Наверх
Аналитика

Димонстрация

Москва проснулась?
30.03.2017
26 марта в России состоялась самая массовая уличная акция оппозиции со времен Болотной и "Марша миллионов". Около 70 тысяч человек в 82 городах вышли на митинги против коррупции высшей власти. Как это получилось, как произошло и что будет с нами дальше?
С середины декабря прошлого года самый известный в России оппозиционный политик Алексей Навальный массированно ведет свою предвыборную кампанию, готовясь к выдвижению в президенты в 2018 году. За прошедшие четыре месяца кампания Навального достигла заметных успехов (29.5 млн рублей, пожертвованных сторонниками, 245 тысяч желающих поставить подпись за выдвижение политика, 52 тысячи волонтеров), но главным ее событием, а шире - главным, на данный момент, событием всего политического года-2017 стала публикация 2 марта Навальным масштабного расследования о коррупционных схемах и связях премьер-министра Дмитрия Медведева. С легкой руки его пресс-секретаря Натальи Тимаковой расследование получило название "Он нам не Димон".
Ни для кого не секрет, что в России испокон веку воруют, и воруют много. Тема коррупции во властной среде всегда была благодатной темой для сплетен и пересудов. Не вдаваясь в исторические подробности российского казнокрадства, можно с уверенностью сказать, что в последние полтора десятилетия оно приняло прямо-таки астрономические масштабы и поистине беспардонный стиль. Основная причина коррупционного расцвета - отсутствие системы сдержек и противовесов в государстве, которые могли бы "одергивать" зарвавшихся чиновников. Именно такой механизм (в состав которого входят, как правило, независимая пресса, независимые суды, сильная законодательная власть и работоспособная правоохранительная система, закрепленные в Конституции) работает в демократических государствах. Россия же таким государством пока не стала.
Конституцию, обеспечившую бы разделение властей и демократизацию системы, в период преобразований принять не удалось из-за противостояний ветвей власти. Тем не менее, даже итоговый "суперпрезидентский" вариант Основного закона худо-бедно обеспечивал функционирование базовых демократических институтов во время президентства Бориса Ельцина. С приходом к власти Владимира Путина, начавшего проводить политические контрреформы, начался постепенный откат к авторитаризму. Уровень коррупции, и без того бывший высоким, многократно вырос. Коррупция распространилась и на верховную власть, хотя именно в нулевые, что парадоксально, президент невероятно часто заявлял о необходимости борьбы с нею, апеллируя к опыту Ли Куан Ю, сингапурского реформатора. Впрочем, создатель одного из "азиатских тигров" смог искоренить коррупцию в своем государстве, посадив (по собственному выражению) в тюрьму за коррупцию своих лучших друзей. У российской политической элиты такой воли не нашлось; более того, развилось потворство коррупции на самых высших уровнях. Один такой факт из множества - 70 млрд рублей Дмитрия Медведева - вскрылся благодаря расследованию Алексея Навального.
Пересказывать суть расследования не имеет особого смысла: большинство читающих эту статью так или иначе уже ознакомились с ним. Ролик на Youtube к моменту написания статьи посмотрели около 13 млн человек. Краткое содержание видео можно уместить в одном предложения: сумма незаконно присвоенных Медведевым активов составляет, по подсчетам Фонда борьбы с коррупцией, около 70 млрд рублей (более 1 млрд $), а активы эти выражены в основном в застроенных площадях в Санкт-Петербурге, Курской области и Краснодарском крае. В коррупционную схему вовлечены несколько ближайших друзей и родственников премьер-министра, владеющих различными "благотворительными фондами", исполняющими попросту роль отмывателей денег. Но возмущение граждан вызвал не только лишь факт незаконного обогащения - к этому, можно сказать, привыкли. И цифра в 70 млрд, несомненно, циклопична, и "стиль" операций возмутителен - но ключевым моментом в истории с "Димоном" вызвала реакция на расследование. Вернее, ее полное отсутствие. Комментарий уже упоминавшейся выше Натальи Тимаковой стал, пожалуй, единственным, полученным от официального лица. Сам же Медведев лишь поздравил с днем рождения девушку, в его инстаграме возмутившуюся публикацией расследования в собственный день рождения.
Молчание власти никак не могло устроить Алексея Навального. 14 марта он предложил неравнодушным гражданам выйти на акции протеста по всей стране. В целом, на призыв откликнулись 100 городов, в каждом из которых были поданы официальные заявки в местные мэрии с целью согласовать "антикоррупционные прогулки". Что интересно, сначала местные власти без проблем санкционировали мероприятия - вероятно, решив, что на улицу выйдут лишь единицы. Однако вскоре регистрация на митинги в социальных сетях приняла массовый характер. С 17 марта заявки практически перестают одобряться, причем порой из-за совершенно смехотворных причин. К примеру, в Тольятти мэрия сообщила, что 26 марта на месте планируемой акции произойдет авария. В Екатеринбурге мэрия попросила изменить тему мероприятия с коррупционной на «не противоречащую конституции РФ». В Нижнем Новгороде разрешение сначала дали, а потом списали его на «ошибку компьютера». В Москве же в проведении митинга сначала было отказано - с нарушением закона, за что немедленно ухватился Навальный. По закону, мэрия обязана в случае отказа провести митинг на заявленной площадке предложить другую в трехдневный срок. В противном случае акция считается автоматически согласованной, что подтверждено Конституционным судом. Московские власти, отказавшись перекрыть для митингующих Тверскую, альтернативу (Сокольники либо Марьино) выдвинули аж через неделю. Естественно, местом сбора протестующих стала именно Тверская, а эпицентром - Пушкинская площадь.
26 марта по всей стране, начиная с Дальнего Востока, люди стали выходить (чаще всего) на свои центральные площади. В средних размеров городах собирались 100-1000 человек, в городах покрупнее - Владивостоке, Томске, Новосибирске, Екатеринбурге - от 1000 до 4000. Прогулка состоялась даже в Махачкале (100-150 человек), а в Севастополе был проведен одиночный антикоррупционный пикет. Получила широкое распространение идея "народного микрофона", благодаря которой возможность выступить на митинге получили все желающие. Среди выступающих (шире - равно как и среди всех митингующих) было множество молодежи, причем не только возраста 20-25 лет, но и 15-20, и даже меньше. Популярной стала запись выступления пятиклассника (!) в Иркутске. Впрочем, этой темы мы еще коснемся.
Начало московской прогулки было намечено на 14:00. Изначально планировалось примерно три часа гулять от Охотного Ряда до Белорусского вокзала против часовой стрелки. Однако уже с часа дня протестующие начали массово собираться вокруг памятника Пушкину. К двум на площади образовалась уже порядочная толпа, блокировавшая любое движение по левой стороне. Вскоре собравшиеся были частично отрезаны от Тверской ОМОНом и большим количеством автозаков. Впрочем, никто из присутствовавших не проявлял беспокойства или тревоги: с самого начала настроение митингующих было одновременно веселым и злым. Эти два обычно трудно совместимых чувства легко соединились на Пушкинской площади.
Собравшиеся были приветливы друг к другу, а все прибывавшие соратники воодушевляли людей, охотно пересмеивающихся между собой и шумно одобрявших мелкое забавное хулиганство, вроде наклеивания плаката "Димон, откуда деньги на Тоскану?" на памятник Пушкину или забрасывания старых кроссовок на фонари рядом. Всеобщую радость вызвал вертолет, все время "торчавший" в небе над площадью - в толпе тут же пронеслось "Димон летает - своих врагов считает".
Но все же злости было больше, чем веселья. Злость, а вернее - обозленность, на власть, загребающую без стыда и совести по миллиарду долларов за раз. Власть в очередной раз настроила против себя огромное количество собственных граждан. И дело было вовсе не в Навальном, которого задержали ниже по Тверской еще до того, как он успел попасть на митинг - эта новость практически не вызвала никакой реакции в толпе. Пришедшие к Пушкину стояли не из-за и не за Навального - они стояли за себя и против власти. Поминутно в толпе "запускались" скандирования вроде "Мы здесь власть!", "Россия без/против Путина", "Путина долой!", "Долой воровскую власть!", "Позор!", "Защитники воров" (в адрес ОМОНа), "Димон, уходи!". Легко заметить, что протест был направлен не только против премьер-министра - здесь поносили и президента, власть в целом. Выпуская пар, толпа аплодисментами приветствовала смельчаков, принесших на митинг плакаты и резиновых уточек - их наличие многократно повышало шанс быть задержанным.
Тем временем окрестности площади наполнялись полицией, ОМОНом и даже Росгвардией. Монотонный голос из мегафона бубнил что-то о несанкционированности мероприятия и призывал задуматься о последствиях, постоянно натыкаясь на неприязненные возгласы протестующих. В 14:30 ОМОН (или "космонавты" - из-за округлых шлемов) первый раз вклинились в толпу и увели с собой какого-то случайно выбранного человека. Впоследствии они повторяли эту тактику еще и еще - так, на глазах автора был задержан совсем старый дедушка, которого "космонавты" чуть ли не на руках пронесли сквозь толпу и запихали в автозак. Логики в задержаниях было немного - они носили случайный характер и предназначались для запугивания толпы. Стоит отметить также, что над площадью была начисто блокирована связь - ни 3G, ни обычных мобильных операторов. Устойчивый сигнал появлялся лишь в 50-60 метрах от эпицентра, но информированию собравшихся это не мешало: сарафанное радио работает эффективнее твиттера.
К трем часам появились признаки ухудшения ситуации. Цепочки ОМОНа разрослись в разы, и действия "космонавтов" ожесточились. Один из них зачем-то спихнул парня, стоявшего на граните подземного перехода, за что немедленно получил удар в шлем от того же молодого человека. К счастью, этот инцидент остался единственным применением силы по отношению к ОМОНовцам. Толпа вела себя, можно сказать, образцово, учитывая условия проведения митинга и постоянное давление со стороны правоохранительных органов. Достойно повел себя и Алексей Навальный, томящийся в одном из автозаков (граждане пытались автозак блокировать, но не преуспели): в твиттере он попросил собравшихся не пытаться его освободить, напомнив о цели мероприятия - антикоррупционной прогулке. В это же время - три, начало четвертого - "космонавты" "взяли" памятник Пушкину в кольцо и выгнав с него всех митингующих. Эпицентр протеста стал эпицентром реакции - сначала вокруг Пушкина собирались протестующие, а потом от него началась зачистка площади. Чуть позже "прошла" первая собранная информация о количестве задержанных. К тому времени таких набралось 130 человек.
За пределами Пушкинской площади никаких эксцессов не происходило. Митингующие гуляли, как и планировалось, против часовой стрелки, практически не замечая выставленных по краю тротуара бойцов Росгвардии. Можно было, пожалуй, представить, что в воскресенье никаких акций протеста не проходило и люди действительно просто неспешно прогуливаются - разве что их несколько больше обычного...
Задержания продолжались. Символами протеста стали две фотографии моментов захвата протестующих. Один из них вынесен в "шапку" статьи: несколько ОМОНовцев держат девушку, лицо которой даже в этой ситуации не потеряло своего революционного настроя. Другой - вы можете видеть его ниже - отразил испуг 12 или 13-ти летнего школьника, точно так же задержанного "космонавтами", как до того - дедушка и девушка. Именно задержания детей (отнюдь не единичные - в течение ночи сообщалось о десятках несовершеннолетних в районных ОВД) вызвали наибольшее возмущение среди митингующих. В какой-то момент, примерно в пятом часу вечера, они чуть было не пошли на обострение, попытавшись выстроить подобие баррикад из уличных ограждений. Впрочем, эта попытка провалилась, и с этого момента ОМОН стал теснить людей "по-жесткому". К пяти часам появилась информация уже о 600 задержанных. Вскоре после официального завершения акции (17:00) Пушкинская площадь была полностью зачищена, а протестующие ушли кто на Манежную, кто на Страстной, кто на Дмитровку. За ними шли "космонавты", продолжившие запихивать кого ни попадя в автозаки. Эта вакханалия полностью прекратилась лишь поздним вечером. 
Но несчастные задержанные, сидя в автозаках, прошли сначала лишь через первый круг ада. Ночь с 26 на 27 марта стала для них жесточайшим испытанием для них. Постепенно уточнялось число "повязанных" - назывались цифры в 760, 835, 880 человек... Наконец, утром понедельника появилось вроде бы окончательное число - 1030 граждан. Они были развезены то ли в 25, то ли в 30 ОВД по всему городу. В этот момент, увы, проявилась организационная слабость оппозиции. Хоть до начала митингов Навальный лично пообещал написать каждому незаконно задержанному жалобу в ЕСПЧ, работающий механизм защиты задержанных не был создан. Реально помогать им стала "Открытая Россия" в лице Марии Бароновой вместе с Максимом Кацем, оперативно открывшим штаб помощи задержанным. Они, начав немедленно сбор денег на коммерческих адвокатов (берущих оплату вперед), в течение всей ночи координировали действия правозащитников. Помочь удалось далеко не всем, что неудивительно - найти бодрствующих адвокатов воскресной ночью даже в Москве непросто. Собранных 1.3 млн рублей хватило на оказание юридической помощи большинству задержанных. Всем им в ОВД были предъявлены административные статьи 19.3 (неповиновение законному требования сотрудника полиции) и 20.2 (нарушение установленного порядка проведения митинга). То же самое "впаяли" и Алексею Навальному (арестовав на 15 суток и добавив 20 тысяч штрафа) а сотрудникам его Фонда борьбы с коррупцией предъявили сопротивление пожарным (хотя никакие не пожарные, а сотрудники все той же полиции попросту ворвались в офис ФБК, арестовали всех, включая Леонида Волкова, чья прямая трансляция с митингов собрала более 2.2 млн просмотров на Youtube, и вынесли всю технику). Более того, Леониду Волкову, по слухам, собираются предъявить 282 - экстремистскую статью.
Подобное, хоть и в меньших масштабах, происходило и в других городах. В частности, в Владивостоке были задержаны около 10 человек, в Санкт-Петербурге - больше сотни, а в Казане одному из протестовавших вменили статью 212 - статью, по которой судили Ильдара Дадина за несанкционированный митинг. Также, по неподтвержденным данным, в Махачкале задержали большинство участников митинга - то есть тоже более сотни человек. Но, похоже, суммарно число арестованных по всей России и близко не подойдет к 1030 москвичам. Полиция поставила печальный рекорд: ТАК много в Москве одновременно не задерживали никогда. На Болотной в 2012 году - в разы меньше.
Особого разговора заслуживает реакция властей на протест. Ее вновь практически не было. Дмитрий Медведев написал в своем инстаграме, что провел выходные, катаясь на лыжах, по телеканалу Россия 1 телеведущий Владимир Соловьев лишь парой слов обмолвился о задержаниях в конце своей программы. Вообще абсолютное большинство новостных ресурсов упорно не сообщало об акциях протеста, за исключением относительно свободных, например "Новой" газеты или зарегистрированных за пределами РФ ("Медуза"). Российская власть, в отличие от 2011-2012 годов, когда Путин обзывал участников Болотной "бандерлогами", на сей раз старательно делает вид, что ничего не видит и чуть ли не прячет голову в песок. В противовес молчанию российских СМИ, западные (The Bloomberg, The World Street Journal) вынесли сообщения о задержаниях в Москве на свои первые полосы. Лишь утром 27 марта пресс-секретарь президента Дмитрий Песков высказался по поводу Пушкинской, но его комментарий был воспринят скорее как очень неудачная злая шутка:
— Существует информация, что несовершеннолетним участникам акции в Москве в случае их задержания представителями органов правопорядка сулились денежные награды. Есть определенные подтверждения этому.
— Лес.медиа
— les.media
Сейчас эту неожиданную активность молодежи называют "бунтом детей нулевых" - тех, чье "счастливое детство" пришлось на тучные годы первых сроков Путина. Они не знают иной власти, кроме той, которая в 2000-е одной рукой подавляла в стране гражданские свободы, а другой залила ее нефтяными деньгами. По мнению многих, именно "дети нулевых" могут стать в будущем ядром гражданского протеста. Имеет смысл процитировать популярный телеграм-канал "Сталингулаг":
Выяснилось, что эти непонятные люди, которые, вечно уткнувшись в свои гаджеты, смотрят какие-то несмешные картинки и сквозь «плохую» музыку в наушниках отвечают на дотошные вопросы взрослых исключительно междометиями, те, кого принято считать абсолютно неприспособленными к жизни (ведь они не играли в казаков-разбойников, не лепили куличиков из говна, а как в этом мире можно состояться без этого опыта? уму не постижимо!), те, кто, как мы думали, уже потерял способность устно изъясняться и перешел исключительно на язык эмодзи, умеют на самом деле разговаривать – и не просто разговаривать, а кричать и даже в унисон. Те, у кого нет друзей, а есть какие-то несерьёзные френды в соцсетях, собираются в многочисленные группы на улицах. Да, именно те, кто не играл в казаки-разбойники, откуда-то научились взаимовыручке и, когда ОМОН хватал одного из них, цеплялись друг за друга так, что не всегда удавалось утащить юного бунтаря в автозак. Вы не поверите, но они научились всему этому без вас, существуя в параллельной реальности, куда вы их выжили, захватив все остальное.
— Лес.медиа
— les.media
Они "наелись" не только в период потребительского бума нулевых. Они "наелись" старательно насаждаемых традиционных ценностей, духовных скреп и прочих малоприятных субстанций. Такой реакции от школьников не ожидал никто, и такая реакция может считаться одним из немногих позитивных итогов прошедших акций протеста. Более того, стали появляться сообщения о намерениях школьников же выходить на митинги вновь и вновь. На ум невольно приходит Республика Шкид.
Но что это было? Разовый выпуск пара или "начало новой исторической эпохи", о чем заявил политолог Валерий Соловей? Скорее всего, ни то, ни другое. Москва и Россия проснулись, явно "соскучившись" по улице со времен Марша миллионов. Пока, конечно, неясно, продолжатся ли протесты на этой неделе, но уже сейчас информационный "выхлоп" от митингов чрезвычайно велик, став намного больше, чем даже ожидали и организаторы, и протестующие. Но воскресенье 26 марта само по себе не стало и не станет началом структурных или вообще хоть каких-нибудь внутриполитических изменений. Скорее, если протесты не продолжатся, власти осознанно пойдут на ужесточение репрессий. Напротив, если за 26 марта последует, к примеру, 2 апреля - непременно с увеличением количества выходящих на улицы граждан - разогнать собравшихся будет не только трудно, но и нецелесообразно. Возможные участники будущих митингов будут намного злее и настроены куда решительнее, и любое неосторожное действие полиции сможет повлечь за собой массовые беспорядки. Только сотни тысяч протестующих потенциально способны принудить власть услышать их.
Памятник Пушкину закрыт на реконструкцию. Продолжаются суды в Тверском районе. Участники протеста приходят в себя. Что будет дальше?

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...


  • @rustanovich
    7 years ago

    отличная статья - спасибо!!!

  • @rustanovich
    7 years ago

    отличная статья - спасибо!!!