Наверх
Репортажи

Одинокие мамы: когда с ребенком некуда пойти

В Приморье «Ковчег надежды» помогает девушкам без дома и планов на жизнь
07.07.2017
«Ковчег надежды» — единственный в Приморье центр, где одиноким мамам дают жилье, помогают устроиться на работу и сохранить родительские права. Александр Сергеевич Витальев руководит центром два года, за это время из-под его крыла выпустились полсотни счастливых и самостоятельных мам. 
Родительское плечо
Александр Сергеевич почти на цыпочках идет по коридору и заглядывает в одну из комнат. «Чей там кричит?» — полушепотом спрашивает руководитель центра. Юная Маша с ребенком на руках тихонько отвечает: «Танюшку разбудили, сейчас не уснет».
Маша стала мамой, когда ей едва исполнилось восемнадцать. Сейчас она умело пеленает и убаюкивает двухмесячную дочку. Как и большинство жительниц приюта, Маша — сирота. У нее нет ни семьи, ни дома, ни денег. В «Ковчег надежды» (проект общественной организации «Живая надежда») обращаются малообеспеченные мамы на грани лишения родительских прав. Мамам бесплатно дают жилье, обеспечивают продуктами и «будят» любовь к ребенку. Одна из девушек кормила сына три раза в день, думая, что этого хватит.
— Вы, наверняка, любимы своей семьей, знаете, что такое забота и у вас есть плечо, на которое можно опереться, — руководитель «Живой надежды» Александр Сергеевич не сомневается в моем положительном ответе. — Расти в любви — это счастье. Семейной поддержки у наших девочек, к сожалению, не было. Без посторонней помощи им сложно полюбить ребенка и научиться заботиться о нем.

Маша со своей малышкой Таней живут в просторной светлой комнате
Как и многие жительницы приюта, Маша — сирота. У нее нет ни семьи, ни дома, ни денег. 
Быть взрослой
Каждой девушке и ребенку, которые приходит в центр, помогают оформить документы, регистрируют по месту пребывания. Часто мамы оказываются на пороге «Ковчега» с одним паспортом, без регистрации и полисов, а поэтому никаких социальных выплат не получают.
— Это для нас с вами просто — пришел в какое-то госучреждение, написал заявление, вернулся в назначенный день и забрал документы,— уточняет психолог. — А они привыкли, что в детском доме за них все решают, им не нужно самим заботиться о себе. Это, конечно, не их вина, но быть взрослой тоже надо учиться.
Вместе с Натальей девушки составляют план на ближайший год. Например, юная мама Саша хотела стать парикмахером. Мечта была под угрозой из-за трудных обстоятельств.
— Саша родила в 15 лет, по закону ее малыш должен был отправиться в детский дом, — говорит специалист. — Мы нашли опекуна для ребенка и для самой мамочки. Когда ей исполнилось 16, она переехала к нам. Мы готовились с ней к ГИА — восьмой и девятый класс Саша из-за рождения ребенка практически пропустила. Саша сдала успешно, сейчас учится в колледже на парикмахера.
Три девочки работают упаковщицами и уборщицами на хладкомбинате. Они копят деньги, чтобы после выхода из приюта снять жилье.
Оплот защиты
Девушки живут в двухэтажном доме с мансардой
Двухэтажный дом в пригороде Владивостока скрыт от посторонних за двухметровым бетонным ограждением и бордовыми воротами. «Наши двери всегда открыты для попавших в беду девушек. Тут, где нет любопытных глаз, они чувствуют себя в безопасности. В пригороде нам спокойно, мы вместе гуляем, занимаемся хозяйством», — говорит Александр Сергеевич.
За воротами располагаются качели, более десяти колясок, детские машинки, велосипеды и небольшой огород, где девочки выращивают помидоры, морковь и свёклу. В доме есть все необходимое — уютные спальни, где девушки живут по двое, столовая, санузел, прачечная, а также зал для праздников. Мамы сами готовят и убираются, не пьют и не курят, не общаются с отцами своих детей.
— Несколько лет назад беременная Наташа ушла от мужа, который бил и унижал ее. Она уехала из Армении и, пройдя у нас реабилитацию, вновь вернулась к тому мужчине. История повторилась, и вот она снова у нас, воспитывает уже второго ребенка, — рассказывает психолог Наталья Разумовская. — Девочки очень доверчивые, и когда встречают мужчину, забывают обо всем на свете. Они уверены, что спутник их не предаст, поможет им.
Сладости едим раз в полгода
«Ковчег надежды» держится только за счет пожертвований, постоянных спонсоров и поддержки от государства у центра нет. Пожертвований хватает на еду: люди охотно привозят. Но стол бывает богатым не всегда. Как-то один супнабор разошелся на обед и ужин для двадцати человек. Вредные лакомства приюту до сих пор не по карману.
— Что такое сладости, мы вообще не знаем, — говорит Александр Витальев. — Мы не можем себе их позволить, так что шоколад и конфеты едим раз в полгода, по праздникам, когда приносят.
В центре сейчас собирают деньги на ремонт спален, чтобы открыть новые комнаты и социальный детский сад, где девушки смогут оставить ребенка на других мам.
Еще одна проблема — счета за «коммуналку». Над домом «висят» 15 тысяч рублей за электричество. На уплату налогов жертвуют еще меньше, а на зарплаты для сотрудников центра ничего не остается.
— Идет третий месяц, как нам не с чего платить зарплату, — говорит психолог центра. — Но, знаете, если бы я хотела зарабатывать, то ушла бы в другое место работать. Некоторые говорят, что мы должны помогать девочкам бесплатно, но работники «Ковчега»— это же тоже люди, мы тоже хотим есть. Если бы у меня был муж-миллионер, то, мне, конечно, и не нужна бы была зарплата, я бы сама жертвовала деньги. Самое главное, что мы действительно спасаем детей и их мам. Когда видишь, как девочки меняются, забываешь, что нам и самим непросто. 
На территории Центра стоят коляски, машинки и велосипеды
Не бросить в беде
Александр Сергеевич руководит Центром два года
«А кто, если не мы?» — Александр Сергеевич вопросительно вскидывает седые брови. Он совсем не считает себя героем, а просто «делает все, что в его силах».
— Работаем не за страх, а за совесть, — говорит руководитель центра.— Вот представьте, мы сейчас закроем двери на замок, выставим объявление о продаже дома и куда же нам девать всех этих девушек, которые только благодаря нам встают на ноги? Некоторые говорят, мол, государство должно всем помогать, в том числе и сиротам с детьми. Ну, а если у государства не получается? Что же теперь, оставить их в беде?
У Александра Сергеевича к мамочкам и их детям отцовские чувства. Он благополучно воспитал двух дочерей и сейчас заботится обо всех, кто живет в центре. За два года, которые Александр Сергеевич руководит центром, таких девушек уже более полусотни. Они заходят в гости, оставляют своих детей, пока сами на работе, проведывают подруг и говорят простое человеческое «спасибо».
— Наша Ксюша (имя изменено) с малышом скоро покинет приют. Она стала хорошей мамой. Правда, старая любовь к заварной лапше и селедке осталась, от нее не отучили — улыбается руководитель «Ковчега надежды». 

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...