Наверх
Интервью

Ctrl+c, ctrl+v


Почему окраины Москвы стали похожи на каталоги в библиотеках
24.07.2021
Иногда они существуют по отдельности, но чаще всего сбиваются в стаи — и речь не про животных, а про многоэтажки. В жилых микрорайонах на окраинах городов зачастую не бывает инфраструктуры, кроме станции метрополитена (если повезет) и торгового центра, а их внешний вид напоминает мем «ctrl+c, ctrl+v». Как сделать эти районы удобными для жизни и существуют ли критерии качества городской среды для окраин, рассказал урбанист Антон Городничев
Текст: София Рыжкова
Фотографии: Андрей Филяев


— В чем плюсы многоэтажной застройки?
— Во-первых, многоэтажные дома бывают разные: бывают в 17 этажей, а бывают — в 50. Пятидесятиэтажные дома чаще всего стоят в одиночку, а семнадцатиэтажные создают целый квартал, и чем выше дом, тем больше придомовая территория и пространство между домами. Поэтому и среда, которую могут создавать эти дома, разная. Для тех, кто строит, плюс — в отработанной десятилетиями технологии. 
Существуют комбинаты, 
которые пекут дома как пирожки, 
поэтому воспроизводить их просто 
из года в год
— Во-вторых, если мы говорим не про точечную застройку, то у нас строят целыми жилыми кварталами — это воспроизводство старой микрорайонной застройки. Это удобно, это проще, но это ухудшенный вариант советской застройки, потому что если посмотреть на районы 
1980-х годов, можно заметить большие дворы и зеленые насаждения. Современные районы на них похожи визуально, но дома выше и могут находиться плотнее. При этом в таких районах нет преимуществ советской застройки в виде, например, Дома культуры — наоборот, там наблюдается дефицит социальных объектов. Это дешевле для застройщиков и проще для городских властей, потому что создание более сложных планировок жилых кварталов требует бюджетных инвестиций. 

В наших городах невозможно увидеть варианты, похожие на застройку западных городов, по нескольким причинам: во-первых, под такую застройку нужна законодательная база. Нужно понимать, что есть различные нормы, например, инсоляции — это длина солнечных лучей, которые падают внутрь квартиры. От этой нормы зависит, как ни странно, средний размер плиты, их которой строится дом.
Плита производится на комбинате, 
и чтобы поменять размер плиты, 
нужно менять комбинат. 
Поэтому у нас многие дома 
независимо от того, 
кем и когда построены, 
имеют одинаковую ширину
Фото: Андрей Филяев
— Я считаю, что это выгодно жителям. Во-первых, плотная застройка — это преимущество города, а не его недостаток. Если вы живете в плотно населенном районе, то у вас, скорее всего, есть доступ к общественному транспорту, к рабочим местам и другим социальным объектам. В городе вы мобильны. Город — это потоки людей, это магазины, и вы можете пользоваться всеми благами лишь за счет того, что это плотно населенное место.
Другое преимущество плотной застройки — как ни странно, экология. Чем выше этажность и плотность застройки, тем меньше земли было затрачено на строительство. 
Например, дом в 50 этажей занимает меньше места, чем такой же дом, но расселенный по одноэтажным домам в пригороде.
Фото: Андрей Филяев
— Если бы Москва была похожа на какой-нибудь американский город, где есть небольшой центр, а все остальное застроено одноэтажными домами, то у нас вся Московская область была бы застроена вплоть до Дубны. И вместо этих болот, лесов и торфяников все было бы в жилой застройке. Если бы вы захотели поехать отдыхать в лес, в таком случае, вам пришлось бы уезжать куда-нибудь в Костромскую область. Более того, в условиях малоэтажной неплотной застройки каждая семья обязана была бы иметь машину, причем, скорее всего, не одну, а это тоже вопрос чистоты воздуха и экологии. 
Если вы живете в городе, то там и автомобилизации меньше, и жилье меньше земли занимает, сохраняя природу, которая окружает город и положительно влияет на качество жизни.
— Ок, что хорошего – понятно. А что в этом плохого?
— Минусы многоэтажных жилых домов связаны, скорее, с окружением: удаленный район, устаревшие технологии при постройке, невзрачная архитектура. В каких-то странах у многоэтажных домов исторически плохая репутация, к примеру, в США, а в китайских городах многоэтажное строительство — это эффективное решение жилищной проблемы.
Условный минус многоэтажных кварталов в московском контексте — проблема парковок, нехватка мест под автомобили — это провал городской политики. Бесплатный паркинг рядом с домами должен существовать за счет общественных пространств и городской среды. Он перекрывается близостью объектов обслуживания и наличием общественного транспорта.

— Существуют ли какие-то параметры комфорта жилого пространства?
— У каждого человека комфортное пространство свое, и оно будет различаться у семей с детьми, пожилых людей и молодежи, потому что каждый из них использует городское пространство по-разному. Для каждого из них важны характеристики, которые могут быть не важны другим, но при этом нужно понимать, что эти характеристики должны соседствовать в одном пространстве.
Минусы многоэтажных жилых домов: удаленный район, устаревшие технологии при постройке, невзрачная архитектура
—  Кому-то важен доступ к досугу и ночной жизни и не важно жилое пространство вокруг них. В таком случае нужен, например, быстрый доступ к рабочему месту и центру города. Это та молодежь, которую не интересуют детские сады, в силу возраста еще не интересует медицина, но важен досуг, его близость и доступность. Абсолютно другие интересы будут у семейных пар. Им важна образовательная и социальная инфраструктура, то есть детские сады, школы, больницы. Аналогичное отношение и к городскому пространству — семьям с детьми нужно место для прогулок, например, парк или сквер, в то время как несемейной молодежи это не особо интересно.

Также есть люди, которым важно просто жить в престижной части города. И жилое пространство в центре города оценивается престижностью окружения — исторической застройкой, качеством дома, близостью к Кремлю или Патриаршим прудам. В этом случае не особо важно, какие там школы или магазины. Интересен тот факт, что о комфорте жилого пространства обычно говорят в контексте новых микрорайонов. При этом в центре тоже живут люди, примерно 7% от всего населения города, и для них понятие комфортной среды будет совершенно другим. Один из плюсов — доступность рабочих мест, потому что около 40% всех рабочих мест находится в центре города. Не существует единого стандарта понимания комфортного пространства.
Фото: Андрей Филяев
— У застройщика нет задачи сделать жилье комфортным для всех, потому что его 
все равно купят?
— Во-первых, застройщик — лишь один из игроков. Застройщик создает жилой квартал или комплекс, но за инфраструктуру вокруг отвечает уже не он. Например, создание рабочих мест — не компетенция застройщика. Не он их создает, не он выдает разрешение на строительство, это делают городские власти. И если район находится далеко от транспортного узла, автобусной остановки или станции метро, то виноват в этом не застройщик, а городские власти, которые дали разрешение на строительство такого удаленного района. Обеспечение социальными объектами и качество экологии — тоже их зона ответственности.

Во-вторых, квартира — это продукт, который нужно уметь продать, поэтому важно попасть в стандарты комфорта целевой аудитории. Сейчас застройщики пытаются развивать локальные сообщества, работая с теми, кто покупает жилье.
 Чаще всего, если жилье строится где-то подальше от центра, то его целевая аудитория — семейные пары. От этого и зависит, как делается реклама
— В таких случаях чаще всего можно услышать, что в районе есть детские сады, школы и поликлиники, а метро в десяти минутах от дома. Такой микрорайон столкнется с проблемами жителей других возрастов намного позже.

— Что необходимо сделать, чтобы районы не превратились в гетто?
— У гетто есть несколько черт — это зашкаливающий уровень бедности, безработица и отсутствие возможностей социального развития. Таких районов нет ни в Москве, ни во всей России. Чаще всего страшатся за изолированные районы, вроде тех, что активно строятся сейчас вокруг Москвы. Но надо понимать, что эти квартиры покупают люди, у которых есть деньги, поэтому в гетто такие районы точно не превратятся. Я бы не называл эти районы гетто, хотя это не отменяет того, что это плохое жилье с точки зрения архитектуры, социальной инфраструктуры и связанности с городом. 

Главная проблема такого жилья — именно в пространственной изолированности. Чтобы таких районов не было, важно развивать город, учитывая транспортную доступность, а не создавать жилые островки — нашли луг, застроили его, провели дорогу, вот район и готов. 
Это проблема многих российских городов, потому что самое простое решение проблемы нехватки жилья — быстро и дешево. А потом возникают проблемы с транспортной доступностью и рабочими местами.

— Есть мнение, что спальные районы не требуют благоустройства с точки зрения досуговых центров, парковых зон и прочих мест отдыха. Как можно с этим бороться?
— Это интересно, потому что есть некоторые нормативы, например, по обеспечению школами, детскими садами и зелеными насаждениями разного уровня, но они могут игнорироваться.
Фото: Андрей Филияев
Есть несколько способов борьбы. 
Первый — не покупать такое жилье
— Здесь работает зависимость предложения от спроса: по всей видимости, за качественную городскую среду надо платить. Это проблема не только москвичей, но и всех россиян: доходы не позволяют создавать массовое качественное жилье, потому что большая часть жителей России не может улучшить условия жизни без помощи государства.
Второй вариант более дорогой — застройка не окраин, а уплотнение центральных или срединных зон города. В Москве такая программа проходит в рамках Московского центрального кольца, в других городах России — в бывших индустриальных зонах. Застройка территорий, находящихся ближе к центру, уменьшает время передвижения по городу. Этот способ — один из выходов, чтобы город не расползался или не появлялись изолированные районы. Но это сложнее и требует расчистки старых индустриальных зон, проведения рекультивации, поэтому тут нужны инвестиции. 

Так как способ дорогой, это отражается и на ценах на жилье — хорошая среда не может стоить дешево. Столичный статус также повышает цену. Себестоимость дома не сильно различается в Москве и Костроме, а вот цена на землю и высокий спрос добавят к конечной стоимости как минимум пару миллионов, что делает жилье недоступным для большинства.

— Каким вы представляете себе комфортный для жизни район?
— Во-первых, он должен быть полифункционален. То есть важно наличие социальной инфраструктуры в шаговой доступности: детский сад за углом, школа в пятистах метрах, магазины рядом с домом. Но это все более-менее очевидно. На что я бы также обратил внимание — это наличие досуговых центров и комьюнити-центров, которые полезны всем. 
Это могут быть как детские кружки, так и библиотеки, концертные залы, кинотеатры. 
К сожалению, все это есть в старых районах Москвы, но не в новых. Сейчас мы максимум, что получим, — это станцию метро и торговый центр рядом, а локальных центров, которые бы связывали жителей района, нет.
Фото: Андрей Филяев
— Во-вторых, важна транспортная доступность. Удобно, когда есть доступ ко всем городским функциям, причем необязательно, чтобы они все находились в вашем районе. Главное — иметь возможность быстро до них добраться. В этом случае человеку не кажется, что он живет где-то на периферии. 

В-третьих, необходимо архитектурное разнообразие, не то массовое строительство, которое мы видим, а большее разнообразие форм. Специалисты говорят, что можно создать городскую среду, такую же плотную по застройке, но средней этажности. Это возможно, но сложно, потому что требует привлечения других технологий, других архитектурных бюро и изменения подхода. 

В теории покупатель также может влиять на качество архитектуры, но пока это невозможно по финансовым причинам.  Городские власти обладают инструментом создания таких кварталов.
С помощью правил землепользования, которые есть у каждого города, можно регулировать этажность 
— Если, например, застройщик захочет построить дом на какой-то конкретной территории, он будет вынужден подстроиться под заданную этажность. Но застройщик будет не в восторге от таких инструментов, что может привести к подорожанию жилья.

— Есть ли примеры комфортных районов в Москве?
— Я бы таким назвал центр Москвы. Не район Тверской или Патриарших прудов, но условный центр в районе кольцевой линии метро, где историческая застройка перемежается с застройкой советского периода. С одной стороны, в таких районах много зеленых территорий, с другой стороны — разнообразная архитектура, пешая доступность до станций метро и парковых объектов. Вообще и по личным ощущениям, и по различным исследованиям, от всего, что делается в Москве, больше выигрывает именно центр.
Фото: Андрей Филяев
— Но там же не очень высокие дома.
— Не выше 17-ти этажей, если говорить про советскую застройку, плюс там есть и историческая застройка. Даже если вы не будете жить в таком районе, вы будете испытывать удовольствие от того, что видите, а это тоже важно. Также там, скорее всего, будет доступность и к детским садам, и к школам, потому что застройка велась по более поздним советским нормативам. 

— Можете назвать станцию метро, где можно жить с удовольствием?
— Новослободская. Или еще один район — между Пречистенкой и Старым Арбатом. Если уйти со Старого Арбата в кварталы в сторону Пречистенки, там огромное количество цековских домов (многоквартирные жилые дома для высших слоев советского руководства, возводившиеся с 1963 по 1991 год - прим. Авт.). То есть уходя с исторической территории, вы натыкаетесь на позднесоветский район, который соседствует с историческими зданиями. В этом районе есть и свои школы, и магазины, и пешком можно дойти до центральной улицы и станции метрополитена. 
Периферия никогда не станет центром. Хотя улучшить ситуацию всегда можно – через разнообразие архитектуры, через более высокую связанность и транспортную доступность
– Причем транспортная доступность не значит, что горожанину проще будет добираться до места работы, скорее всего, это позволит рабочему месту переместиться в тот район, где живет человек. Не сразу, конечно, на это уйдут десятилетия, но американский опыт показывает, что такое возможно.

– Насколько важен зарубежный опыт? Смотрят ли российские урбанисты на опыт создания гармоничной среды в других странах?
– Сложно сказать насчет реализации зарубежного опыта, но, например, большинство значимых конкурсов проводится с привлечением западных бюро. Российской команде сложно будет выиграть конкурс без привлечения кого-то из-за рубежа, особенно, если это конкурс на разработку мастер-планов или крупных проектов для российских городов. Москва же пытается себя позиционировать как передовой глобальный город, который привлекает всевозможных экспертов и сравнивает себя с другими, поэтому здесь без иностранного опыта сложно что-либо сделать. Однако трудно сказать, насколько такое внедрение эффективно. По моим наблюдениям, оно еще не особо масштабное.
Фото: Андрей Филяев
– Назовите самый непригодный для жизни район Москвы.
– У Москвы есть элитные районы — это центр и юго-запад, а есть север, юго-восток и отчасти юг. Эти районы были такими 30-40 лет назад, они наследуют паттерны еще социалистической Москвы. С другой стороны, Кузьминки, например, не самый плохой район, оттуда за 15 минут до центра добраться возможно, но и цены на недвижимость там не самые низкие. Эти районы требуют отдельного внимания городских властей по развитию полифункциональности и улучшения транспортной доступности. 

В Бирюлево, например, вообще нет метрополитена, хотя район крупный. И несмотря на то что там есть транспортная связанность в виде железной дороги и выхода к МКАД, район кажется изолированным. И еще: это нормально, что есть центр, а есть периферия, которая менее насыщена, потому что это обосновано экономически.

Большой театр может быть только один, нельзя построить хорошие театры ни в Тропарево, ни в Кузьминках, ни в Митино. А вот кинотеатр построить можно.
Различия между районами — это нормально. Ненормально — различие социальных возможностей горожан. 
Вот это нужно исправлять

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...