Наверх
Интервью

Так себе рэп

«Работали тем летом над ритмами коронными над нашими куплетами британские ученые»
05.06.2020
Постер к фильму «Так себе рэп»
Нам удалось поговорить с одним из создателей фильма «Так себе рэп» Кристиной Коньковой и узнать о процессе формирования её собственного детища.

В качестве выпускной работы Кристина сделала фильм, который состоит из нескольких интервью и показывает сущность русского андеграундного рэпа.

Поиск темы или битва на ножах
  • Что тебя вдохновило на этот проект? Почему выбрала проект именно в этой области?
  • В моей жизни были два слагаемых, которые стали единством. Моя работа посвящена именно рэпу, так как в 10 классе вокруг меня сложилось общество людей, которые создают рэп и увлекаются им, поэтому вскоре я сама стала в нём разбираться. Когда возникла перспектива создания ИВР, я хотела выбрать тему, которая наиболее актуальна для меня. Рэп стал важной частью моей жизни, поэтому я решила связать свой проект именно с этим направлением.
  • Какую цель ты преследовала при осуществлении своей задумки? Что хотела рассказать, какую проблему осветить? 
  • Я хотела показать, что рэп не ограничен рамками историй про район, деньги, машины, сексуализацию женского тела и отношению к женщине, как к объекту; рэп — это поэзия, это литературный феномен, который показывает состояние и чувства общества, положение современности.
  • Как ты пришла именно к такой теме, к такой форме воплощения своей идеи?
  • Я пришла к этой теме случайно. Моя первая заявка это исследование, а не проект, поэтому на протяжении всей адаптации я училась писать научные работы, потом, в конце ноября, уехала в Армению.

    Я каталась по горам и думала, «а что там можно изучать в рэпе», я совсем не понимала что хочу исследовать, хотя у меня была даже научная руководительница, которая увлекалась рэп-батлами, но я думаю, она чувствовала рэп, не так, как чувствовала его я.

    Внутри меня было противоборство на ножах, которые втыкались в меня по рукоятку, у меня было множество страхов: я одна, у меня нет хороших помощников, и только одна камера, поэтому я закидывала идею с фильмом в дальний угол себя и ничего с ней не делала.

    Позже я вернулась в Москву, и познакомилась с парнем из ВГИКа. Он режиссёр, и вскоре позвал меня стать оператором в одном из его проектов. Однажды мы сидели во ВГИКе, он спросил, что хотела бы я снимать сама. После этого вопроса я поняла, что хочу создать что-то визуальное: о рэпе не стоит говорить, его надо показывать. Я спросила у себя, «что мне нужно сделать, чтобы стать лучше?» Я понимала, что хочу научиться лучше снимать, лучше монтировать, открыть для себя новых людей, новые пути, связи — так и начал зарождаться фильм.

    Я обратилась к этой идее, я повернулась к ней лицом, я ей подмигнула, и мы пожали друг другу руки. После этого вокруг меня начали собираться люди, которые на бесплатной основе готовы были что-то делать и создавать вместе со мной, как-то вливаться в работу.
  • Были ли ещё факторы, которые повлияли на твой выбор проекта?
  • Ужасно важная вещь, которая была важным фактором всего пути создания фильма — это отсутствие футлярного мышления. Не знаю, как в других школах, но в лицее у людей ужасно туннельное восприятие мира вокруг: есть такая цепочка, которая называется «школа-университет-работа», естественно, есть множество промежуточных пунктов, но все они ведут к этим основным. И когда ты в этом туннеле, ты не видишь, что есть право, есть лево. Из-за такого восприятия большинство моих одногруппников выбирали свои темы ИВР, основываясь на том, сколько баллов они в будущем получат. Они хотели получить скидку и гарантийное место в рейтинге. Но вы выбираете работу, которую будете делать на протяжении года. И вам нужно полюбить ее, вы должны гордиться тем, что вы создаете. Лицей дает такую возможность не для того, чтобы мы шли на защиту с уверенностью, что у нас будет самый высокий балл, или не для места в рейтинге, а для того, чтобы мы росли. Лицей дает безопасную среду, где мы можем понять, что нам нравится — мы можем понять, что способны создавать что-то сами с нуля.

    Я понимала, что если я возьму исследование, я буду просто учиться писать и оформлять список литературы. И я понимала, что это не те вещи, которые мне помогут в том, чем я буду заниматься в дальнейшей жизни. Фильм — это квинтэссенция всех вещей, которые помогут мне стать лучше. Поэтому в жизни главное — не бояться, так как тот, кто боится, в конце фильма погибает, поэтому нужно просто брать и делать штуку, которая будет полезна для тебя, а не для твоих родителей или для рейтинга: если тебе суждено поступить в вышку по скидке, ты поступишь туда спокойно.
  • Как получилось сузить тему проекта?
  • Я совершенно не сужала тему, так как действовала по ощущениям. Изначально у меня, конечно, было чувство, что я снимаю фильм про весь рэп, но в процессе я поняла, что это всё про андеграундный рэп. Тема у меня совсем не узкая, она была просто грамотно понята мной, она сузилась чуть ли не перед самой защитой, когда я добавила слово «андеграундный».
Процесс работы над проектом
  • Расскажи основные этапы твоей работы над фильмом
  • Мы сначала просто начали отбирать людей, которых могли бы поснимать. Во время этого отбора у меня впервые возник вопрос: почему люди должны сотрудничать со мной, с человеком, которого не знают, с человеком, который еще ничего выдающегося в области медиа и кинематографа не сделал, почему люди должны вообще приходить ко мне и тратить на меня свое время?

    Когда вы создаете что-то такое, вы должны понимать, что с вами ваша энергия, и что вокруг вас есть адекватные люди, которые рады поучаствовать в чем-то, что, возможно, будет иметь исторически важное влияние на все мировое пространство.

    Нужно также понимать свой уровень, я, например, не могла позвать Oxxxymirona на съёмки. Я выбирала ребят, с которыми мы были эффективны друг для друга.

    Имея ноль рублей в бюджете проекта, мы писали просто всем на свете: знакомым, знакомым этих знакомых, выставляли истории в Instagram. И рэперы цепочкой нуклеотидов появлялись в нашей жизни. Почти все артисты соглашались, нам даже приходилось выбирать, кто наиболее интересен и удобен для сотрудничества.
  • А возникали какие-то трудности в коммуникации с артистами?
  • Были неприятные ситуации, когда ты договариваешься с человеком, общаешься с его менеджером, а он ведёт себя совершенно непрофессионально: они условно согласились сниматься в фильме, а потом просто бояться сказать «нет».

    Поэтому, я считаю, когда ты предлагаешь сотрудничество, человеку нужно сразу прописывать или устно обговаривать с ним, что он имеет право передумать. Это нужно, чтобы он чётко понимал, что тебе необходимо слышать его «нет» и что ты адекватно это воспримешь.

    Также важно не бояться, если человек напрямую скажет, что он перехотел, так как эти самые отказы, наоборот, помогают вашему профессионализму: вы поймете,почему человек сказал «нет» и в будущем исправите ситуацию. 
  • Как проходил отбор локаций для съёмок?
  • Мы просто составляли список пространств, в которых сами любили проводить время, потом мы приходили туда и просили контакты для обсуждения процесса съёмок: можно нам там снимать или нет. Нам давали электронную почту, на которую мы писали и договаривались, что, как и когда. А потом просто приходили и снимали.

    В обсуждении тоже нет ничего страшного, нужно просто грамотно пользоваться русским языком и понимать, что у слова есть 7 разных направлений, и вам надо выбрать одно правильное, которое попадет в человека, владеющего пространством, а он потом вас как-то направит: даст ответ на предложение. Если владелец говорит «да» — супер, снимаем; «нет» — без проблем, ищем дальше.
  • Как прошла первая съёмка?
  • Мы провели первую съёмку в декабре с группой омон ра. Было ужасно и страшно, так как это был первый раз. Мы пришли в бар Успех на фестиваль Искра, где должны были проходить съемки.

    Я абсолютно сильно благодарна Вселенной, что первая съемка у нас прошла с группой омон ра, просто потому что они максимально и нравственно,и духовно,и морально простые ребята, которые готовы были со знаменем победы долго сидеть и томиться луной, перезаписывать какие-то вопросы, переговаривать слова.

    Через какое-то время, когда я прослушала все интервью, мне казалось, что мы сделали полное говно, так как ребята говорят обкуренный бред по сравнению с другими артистами, но сейчас я понимаю, что их часть одна из самых любимых в фильме.
  • Повлияла ли эта съёмка на дальнейший процесс создания фильма? если да, то как?
  • После этой пробной съемки я осознала, что совершенно не хочу связывать создание своего фильма с временем холода и с временем, когда морозный бог проносится по улицам, так как в этот период возникает очень много проблем: в Москве нет никаких нормальных рэп-фестивалей, нет людей, которых можно было бы поснимать. В итоге весь процесс перенесся на весну, мы снимали в мае одного артиста и нескольких ребят летом. Думаю, если бы все рэперы были в доступе, то фильм можно было бы сделать за месяц, но у нас все растянулось на три, потому что были все заняты.
Сложности при покорении горы Парнас
  • С какими трудностями ты столкнулась при создании фильма, во время съёмок?
  • Сложностей было много, но как раз-таки они являются наиболее ценным ресурсом, который мы в итоге получили. Из сложностей в итоге рождается опыт, появляется возможность карабкаться на гору Парнас и улучшать навыки.

    Была сложность с организацией пространства, в котором мы могли бы снимать — мы же все это делали абсолютно бесплатно. Для меня было совершенно странно и непонятно, почему, например, человек, о котором пишет The Village, и место, о котором знает большое количество моих друзей, должны давать свое пространство, чтобы я там что-то делала, чтобы я — непонятно, кто, там несколько часов работала.
  • А были ли трудности, связанные с монтажом?
  • Колоссально страшная трудность появилась за 2 — 3 дня до отправки ИВР. Хотя я понимала, что эту работу делаю не для ИВР, не для оценки: мне было всё равно, сколько баллов мне поставят — я это делала для себя, чтобы прокачаться. Поэтому мне было безразлично, в каком состоянии я отправлю свой фильм, именно поэтому у меня не было волнения, что я что-то не успею. Но в любом случае дедлайн есть дедлайн, работа есть работа, и тебе всё равно хочется, смотря назад, смотря, какое количество усилий ты приложил к тому, чтобы все это организовать, отправить всё в должном состоянии.

    В общем, за три дня до дедлайна у меня случились ужасные проблемы со звуком. Мы на протяжении нескольких дней пытались выгрузить фильм из программы, в которой я монтировала, чтобы отправить это моему звукорежиссеру. В итоге у нас ничего не получалось, а ноутбук работал почти неделю, не выключаясь: мы бегали в метро с открытым ноутбуком, потому что у нас всегда происходил рендеринг, мы пытались взламывать эти программы. Это было совершенно отвратительно, так как в эти три дня мы не спали, потому что пытались сначала домонтировать фильм, а потом соединить фильм и нашего звукорежиссера, но у нас не вышло. За 10 часов до дедлайна я поняла, что мы никак не можем сделать так, чтобы человек профессионально занимался звуком, поэтому мне пришлось экстренно учиться самой этому.

    Я домонтировала фильм за полтора часа до дедлайна, а мне ещё надо было сделать отчет о проектной деятельности. В тот момент наступил совершенный арзамасский ужас и точка пика — я не успеваю отправить им этот фильм.
    Я пребывала в битве со временем и со своим желанием, ты уже вместо того, чтобы делать с удовольствием свою работу и вникать в процесс создания своего ребенка, ты делаешь это через рвотные рефлексы, злобу и агрессию.

    Но в итоге я сделал это, в тот момент мне помогала мысль: я не могу не успеть, я знаю, если мне вселенная дала это испытание, если я сижу, а время 22:00, а ещё монтирую свой фильм, значит, я успеею смотнтировать и успею отправить. Постоянно прокручивая эту мысль, я шла и делала, и в итоге получилось!
Сопряжение с миром
  • Что для тебя представляет проект на данный момент?
  • «Так себе реп» — это мое движение и сопряжение с миром. Это та важнейшая точка, которая приближала меня к моим жизненным целям. В процессе работы я путалась, билась, начинала, бросала, опять начинала, вечно боролась, но всё это позволило ощутить мне нравственный рост.
  • Какие выводы удалось вынести по окончании работы?
  • На примере этой работы я поняла, что мне не нужно делать в будущих проектах, как находить подход к человеку, который ненавидит говорить, как рассчитывать время, как собирать команду и технику совершенно без бюджета. Я могу тут поставить многоточие, так как это только сотая часть того, что дал мне фильм.

    Одна из важнейших вещей — люди, с которыми я познакомилась, у меня была возможность при взаимодействии с обществом говорить: «Да, я снимаю фильм про рэп», что так или иначе вызывает интерес у людей к тебе.
  • Ты считаешь свой проект идеальным?
  • Нет, я вижу очень много ошибок в этой работе: в режиссуре, в способах интервьюирования, в способах донесения идеи, в монтаже и цветокоррекции. Мне не удалось показать, как всё в рэпе на самом деле, так как артисты, которые есть в моем фильме, не отображают рэп культуру полностью. Чтобы показать русскую рэп-культуру нужно начинать с двадцатого века и заканчивать Oxxxymironом, Хаски и новой школой рэпа.

    «Так себе рэп» — это мой видеоэксперимент, который позволит мне в самом скором будущем создать более качественный продукт. Я чувствую, что, выполняя эту работу, мои профессиональные навыки были полностью задействованы, я чувствую, что они выросли, а это для меня больше, чем 30 баллов. Для меня ощущение личностного прогресса было самым ценным результатом. И я сделала это. И я понимала, что из моей искры возгориться пламя.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...