Наверх
Герои


В поход
за справедливостью


Одиночный пикет в Оренбурге:
орчанка борется за безопасность
жильцов старого дома
16.09.2018
«Вы человек слова и дела! Губернатор Юрий Берг,  помогите!» – плакат с такой говорящей надписью держала в руках орчанка Галина Ослонщикова, выйдя в пятницу утром на одиночный пикет у здания Дома Советов. Следующая возможная остановка на её пути – Москва, «Останкино»
«Помогите!»
За стенкой – болезнь, за забором – завод

Галина Ослонщикова родилась и выросла в Орске, трудилась штамповщицей и работницей конвейера на механическом заводе. Несколько лет назад получила инвалидность – передвигается теперь с тростью, что делает её проживание в доме с «неудобными удобствами» ещё более затруднительным.

С апреля 2014 года орчанка борется за безопасность и комфорт своей семьи и соседей – жителей старой двухэтажки по улице Перегонной, приютившейся недалеко от мясокомбината. Здание, отметившее в этом году шестидесятилетие, ни разу капитально не ремонтировалось. Степень его износа, по словам жильцов, составляет семьдесят один процент.
Про «нехорошее общежитие» уже рассказали и орские, и оренбургские журналисты. Возможно, Галина познакомится и с их столичными коллегами

– Проще сказать, куда я не обращалась, – вспоминает этапы своей борьбы Галина. – У меня целая стопка отписок накопилась. В одной бумаге написано, например, что в доме произведён ремонт, что на каждом этаже есть душевые комнаты, в каждой из которых – две душевые кабины. А по факту у нас одна душевая с одной лейкой.

Галина и её взрослый сын снимают квартиру по договору социального найма. Тринадцать с половиной квадратных метров стали для них и спальней, и гостиной, и даже кухней – готовят жильцы в своих комнатах, на электроплитках. Обитание в таких «комфортных» условиях обходится семье в 1 тысячу 880 рублей в месяц.

В ноябре 2015 года бывшее общежитие признали непригодным для проживания – «неожиданно», спустя годы, обнаружилось опасное для людей соседство.

– Орская администрация признала дом непригодным для проживания в связи с тем, что он находится в санитарно-защитной зоне. У нас через пятьдесят метров – забор мясокомбината, а должно до такого предприятия быть не менее километра, – говорит Галина.

Сейчас в доме проживают одиннадцать семей. Многие уехали. Инициативная орчанка рассказывает, что недавняя вспышка туберкулёза заставила людей побросать комнаты и перебраться к родственникам или снять другое жильё.

– Уже десять человек заболели. В доме нет ни вытяжек, ни вентиляции, к тому же, мы постоянно встречаемся в местах общего пользования – вот друг от друга и перезаражались, – объясняет она.

И задаётся тревожным вопросом: «Может быть, чиновники ждут, когда жильё давать уже будет некому?».

А вот чиновники настроены с гораздо большим оптимизмом: по словам жильцов, отселять их из соседствующего с опасным объектом и разрушающегося здания, где антисанитарные условиях привели к вспышке серьёзного заболевания, планируется только в 2020 году.

– Меня этот срок не устраивает. Я с 2010 года стою в очереди в жилищном отделе по категории «малоимущие граждане», сейчас – под номером восемьдесят четыре, – говорит гостья из Орска. – Насколько я знаю, по закону, если дом признан непригодным для проживания, жильцам вне очереди предоставляется помещение по договору социального найма.
Экскурсия для губернатора
По иронии судьбы в день, когда орчанка приехала в Оренбург, губернатор должен был уехать по делам в Орск. Но и в отсутствие главы области просьба о помощи не осталась неуслышанной.

Галина Ослонщикова провела у Дома Советов всего несколько минут, когда вице-губернатор, заместитель председателя Правительства Оренбургской области по внутренней политике Вера Баширова пригласила её в кабинет. Здесь орчанка рассказала стихийно собравшейся небольшой комиссии о непростой жизни в доме на Перегонной, подкрепив слова видео со своеобразной экскурсией для губернатора, начинающейся словами: «Юрий Александрович, мы хотим Вам показать, что на самом деле творится в нашем общежитии».
Буквально через несколько минут к пикетчице вышли представители областного правительства
Длинный и узкий тёмный коридор с обшарпанными и исписанными стенами. Проводка, которую давно пора менять. Один туалет и пара раковин на этаж, единственный на весь дом душ, к которому в конце дня выстраивается длинная очередь.

Напольный унитаз, достигающий, благодаря нескольким ступеням, метровой высоты, Галина иронично называет троном. «Смотрите, как инвалид забирается на этот туалет. Оп, оп», – орчанка, помогая себе тростью, с трудом поднимается по ступенькам. – «А сесть-то никак! Но русский человек всегда найдёт выход из положения. Потихоньку спускаемся. Так. И берём ведро!».

Экскурсия продолжается. «Спускаемся вниз под весёлый скрип рассохшихся досок», – не унывает Галина. Вот на видео показались красный пожарный щит с настойчивой рекомендацией звонить «01», ящик с песком и коробка пожарной сигнализации. «А это у нас якобы сигнализация. Но когда она срабатывает, никто не приезжает», – делится экскурсовод.

– Пожарный выход забит гвоздями. Зато есть объявление, гласящее, что ключи от выхода находятся в такой-то комнате, – рассказывает Галина.

«Пойдёмте посмотрим наш «отремонтированный» фасад», – приглашает орчанка. В здании, где она живёт, вообще много «отремонтированного», например, трухлявые деревянные полы и старые входные двери.

С потолка периодически отваливаются большие куски штукатурки. «Затирают каждый год, – поясняет Галина. – Хорошо ещё, никого не прибило!».

Под лестницей со скрипучими ступенями стали селиться люди без определённого места жительства, справедливо решившие, что для их времяпрепровождения дом на улице Перегонной очень подходит.
Чиновники пригласили орскую гостью на стихийное заседание, а она их – на виртуальную экскурсию
Галина и её сосед, видеооператор-любитель, снимающий экскурсию на телефон, выходят на улицу. В кадре мелькает фасад здания в сетке трещин и тёмных пятнах – и снаружи осыпается штукатурка. Через полсотни метров виднеется забор мясокомбината.

 – Когда завод работает, мы дышим ядами. Из-за запаха невозможно открыть окно, – говорит Галина.

Опасное путешествие подходит к концу, и экскурсовод резюмирует, обращаясь к Юрию Бергу: «А Вам делают отписки, что у нас всё отремонтировано, и мы живём в шикарных условиях».

– Показала собравшимся видео. Спрашиваю: «Вы считаете, это нормально?», – рассказывает орчанка о том, что происходило за закрытыми дверями кабинета. – Отвечают: «Нет, не нормально».
Спустя пару минут одиночного пикета и пару часов пребывания в Доме Советов Галина ехала домой, в Орск – с надеждой, что теперь ей точно помогут. И решимостью продолжать, в случае необходимости, борьбу: «Обещали помочь. Посмотрим. Я предупредила, что если к концу следующей недели ситуация не начнёт меняться, поеду в Москву. Возьму плакаты и встану у телецентра «Останкино». Там тоже среагируют, там ко мне тоже кто-нибудь да выйдет».

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...