Наверх
Интервью

Как город Владимир не стал звездой КВН

(а мог)
08.04.2019
Вы помните, откуда пошло выражение «курить куришку и бухать бухашку»? На всякий случай, напомню.
На самом деле, родина этой шутки — город Владимир. На рубеже тысячелетий здесь существовала команда КВН (сначала местная, затем — международная), которую впоследствии окрестили «легендарной» — потому что они-то попадали в телеверсии игры, и после никто из владимирских юмористов этого успеха не повторил.

Далее — об изнанке телеюмора, пьянстве, воровстве, «чернухе», успехе и о том, почему город Владимир так и не прославился в КВН. А пока познакомьтесь с героями сегодняшней истории.
Сергей Щедрин: «Всё решали деньги»
  • Ырк Мурочкина:
    Расскажите историю команды. Кто эти люди, почему вместе собрались и чем занимались?
  • Сергей Щедрин:
    Всё очень просто. Мы все учились в «педе» [Владимирском государственном педагогическом институте]. На тот момент [Владимирский] Политех был уверенный в себе институт, потому что у них самая лучшая Студенческая весна… В «педе»-то это был междусобойчик, проходил в актовом зале – зато какая атмосфера классная была! И – не помню уже, у кого родилась идея, что раз политеховцы такие крутые, давайте с ними сыграем в КВН. Каждый факультет делегировал самых активных, ярких, кто мог, кто хотел. Игра была в ДК ВХЗ [сейчас – ДК молодёжи], 6 апреля. За день до игры был дичайший снегопад, а потом – солнце, и к дому культуры нельзя было подойти, потому что лужа начиналась ещё от дороги…

    Ну, политеховцев мы разорвали, просто разорвали. Потом как-то получилось, что в мае мы поехали в Рязань, где КВН-движение было мощное, на фестиваль «Славянский базар». Там проиграли дико… Осенью – реванш с Политехом, уже в Областном дворце культуры, на большой сцене. И опять мы их… А как мы первый раз поехали а фестиваль в Сочи — я не помню. Но мы там пролетети.

    На следующий год во Владимире уже проводили областной фестиваль КВН. Нам сказали: «Вы всё равно выиграете. Давайте вы не будете участвовать, а мы на Сочи вам денег выделим». Ну, мы участвовать не стали, собрали молодую команду. И Политех выиграл, наконец, у молодёжи, и им полностью оплатили поездку. А мы за 3 недели до отъезда в Сочи остались без денег. Как-то сами нашли.
  • В то время лиг КВН было всего три — Высшая, Первая и «Старт». И со второго раза мы попали в «Старт» в Воронеже. Потом дважды были в Первой лиге . Причём, там сначала вылетели с первой же игры, а потом взяли Летний и Зимний кубки лиги. Во второй раз дошли до полуфинала. Там подружились с командой из Пензы «Валеон Дассон», в которой играли Павел Воля и Тимур Родригез. Нас очень некрасиво не пустили в финал, и мы пензенцам отдали весь наш подготовленный материал, и они в итоге победили. Когда они попали в Высшую лигу, мы с ними выходили на разминку.

    А потом… С Донецком, где играли Ревва, Грузман, познакомились ещё в Воронеже, в лиге «Старт», у нас хорошие отношения были. И потом так получилось, что и они закончили, и у нас всё было непонятно. И мы поехали участвовать в Северной лиге в Ханты-Мансийск как сборная. Там у «Луны» выиграли, у РУДН выиграли, у всех мы выиграли. А в финале победила местная команда.
  • Ы.М.:
    А как же так: у «Луны» выиграли, у РУДН выиграли, Ревва ваши шутки читал… а до Высшей лиги не дошли?
  • С.Щ.:
    Ревва наши шутки не читал. Он как раз ушёл в Сочи, а мальчишки остались, и они к нам пришли. Наши шутки читали БГУ. Они были на финале в Ханты-Мансийске и взяли целый номер про качков, песню взяли — «Я рисую чёрной краской…» и две шутки – как раз куришку-бухашку и «Вчера резко упал курс доллара, за один доллар давали только в Рязани». Опять же, всё под честное слово, что они всё нам компенсируют в Сочи. В итоге мы получили [показывает фигу]. И после этого мы прекратили свою КВНовскую деятельность.
  • Ы.М.:
    А что сломалось? Ведь так шли «паровозом».
  • С.Щ.:
    Да ничего мы не шли паровозом. Денег не было. Нам никто ничего не давал, вообще ничего. Ну как… Спонсоров где-то находили, по дружбе. А так, чтобы нас поддержал институт или администрация – такого не было никогда. КВН к тому моменту уже был серьёзным шоу-бизнесом, всё решали деньги. У Магнитогорска, например, игра стоила под полтинник долларов.
  • Ы.М.:
    И на что шли эти деньги?
  • С.Щ.:
    Ну, это индустрия. Они перед играми снимали дом отдыха, нанимали авторов... Всё от и до: отдельный человек ответственен за реквизит, отдельный человек за звук. Это сейчас они, я думаю, концертами ничего не собирают, а тогда… Появляются «Утомлённые солнцем» — они больше всех на гастролях зарабатывали, появляется «Уездный город», чуть позже – РУДН. «95 квартал», опять же. Мы в 2001 году приезжаем в Юрмалу, они [95 квартал] ходят, смотрят на меня – и ржут. Я никак не мог понять, что происходит-то. Говорю: «Что случилось?» Они: «Слушай, ничего личного, ты просто один в один наш спонсор. Мы думали, он приехал! У нас в финальной песне спонсор на сцену выходит. Выйдешь?» - «Да выйду!» Это в телеверсии есть.
  • Ы.М.:
    Что вы делали на Юрмальском фестивале?
  • С.Щ.:
    Мы участвовали как сборная Владимира и Донецка. В телеверсию попала «Песня о микрофоне». Причём, когда мы ехали, её ещё не было — сочинили на месте. [Сергей] Артемьев должен был «Бляху» петь. На просмотр пришли Марфин с Чивуриным… Михаил Наумович – он вообще такой оригинал… Он сказал:
Мне кажется, ваше выступление немного ламинарное. Идиосинкразию вызовет. У вас есть ещё что-нибудь?
  • И Артемьев спел вот эту песню, про микрофон, и они говорят: «Вы чего, давайте эту!» А второй номер у нас был – мы на церковный лад пели современные песни. На подпевке стоял весь «Уездный город». Многоголосье как дали!.. Светлана [Маслякова, режиссёр игры]… Как её отчество? Тётя Света, короче, хотела эту песню из выступления убрать, но оставили, а из телеверсии вырезали. Хотя барин [Александр Масляков] сказал: «Света, песня порвала зал!» Ну, и Артемьеву аплодировали минуты полторы-две.
  • Ы.М.:
    Помню, как в детстве было удивительно обнаружить владимирскую команду в Гала-концерте Сочинского фестиваля…
  • С.Щ.:
    А мы были в «галке» несколько лет подряд — в «Яичнице», как это называлось. Мы тогда как раз в Первую лигу стали попадать.
  • Ы.М.:
    Вы как-то отмечали первое попадание в телевизор?
  • С.Щ.:
    Да не-е-е. Я помню, очень радовались, что в Первую лигу попали – да. А всё, уже уезжать. Купили торт какой-то с фруктами.
  • Ы.М.:
    Торт? Не алкоголь?
  • С.Щ.:
    Не. Алкоголь – это в ту сторону, в «пьяном поезде». Вот это был ужас.
  • Ы.М.:
    «Пьяный поезд»?! Там все пили?
  • С.Щ.:
    Все вообще. Денег на самолёт не было, соответственно, ехали поездом. Едешь – и в каждом населённом пункте садятся новые команды КВН. Пили дико, просто дико. С собой сумка «Доширака» — оранжевая была, помню, мечта челнока. Мне всегда было жаль обыкновенных людей, которые ехали тем же поездом.
  • Ы.М.:
    Когда вы уже объединились с Донецком, как-то различались восточноукраинский подход к юмору и владимирский?
  • С.Щ.:
    Они продвинутее были, смешнее. Но они и в «вышке» сыграли, у них было опыта больше. До Донецка мы писали номера заранее, а с ними уже по-другому — процентов 60 рождалось на репетиции. То есть, был текст, но они начинали чудить так… Они актёры были хорошие. Дёз [Денис Алистратов]– конечно, глыба. Они на три дня приезжали, репетировали – и обратно. Жили в «Заре». Мы как-то репетировали в холле, Дёз вышел и говорит Грузману: «Прикинь – у них такая реклама прикольная — про «Растишку»!» У них-то такой рекламы не было. Ну, и выдал шутку. Я, кстати, был против неё. Мне казалось, она грубая и не смешная. А как рванула!
  • Ы.М.:
    Однажды я брала интервью у «Детей лейтенанта Шмидта», и они рассказывали, что тогда их заставляли писать политические шутки. А потом за это же закрыли путь на телевидение… А у вас был политзаказ?
  • С.Щ.:
    Мы до того уровня не доходили. Но о политике шутили, конечно. Как раз Пенза в «вышке» нашу песню исполняла — под Найка Борзова, «Мне снится, мне снится Чубайс Анатолий Борисыч». У нас в команде её [Роман] Немов пел. Нам казалось, что он похож на Борзова. Она, кстати, тоже зал разорвала. Песен у нас много… РУДН украли у нас – «Как ярко светит после чистки бляха». Её без разрешения взяли. БГУ хотя бы поступили честно: подошли, попросили… но обманули потом. А эти… просто стырили. И ещё украл Епищев [Илья, игрок Сборной Санкт-Петербурга], когда писал Галкину. Новый год, Галкин выступает прям перед Ельциным… Бац — и наша шутка! Про варежки что-то. Он потом подошёл: «Да ладно, чего вы... Мне надо было, а вам-то погоду она не делала».
  • Ы.М.:
    Все просто с этим смирялись?
  • С.Щ.:
    Ну а что ты сделаешь? Пойдёшь к Маслякову жаловаться: «У меня шутку украли»?
  • Ы.М.
    КВНовский опыт вам как-то помогает в жизни?
  • С.Щ.:
    Не знаю. [вздох]
  • Ы.М.:
    Или это просто воспоминание ностальгическое?
  • С.Щ.:
    Да и уже в другой жизни где-то всё осталось, далеко.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...