Наверх
Заметки

Песня о чтении

Для тех, кто умеет и не умеет читать
05.06.2020
Но как испепеляюще слов этих жжение
Рядом с тлением слова-сырца.
Эти слова приводят в движение
Тысячи лет миллионов сердца
(с) Владимир Маяковский
Intro
Я всегда придерживался мнения, что наш характер — это не то, что мы должны оберегать, как некую ценность, это то, что мы призваны преобразовывать. На протяжении всей жизни мы ищем пути к получению знания для преобразования характера, к получению тех маленьких разнородных кирпичиков, из которых мы собираем своё мировоззрение — основу нашей личности. Может быть, утверждение «Книга — источник знаний» стало банальностью, задрипанным клише, но лучше бы оно было таким, чем превращалось в утверждение «Книга — источник информации».

Отсюда следует тема о том, что знание не равно информации. Сухая информация, которая фактами вбрасывается в наши головы (в частности, в головы школьников и студентов) из окружающих нас учебников, лекционных курсов и прочих разжёванных источников, изобретённых педагогами, чаще способствует деградации знания, чем помогает научиться читать.

Учебники по сути своей являются попсой. Они написаны для тех, кто не умеет читать или не ставит перед собой такую задачу. Люди, не умеющие читать, зачастую довольно внушаемы и падки на чужие мнения: сложно сопротивляться ложным авторитетам, когда не имеешь своего внутреннего «стержня». У таких людей в голове масса предрассудков, которыми они оперируют как фактами, но не более того. Подобные люди способны воспринимать любой плевок в новостях за событие исторической важности, мимолётные тренды жизни за развитие/прогресс, а все факты, которые они бросают вам в лицо, построены на стереотипах (хотя сами эти кадры для правдоподобности в один голос вопят: «Учёные доказали!..»). Как, спрашивается, общаться с человеком, у которого голова забита пустой информацией?..

Учебники никогда не смогут развить ваш вкус. Может быть, я говорю сейчас с точки зрения эстета, но разве не от эстетического опыта прежде всего зависит выбор, который мы постоянно и повсеместно совершаем? И чем твёрже ваш вкус, тем решительнее ваш выбор, тем вы свободнее от лжи, кольцо которой вы становитесь способны прорвать. Будете ли вы более счастливыми после по-настоящему осмысленного чтения или нет, это уже зависит от вас самих. Но в том, что эстетическое удовольствие от правильного чтения открывает глаза на многие новые вещи, можно даже не сомневаться!
Но как же всё-таки научиться правильно читать?
Чжуан-цзы (кит. упр. 庄子)
Хочу привести до крайности идеальный пример, на котором должна быть основана работа с текстом (я подразумеваю не только художественный, но и научный текст, который может быть полезен при написании индивидуальной выпускной работы, например). Древнекитайский мудрец-даос Чжуан-цзы повествует об одном мастере, краснодеревщике Цине. Однажды тот вырезал из дерева раму для колоколов. Когда рама была закончена, все изумились: рама была так прекрасна, словно ее сработали сами боги. Увидел раму правитель Лу и спросил: «Каков секрет твоего искусства?» «Какой секрет может быть у вашего слуги — мастерового человека? — отвечал краснодеревщик Цин. — А впрочем, кое-какой все же есть. Когда ваш слуга задумывает приступить к работе, он не смеет попусту тратить свои духовные силы и поэтапно избавляется в течение нескольких дней от мыслей о почестях и наградах, чинах и жалованье; о хвале и хуле, мастерстве и неумении. А после я достигаю такой сосредоточенности духа, что забываю о самом себе. Тогда для меня перестает существовать царский двор. Мое искусство захватывает меня всего, а все, что отвлекает меня, перестает существовать для меня. А если работа не получается, я откладываю ее. Когда же я тружусь, небесное соединяется с небесным — не оттого ли работа моя кажется как бы божественной?» Скептики назвали бы мой пример утопическим идеалом, но я рискну сказать, что на таком примере стоит поучится. Ведь навык чтения можно развить и до такого уровня мастерства, что будешь забывать в процессе о всём, что не касается книги.
Хороший читатель способен различить эмоциональную подоплёку любой литературы. А она в свою очередь делится на научную (прямая задача которой — что-то сообщить) и художественную (прямая задача которой — что-то создать). Моя мысль состоит в том, что любое знание на письме невозможно передать без какой-либо эмоции, стоящей за текстом, будь то научный или художественный текст. Различие состоит в одном: у авторов художественных и авторов научных произведений разные цели. Автор-художник стремится вложить в свои строки как можно больше скрытых смыслов, весомых значений, чтобы показать читателю всё богатство силы и образов языка. А автор-учёный ценит в слове его семантику.

Как вам кажется, навыком чтения какой литературы, художественной или научной, обладает большее количество людей? Если вы думаете, что тут всё очевидно и уметь читать художественную литературу, конечно, не составит труда, то я вас поздравляю: вы ошиблись. Это самое распространённое заблуждение. 

Богатые на образы художественные книги бесспорно приносят больше наслаждения от прочтения, чем сухие научные. Но в одном ли наслаждении дело? «Нет!» — скажете вы, вспомнив пример про древнекитайского мастера. 
 Представьте у себя в голове книгу, как бескрайний ландшафт. В случае с художественной книгой вы представите воду… много воды… нет! целый океан, глубины которого — неизведанные и скрытые от глаз пространства со своим уникальным миром чувств и эмоций. В такой океан можно не то что погрузится с головой — в таком можно утонуть. 
Научный трактат представляется в этих условиях, пожалуй, больше как широкая, но скудная равнина, лежащая перед тобой, как на ладони, но, увы, лишённая той художественной глубины. 





Получать удовольствие от чтения, конечно, легче, чем учиться на научных работах, но при этом значительно сложнее понять, чем именно, какой именно частью океана, вызвано это эстетическое удовольствие
Таким образом можно сказать, что красота — более неуловимое понятие, чем истина.
Итак, если научная литература передаёт нам какое-то конкретное познание об окружающем мире, процессах в нём происходящих и т.д., то что же мы выручаем из художественной литературы?

Здесь важно разобраться во взаимоотношениях между автором и читателем, а точнее в их беседе, которая больше похожа на игру. Задача автора в этой «игре» — сделать свои мысли и чувства поддающимися осмыслению, некой трансформации в голове читателя. Причём абсолютно не важно, совпадут ли читательские выводы с исходными авторскими мыслями и чувствами! Задача читателя — суметь выхватить из книги все смыслы, что способен понять, и трансформировать их в жизненный опыт. Поэтому художественная литература действительно может выполнять обучающую функцию, а не только эстетическую, ведь стремится выразить конкретный человеческий опыт.
Конечно, переживания каждого человека индивидуальны и принадлежат только ему. Невозможно заставить чувствовать ближнего в точности то, что чувствуешь ты сам. Знание создано, чтобы им делиться (с этим неплохо справляется научная литература или художественная, если мы говорим об опыте). Но переживанием нельзя поделиться в прямом смысле этого слова. Переживание можно создать в сердце другого человека. И только по-настоящему хороший автор способен создать яркое переживание, заставить трепетать от волнения душу читателя. Гениальный писатель или поэт, как художник, творящий вслепую, виртуозно водит своей кистью по нашему воображению, используя те слова (краски), что способны вызвать целостную и многогранную эмоцию, похожую на свою собственную. Художественное произведение с помощью вымысла подводит нас за руку к реальному (и абсолютно личному!) переживанию — это ещё одна функция художественной литературы. Вот то самое соединение, та грань, которая едина у литературы и реальности! И эту самую грань видит человек, умеющий (согласно моему сочинению) читать.

В дополнение к моим словам приведу стихотворение русской поэтессы XXв., Вероники Тушновой:
 Открываю томик одинокий –
Томик в переплете полинялом.
Человек писал вот эти строки.
Я не знаю, для кого писал он.
Пусть он думал и любил иначе,
И в столетьях мы не повстречались…
Если я от этих строчек плачу,
Значит мне они предназначались.
Чем лучше вы понимаете причины собственного восторга от чтения художественной литературы, тем ближе вы подходите к пониманию ценности этого произведения.
Outro
Человек не знает, что ему время от времени может подкидывать жизнь. Мы каждый день играем с ней в бесконечные шахматы, не ведая при этом, что на этот раз за фигуру мы держим в руках и ставим под риск, — короля или пешку. Всё, что мы ставим на кон, по сути может развалиться за одну секунду. 

Это не ложь.

Этому нас и учит литература. 

Она — теневая сторона жизни, говорящая с нами на том же языке, что и сама жизньИ этот искренний язык спасает нас в иные минуты от отчаяния, от шага в пропасть.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...