Наверх
Репортажи

Кто в Смоленске учит Родину любить

Спойлер: не Юнармия
10.07.2022
Дверь центра КУОС-Вымпел на первом этаже обычной пятиэтажки в тихом районе Смоленска отмечена буквой Z, еще одна Z - на дверях гаража напротив. Пока мы стоим в стороне, обсуждая буквы, к двери подходит немолодой человек, и даже по спине видно, что он строгий. Мы догадываемся, что это руководитель центра Владимир Талалаев, - и тут он оборачивается.
- Вы журналисты? Это вы мне звонили?
- Ну да.
- Я думал, будут люди постарше, - сурово отрезает он. - Вы, наверное, на практику приехали?
- Мы на втором курсе, - признаемся мы.
Недоумевая, зачем было ехать именно в Смоленск, он идет показывать нам центр. 
Мы идем за ним.
Большую часть помещения занимает спортзал с тренажерами и боксерскими грушами, где ребята улучшают физическую подготовку и тренируются в ножевым и рукопашном бое. Рядом со спортзалом – небольшой компьютерный класс и две раздевалки, для мальчиков и девочек. Между радевалками – черно-белое изображение Халка, супергероя из американской  вселенной комиксов Marvel.

В странном для нас названии КУОС-«Вымпел» для посвященных каждая буква имеет значение. Аббревиатура КУОС расшифровывается как 
Курсы усовершенствования офицерского состава КГБ СССР - это спецподразделение при московской школе КГБ, в котором обучали элиту советского спецназа. Руководил школой Григорий Бояринов, полковник, смертельно раненый при взятии дворца Амина в Афганистане. В КУОС-Вымпел часто приезжает сын того самого Бояринова – на конкурс патриотической песни и на соревнования по карате, которые проводят в честь его отца.
Спортзал патриотического центра. Фото: Мария Баранова
Владимир Васильевич принял центр полтора года назад, незадолго до этого оставив академию ПВО, где преподавал 20 лет. До этого он был действующим сотрудником ФСБ и КГБ, прошел Афганистан, заслужил звание подполковника и орден Красной Звезды. 
Служба в Вооружённых силах для него - дело семейное. Отец Владимира Васильевича прошёл  Великую Отечественную, воевал в Маньчжурии, дед в Великую Отечественную погиб в Польше. От деда и от отца остались ордена и медали, их имена есть на стене памяти в Храме Вооруженных Сил Российской Федерации в Кубинке. 
В этом смысле руководство молодежным патриотическим центром для него  дело чести, которое он старается делать не за страх, а за совесть и точно 一 не за деньги.
一 Держимся на голом энтузиазме, 一 говорит Владимир Талалаев,  спонсоров потеряли во время пандемии. 
Деньги брать неоткуда, потому что ребята за занятия не платят 一 в отличие от московского и питерского Вымпела, где месяц уроков патриотизма стоит от одной до пяти тысяч рублей - в зависимости от возраста школьников.
Не за деньги, а за идею работают и инструкторы - зарплаты не получают. Краудфандинг Владимир Васильевич считает бесполезным, а городские власти и управление по делам молодежи хоть и обещают помочь, но денег не дают.
一 Очень тяжело, 一 жалуется Владимир Васильевич, 一 нам ведь надо оплачивать здесь коммунальные услуги: свет, воду, отопление зимой. Дают нам спонсоры маленькую сумму 一 и мы не можем очень многим обеспечить. Может быть, мы сейчас с Украиной закончим, пандемия закончится, и наши спонсоры опять заработают, пойдут какие-то денежные средства. Тогда мы будем опять проводить мероприятия.
Монолог руководителя «Вымпела» прерывает тренер, который заходит в кабинет. Он продолжает мысли Владимира Васильевича, но уже более эмоционально.
一 Ничего после начала «спецоперации» не изменилось! 一 начинает он.
一 А что именно?
Отношение к военно-патриотическому воспитанию 一 нифига, никакого. Никто не хочет заниматься военно-патриотической работой 一 чихать хотели! 
Отношение к военно-патриотическому воспитанию 一 ни фига, никакого. 
Никто не хочет заниматься военно-патриотической работой 一 
чихать хотели! 
Владимир Талалаев в своем кабинете. Фото: Мария Баранова
一 А я занимаюсь уже шесть лет, 一 приговаривает Владимир Васильевич. 一 Но вот только кому это надо? Мы стараемся, но это не Казань, не Самара, не Ярославль, не Дальний Восток, не Новосибирск. Там выделяются деньги 一 в Казани вообще на «Вымпел» выделяют 10 миллионов. Бесплатно все детям 一 только работайте, занимайтесь! Зарплаты у тренеров 一 все как положено, все по-человечески. У нас есть что-нибудь?

Неловкая пауза.

一 Ну вы же сами все видите, 一 снова заводится он. 一 Мы стараемся, чтобы о нас узнали, сотрудничаем с телевидением, с ГТРК, чтобы нас показывали, чтобы мы детей как можно больше к себе привлекали. Мы занимаемся детьми, мы их учим. Мы не делаем их солдафонами 一 мы делаем их гражданами своей Родины. Чтобы они любили свою семью 一 своих родителей, любили и защищать могли их и свою родину. И знали свою историю. Крепкая, хорошая, дружная семья 一 это главное, что есть у нас. Вместе с ней и страна крепкая. Наши ребята не только бегают, стреляют, физической подготовкой занимаются 一 у нас и духовное развитие. У нас трудовой рабочий класс. Они не слуги государства. Они 一 слуги народа своего, прежде всего 一 своей семьи. Государство 一 это народ, а не чиновники. Хотелось конечно, чтобы было лучше, чтобы менялось что-то, уделяли больше внимания патриотическому воспитанию. Не просто постоять, посидеть где-то, ну, как «Юнармия» 一 сели, встали, прошли там...

Владимира Васильевича расстраивает, например, то, что старшеклассники не знают, кто такая Зоя Космодемьянская, и не помнят ни одной патриотической песни.
Они могут сказать, сколько долларов стоит платье у той или иной артистки, кто у нее любовники! А вот о героях Великой Отечественной, о партизанах, даже местных, смоленских, не знают!
一 Я сколько выступал перед ребятами, беседовал. Ребята не знают патриотических песен, зато знают Децла и другие ансамбли, это им ближе и роднее! 一 сердится на школьников Владимир Васильевич. 一 Но в школах этого не проходят, не занимаются патриотическим воспитанием. Поэтому и молодежь вырастает полудебильная!

Воспитывать детей должны родители, соглашается он, но родители целыми днями на работе. Более патриотичными вырастают разве что те из ребят, кто занимается боксом, карате или футболом, считает Владимир Васильевич.

一 Меня вот во время одной из встреч спросили: «А на войне интересно?» Я бы не сказал, что маленькие ребята, 一 класс девятый-десятый, 一 с укором рассказывает он.
一 Этот вопрос вас задел?
一 А вас бы не задел? Они сидят, играют на компьютере в «стрелялки», убивают в игре тысячи человек, танки в игре подрывают! И у них такое впечатление, что война 一 это игра. Потому что фильмов про войну практически не показывают, не показывают фильмы про партизан. Вот обратная сторона того, что наша молодежь не понимает, что такое патриотизм!
В классе-музее есть памятный баннер Фонда содействия ветеранам спецназа «КУОС-Вымпел» 
一 Патриотичный человек, 一 продолжает он, 一 этот тот, кто не готов во время всяких заварушек, боевых действий сбежать за границу, как вот сейчас крупные наши деятели! Как только случилось на Украине, побежали. У них там дачи, дома, деньги, вклады.

Вот вымпеловцы, те позитивно воспринимают действия российских войск в Украине, утверждает Владимир Васильевич. А таких, кто относился бы к «спецоперации» отрицательно, среди его учеников нет, «и быть и не должно», ведь здесь проводят много уроков мужества и показывают много примеров героизма российских военнослужащих: Владимир Васильевич сам готовит для ребят обзор военных действий. Правда, на акции в поддержку российской армии вымпеловцев пока не зовут.

一 Видимо, нет пока указаний «сверху» по этому поводу, 一 переживает Владимир Васильевич, 一 чтобы проводились митинги в защиту [«спецоперации»], 
На столах сушится снаряжение после полевого выхода. Фото: Татьяна Уколова 
Но вообще-то в КУОС-Вымпел занимаются не только идеологией, патриотическим воспитанием и физической подготовкой, а много внимания уделяют еще и практике. Ребятам дают навыки выживания, учат основам альпинизма, тактике и стратегии маскировки. 

Один учебный класс здесь совмещен с музеем, и повсюду висят знамена и календари 一 их дарят ветераны спецназа. Все памятные знаки и награды Вымпела не помещаются в классе-музее, поэтому часть из них находится в рабочем кабинете Владимира Васильевича. Здесь же, в рамочке, висит благодарность от общественной организации «Воля народа Донбасса». В кабинете много книг: по военной истории, об оружии, о Донетчине и новой стратегии США и НАТО.
Владимир Васильевич с гордостью говорит, что с момента создания в 2016 году смоленский «КУОС-Вымпел» подготовил «целую плеяду» ребят, которые проходили службу в спецназе. В этом году один из выпускников центра закончил пограничный институт, а второй подал документы в Высшую школу ФСБ.

В «КУОС-Вымпел» школьников готовят по президентской программе «Служу Отечеству», проводят встречи с ветеранами спецподразделений «Вымпел», «Зенит» и «Альфа», возят на разные торжественные митинги и парад Победы. Особо отличившиеся ученики могут сдать квалификационные испытания на васильковый берет Президентского полка.
Вымпеловцы в смоленской аллее партизанской славы (сверху) и «васильковые береты» в музее Великой Отечественной войны. Фото из архива "КУОС-Вымпел"
 По контракту в зону боевых действий никто из вымпеловцев не поехал 一 
по крайней мере, таких данных нет
И все-таки городские власти не забыли о “Вымпеле”. Вечером того же дня ребят пригласили выступить на набережной на митинге ко Дню пограничника. Ребята продемонстрировали то, чему их бескорыстно учат в центре: рукопашный и ножевой бой, координацию и физическую подготовку - и завершили показательные выступления залпами из учебного оружия.
Материал подготовлен с участием студентов Мастерской сетевого издания "Репортёр" на Факультете коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...