худощавом спортивном сержанте задатки лидера, умевшего убеждать людей силой авторитета, а не должности. Причем выходило это у Степуры как бы само собой.
Предложение было неожиданным. Михаил строил на будущее совсем другие планы. А тут то ли поддался обаянию старшего офицера, то ли не был до конца уверен в правильности своего выбора, но к совету прислушался, экзамены в училище сдал, стал курсантом.
В суматошную жизнь модельного бизнеса он вошел уверенной походкой в 1988 году в звании подполковника. Именно тогда его жена Елена, работавшая заведующей культурно-массового отдела дворца культуры «Роствертол» решила провести первый в Ростове-на-Дону конкурс красоты и талантов «Мисс 25 плюс-минус 5». Дело было новым: ничего подобного на Юге России тогда не проводили. Елене Николаевне пришлось даже поехать в командировку в Вильнюс «за опытом». Прибалты в Советском Союзе были одними из первых, кто рискнул вывести красивых женщин на сцену и сделать с их участием театрализованное шоу.
В Ростов вернулась впечатленная. Однако полностью использовать чужой сценарий не хотелось. Разработала свой, причем привлекла к творческому процессу и мужа, служившего в то время в штабе Северо-Кавказского военного округа. Энергичный, но рассудительный, он умел в потоке идей отобрать наиболее интересные. Причем, что удивительно, никогда не ошибался. И в этом, наверное, одна из причин успехов «Имиджа», о котором в то время ни Михаил Юрьевич, ни Елена Николаевна даже не помышляли.
На первый конкурс красоты и талантов пришли 36 участниц и 776 зрителей. Ажиотаж был небывалый. Зрители сидели даже на приставных стульях, а лишние билетики спрашивали за сотню метров до ДК.
- Именно тогда я почувствовал, что заниматься организацией конкурсов красоты мне интереснее, чем прямыми обязанностями в отделе реализации договора по сокращению вооруженных сил в Европе, - вспоминает Михаил Юрьевич. – Вскоре раздваиваться и качественно вести оба направления стало невозможно. И хотя перспективы военной карьеры были отличными: полковничья должность, интересные командировки, - написал рапорт с просьбой об увольнении из рядов Вооруженных Сил по собственному желанию. И представьте себе, его удовлетворили. Я, наверное, был первым старшим офицером в СССР, которого уволили из армии с такой формулировкой. До этого досрочно уйти в запас можно было либо по состоянию здоровья, либо по дискредитации офицерского звания.
Такой вот поворот судьбы. Последний? Думает, да. Красота ведь не только спасает мир, она еще и наполняет жизнь светом, высвечивая в какой-то миг то, к чему подспудно стремился, хотя и не осознавал. Степуре хотелось праздника, новых открытий и, может быть, чуточку славы, на которую имеет право любой работающий с азартом человек.
Интересуюсь, помнит ли, кто победил в далеком 1988 году?
- А как же! – улыбается, и в серо-голубых его глазах загораются огоньки. -Первой красавицей Ростова стала двадцатипятилетняя школьная учительница географии Лариса Молчанова. В награду ей вручили туристическую путевку в Югославию. Потом она поехала в Италию, где познакомилась с будущим мужем. Теперь бизнес-вумен живет и работает за границей, но всегда откликается на наши просьбы и приезжает в Ростов для работы в жюри.
Кажется, всех участниц многочисленных конкурсов, проведенных при его участии, Степура может назвать по именам. А ведь за прошедшие двадцать семь лет их было немало. Часть имен у всех на слуху: Маша Семкина, Виктория Лопырева, Ева Ривас, Татьяна Котова, Наталья Николаева, Ола Кейру, Эдуард Кривенко, Елена Потана... Но многие слышу впервые. Говорю об этом. Михаил Юрьевич улыбается:
- У меня профессиональная память. Было время, когда помнил наизусть все данные пятидесяти наших лучших моделей. Рост, вес, размеры талии, груди, бедер. Сейчас больше занимаюсь организационной работой. С моделями работают профессиональные менеджеры агентства.
Об успехах Степура рассказывает с гордостью. Как вместе с женой открывали свой «Имидж-центр» в 1990 году. Фактически на пустом месте... Как ездил в Москву налаживать деловые контакты с ведущим модельным агентством страны «Red Stars». Как заключал первый договор о сотрудничестве с Татьяной Андреевой – директором конкурса «Краса России», беря на себя отбор участниц на Юге страны. С ним разговаривали, улыбались, соглашались сотрудничать, но вместе с тем смотрели недоверчиво. Бывший военный? Как занесло тебя в модельный бизнес? Ведь это же дело эстетов!
И все же, как говорил известный политик той поры, процесс пошел. Да так, что уже вскоре об «Имидже» заговорили не только в России, но и за рубежом.
Многое, что делали Степура, было на Дону впервые. Они придумали и провели десятки разноплановых конкурсов красоты и талантов, которых раньше не было. Первыми обучили и заполнили ростовские офисы и госучреждения секретарями-референтами. Открыли первую в Ростове школу гувернанток, куда принимались только люди с высшим педагогическим образованием. Создали собственное рекламное агентство красоты, учредили и издают несколько глянцевых журналов и газету для детей. Но главное – они создали самобытный творческий коллектив сотрудников и педагогов, несущий ростовчанам радость общения, теплоту человеческих чувств и способствующий самореализации талантов.
Михаил Юрьевич - его бессменный руководитель. Как признался в конце беседы, мечтает сегодня лишь об одном - как можно дольше выдержать в работе высокие стандарты «Имиджа». А они так высоки, что дотянуться до планки не могут подчас даже крупные российские и иностранные агентства. Уже никого не удивляет, что воспитанники ростовского «Имидж-центра» становятся лучшими на подиумах Москвы, Парижа, Мюнхена, Милана… Их снимают на обложки глянцевых журналов. Им доверяют свои новинки для показа модные кутюрье. Их красотой любуются во многих странах мира. Более 200 побед воспитанников «Имиджа» на российском и международном уровне говорят об этом весьма красноречиво. Прекрасный повод для гордости за свои успехи. А нам всем – за страну. Ведь то, что делают Михаил Юрьевич и Елена Николаевна Степура, поднимает авторитет страны. А это хоть и не приносит больших дивидендов, но весьма престижно и патриотично.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...