- Публикатор: Елена Рубцова (Salm)
- Текст: Елена Рубцова
"Неаполитанский залив" Айвазовский И. К.
5 ноября в субботу мне выпала прекрасная возможность побывать на выставке на платформе ЦДХ Третьяковской галереи, приуроченной к 200-летию неповторимого русского мариниста Ивана Константиновича Айвазовского, пожалуй, одного из известнейших художников не только в России, но и во всем мире, и не только в кругу любителей живописи, но и людей, к искусству малопричастных. Этой возможности я ждала долго, поскольку выставка обещала покорить не только такими ославленными шедеврами как, например, "Сотворение мира" или "Девятый вал", но и ранними работами графитным карандашом и белилами, а также редкой документацией из жизни художника. Наконец, когда потенциальные билеты появились в доступе, я не преминула тут же их купить.
Стоит рассказать немного об организации выставки, которая в Москве будет проходить до 20-го ноября включительно, поскольку зачастую может случиться так, что каким бы гениальным не был художник, некачественная подача работ, духота в зале или неквалифицированное руководство могут разрушить все впечатление. В этом случае советую по возможности покупать билеты через сеть, если посещающий не хочет стоять в шестичасовой очереди на холоде, поскольку именно столько и стояли желающие приобщиться к высокому искусству люди, несмотря на последние недели: в выставочный зал впускали с перерывами, строго ограниченное количество людей, билеты продаются с примерно таким же интервалом, по нескольку за раз. Тем, кто все же сумел пройти внутрь быстро, не рекомендуется сразу идти в гардероб, но сдавать вещи по хитрому: в камеры хранения, к которым нет никаких очередей, но зато есть ключ, замок и гарантия, что ценный пуховик останется в целости и сохранности.
Собственно, камеры хранения.
Что касается самих произведений, я думаю, представлять тему полотен Айвазовского дополнительно не нужно: кто из нас с самого раннего детства не слышал о крушащей древесину мачты волне или спокойном закате над гладью воды у турецких берегов, а легендарный "Девятый Вал" давно вошел в разговорный обиход. Выставка оформлена изумительно: белые перегородки не отвлекают от закрепленных на них картин, освещение не оставляет ненужных бликов на масле, да и сами полотна в большинстве своем лишены защиты в виде стекла, что позволяет в буквальном смысле прикоснуться к искусству, что все-таки лучше не делать, если посещающий не хочет подвергнуться наказанию в виде штрафа.
Цвета не приглушены, некоторые картины проходили реставрацию, благодаря чему они выглядят нетронутыми столетием. Из положительного и отрицательного одновременно хочется отметить огромное количество людей, несмотря на вечернее время: у каждой картины толпилось по восемь-девять человек, от экспертов и профессоров, до семейных пар с детьми. С одной стороны, мне было радостно наблюдать за тем, сколько людей хотят своими глазами увидеть творчество великого художника до закрытия выставки, с другой - было очень тяжело смотреть самой, поскольку приходилось буквально пробираться сквозь толпу.
Вид со второго ээтажа
- И представляете, он ведь не сидел с мольбертом на морском берегу, а по памяти писал в четырех стенах... Вот это я называю гениальностью!
В красиво оформленных рамах на первом этаже выставлены не просто морские пейзажи - эмоции. Жизнеутверждающие кораблекрушения, восходы над бурями, черные тучи, разрываемые радугой и прочие полотна, возле которых хотелось стоять и десять, и пятнадцать, и двадцать минут, чтобы не упустить ни одной детали. Меня больше всего потрясла картина «Петр Первый при Красной горке, зажигающий костер для сигнала гибнущим судам своим». Огромный холст сочетает в себе огромное количество оттенков и не оставляет сомнений, что работа велась кропотливая и многолетняя, да и героическая фигура Петра Первого овеяна силой и ореолом романтизма.
"Петр Первый при Красной горке, зажигающий костер для сигнала гибнущим судам своим" Айвазовский И. К.
Не обошлось и без библейских тем, тесно переплетенных с морскими - над входом на второй этаж по удобному пандусу грозно красуется картина "Всемирный потоп", хранящаяся до того в музее Санкт-Петербурга. Своей тяжестью и грозой она даже пугала немного, поскольку страшная катастрофа, описанная на ней, не оставляла никакой надежды на спасение большей части человечества.
"Всемирный потоп" Айвазовский И. К.
Переход на второй этаж ознаменовался не только появлением новых картин с морским пейзажем, но и портретами, например, портретом волоокой красавицы Анны Саркисовой в легкой вуали и нежном платье с веером в руке.
"Портрет Анны Саркисовой" - жены художника
Второй этаж гораздо меньше, но до него, как правило, доходят далеко не все, ведь здесь находятся самые ранние работы художника, документация и фотографии, которые массовому зрителю не так интересны, как сами картины.
Пандус на второй ярус - удобно по отношению к людям с ограниченными возможностями
Очень интересно было посмотреть на Жалованную Грамоту Ивану Айвазовскому от русского императора, написанную идеально каллиграфическим почерком, ещё интереснее было слушать, как рассматривающие Грамоту пожилые зрители ругают молодое поколение, чей почерк испорчен компьютером и клавиатурами. Также очень интересны были макеты кораблей, подзорные трубы и прочие атрибуты морской тематики, подаренные Айвазовскому или принадлежащие ему.
Уходить откровенно не хотелось, поскольку такое зрелище стоило проведения времени на выставке, стоило и толпы и неудобного входа.
Вердикт: идти обязательно, пока не завершилась выставка, длящаяся, повторюсь, до 20-го ноября, идти с семьёй, с детьми, с парнем или девушкой – интересно будет абсолютно всем.
Комментарии:
Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...