Наверх
Репортажи

Почему я не контролирую свои расходы?

Как наш корреспондент искала причины транжирства, а нашла себя

12.06.2017
Гульнара Гарафиева, автор творческой мастерской "Настоящий репортаж"
Бывает ли у вас так, что деньги потрачены, но совершенно невозможно понять, куда именно они делись? Так бывает у меня и у многих моих друзей. И мы не раз обсуждали то, что денег не хватает. Но никогда - то, как мы к ним относимся. Что они для нас на самом деле значат? Возможно, здесь и кроется ответ на вопрос, почему мы не контролируем траты.
Я решила начать с себя. Провела личный эксперимент, чтобы выяснить, какие у меня отношения с деньгами.
Кто отвечает за мои расходы?
В последнее время мой муж тоже часто говорит о деньгах. Мы уже несколько раз выбивались из привычного бюджета, но я была спокойна - если ситуация станет критичной, урежем расходы, займем у кредитки, найдем подработку… Придумаем что-нибудь, когда реально прижмет. И вот, он объявил, что прижало, и пора придумывать. Я беру блокнот и начинаю методично фиксировать наши траты.

- Ты знаешь, сколько мы за две недели декабря потратили на бары и прочие развлечения? – возмущенно обращаюсь к нему после первых подсчетов.
Спокойно дожевав котлету, он отвечает, даже не поворачиваясь:
- Десять тысяч примерно.
- Точно… - я немного расстраиваюсь, что не смогла подловить. – Так мы же в начале месяца посчитали, что на «выходы» у нас сейчас нет денег вообще. Ты считаешь, что хорошо отвечаешь за наши расходы?
- Не очень, - все так же спокойно продолжает он. - Но про бары я знал. Я называю это «психоз». Мы поссорились сначала, плюс говорили о том, что с деньгами стало совсем плохо и пора реально урезать траты. Вот от таких мыслей обычно и бежишь в бары. Но я осознанно это делаю.
- И у меня такие же «психозы»… У меня вообще постоянные растраты. Ты знал?
- Да. Помнишь нашу поездку в Италию? Ты уверяла, что уложимся в сто тысяч. Получилось двести, как я и думал. Я тебе не умею отказывать. Если хотим экономить, надо поделить ответственность.

Он доедает ужин, выпивает горячий сладкий чай и ложится спать.

«Ответственность, ответственность, ответственность» – всю ночь, а потом всю неделю звенит у меня в ушах. Что это вообще значит? Записывать расходы? Постоянно считать? Экономить? Все это никак не сочетается с образом счастливой жизни у меня в голове. Наверное, нужно прекратить шастать по кафе и магазинам, когда удается оставить ребенка? Я редко приглашаю няню, а все деньги уходят на развлечения, которые компенсируют мою несвободу во время декрета. Я принимаю решение: в течение месяца буду записывать все свои расходы, чтобы взять их под контроль.
Кто умеет экономить
Из всех моих экономных знакомых Аня мне кажется самой счастливой. Построить дом в Подмосковье на две учительских зарплаты – это круто. Но есть здесь какой-то подвох. 
 
- Мы продали дачу, которая досталась от родителей. Это основные деньги, на которые мы строились. Остальное – наши с Димой сбережения. Я сама накопила где-то четыреста тысяч. Ну как накопила. У меня деньги просто сами собой откладывались, - Аня говорит вкусно, медленно, с удовольствием. Говорит, как живет. Правда, сейчас слышится небольшая одышка: через пару месяцев они с мужем ждут второго ребенка.
- До замужества я жила с мамой, - говорит Аня. - Не нужно было платить за еду, снимать квартиру. Работала школьным учителем, и в первый год получала тридцать тысяч, а во второй – уже сорок. И я почти их не тратила. И сейчас не трачу. Я просто так живу, как моя мама или мой муж. Хотя на их фоне я транжира. А на фоне некоторых подруг я жуткая жмотка, которая не идет даже в «Шоколадницу», а идет в «Му-му».
- Ты сама не чувствуешь себя жмоткой?
- Я себя чувствую жмотом, когда мне денег не вернули и я из-за этого парюсь. А когда иду в «Му-му» - нет. Наш главный принцип в семье – не тратить на фигню.
- Что такое «фигня»?
- Точно не могу объяснить. Если можно пройти пешком и не ехать на автобусе, то пройти пешком. Детскую одежду я либо бэу покупаю, либо ищу, когда бесплатно отдают. Люблю путешествовать, но лучше в машине переночую или в палатке, чем в гостинице. Хотя было время, когда мы могли остановиться в классной гостинице. Но тогда у нас не было детей, дома.
- То есть, копить и экономить вы начали, когда появилась цель?
- Да ну не-е-ет же, - добродушно и плавно растягивает Аня. - Мы не копили на дом, просто в какой-то момент поняли, что можем его себе позволить. В общей сложности он нам обошелся в пять миллионов. Мы на эти деньги могли купить однушку в каком-нибудь плохом районе Москвы, либо строить сами. Муж смотрел ролики в ютюбе, изучал форумы по строительству, скачивал архитектурные программы. Конечно, было тяжело, но мы сделали свой выбор. Я сейчас понимаю, что жить в однушке с ребенком втроем я не хочу. Мы уже избаловались.
- А как ты реагируешь, когда тебе кажется, что другие люди деньги на фигню тратят?
- О-о-ой, столько людей таких, - она смеется. - Да абсолютно нормально отношусь. Ну, я немножко удивляюсь, когда живут в кредит, в ипотеках с детьми, но у них дорогая машина, вино каждый день на ужин. 

Слушаю Аню и вспоминаю про бутылку вина у нас в холодильнике и недешевую съемную квартиру рядом с удобной станцией метро…

- Тебе хватает денег?
- Мне? – она задумывается на несколько минут. - Наверное, да. Я их и не трачу почти, на продукты только. Ну мне нужна была мясорубка, мы купили мясорубку. Бюджет в руках мужа, и я вообще не парюсь по этому поводу. Но если я скажу, что я хочу платье, он даст на платье. 

Аня прерывается, чтобы проверить, как там в соседней комнате ребенок и муж. Через пять минут возвращается, довольно улыбаясь. 

- Муж меня подслушал, ржет про платье. Что, не дашь на платье? – кричит ему и кокетливо смеется. - Ну не сейчас, вдруг мне потом захочется!
- А что он говорит, я не расслышала?
- Говорит, что голой я ему больше нравлюсь. 

Дома слышу звонкий Анин хохот на записи нашего разговора, и достаю из холодильника бутылку вина. 
Живые деньги
Мы с Полиной сидим в машине, пьем кофе из Макдональдса, закусываем мороженым, по акции, за девяноста рублей. Вот уже месяц, как мы обе оказались без постоянного дохода. Она тоже собиралась записывать расходы вместе со мной.

- Ты ответственно относишься к своим расходам?
- Ммм, наверное, нет, - искренне улыбается Полина. - Ответственное отношение - это хотя бы понимать, что у тебя есть сумма, на которую ты проживешь несколько месяцев. Хотя бы дней. У меня так не было никогда. У меня иногда было так, что до зарплаты несколько дней, а денег уже нет. 

Полина ест мороженое с удовольствием, улыбается и рассказывает тоже с удовольствием.
 
- Сейчас у меня около одиннадцати тысяч на карточке и тысяча в кошельке. Но я не боюсь остаться без денег. Как минимум недели на две мне их хватит. А потом, если я не найду постоянную работу, буду зарабатывать другими способами. Я через это уже проходила. Например, организую себе несколько фотосъемок, может, тексты какие-то попишу, урежу расходы. Я не понимаю, как можно откладывать деньги. Ты их зарабатываешь и тут же тратишь. Их нужно тратить. Это такой обычный круговорот вещей в природе. 
- Получается, ты транжира?
- Нет, я же никого не обкрадываю. Те деньги, которые я заработала, я считаю в праве тратить так, как захочу. Думаю, транжира – это тот, кто бездумно относится к чужим деньгам. Мой муж специалист в перспективном направлении, сейчас он хорошо зарабатывает и, оставшись без одной работы, быстро устроится на другую. Мы живем вместе и оба тратимся на нашу совместную жизнь, но мне очень сложно взять у него денег для себя. Даже сейчас, когда я без работы. Кстати, я не записывала расходы, как мы договаривались, - замечает она как бы между делом. - Это повергает меня в депрессию. Когда я вижу в своих записях, что потратила в «Ашане» пять тысяч, мне плохо становится. Ну это же глупость! Почему я себя должна ограничивать в еде? А когда я легко отношусь к своим деньгам, не считаю их, я с удовольствием готовлю для себя и мужа что-то вкусное из этих продуктов. В общем, когда я начинаю контролировать траты, я будто лишаю себя свободы. Я считаю, ответственное отношение к деньгам - это как отношения с живым человеком. Нужно, чтобы двоим было хорошо. Мне хорошо, что я их свободно трачу, а им хорошо, что они постоянно вертятся и тратятся. 

Говорить с Полиной – как говорить с собой. Я тоже не смогла записывать свои расходы, даже в течение недели. Хотя точно решила, что буду это делать. Хотелось бы сказать, что я просто забыла, но нет. Мне стало неприятно, и я перестала. Почему я не смогла?

Мне стыдно, а ему нет?
До зарплаты мужа неделя, а у меня пустой кошелек. Мне стыдно перед ним, а еще перед родителями. При крошечных зарплатах провинциального города у них-то всегда есть «на темный день» (так почему-то коверкает эту фразу папа). Они мечтают накопить нам с братом на первый взнос ипотеки. 

Я вспоминаю, как в новогоднюю ночь брат, начинающий финансовый аналитик, довольно раздает всем нам дорогие подарки. 

- Зачем ты такие дорогие вещи купил? – спрашиваю.
- Я так хотел, - спокойно и уверенно отвечает он.
Брат простужен, но я завожу с ним непростой разговор.
- Ты ведь пятьсот получил в конце года? – спрашиваю.
- Ну, да. Примерно такая сумма была.
- А почему родителям не рассказал, сколько, когда они спрашивали про премию?
- Им будет сложно понять, куда я потратил такое количество денег, почему не положил все на счет, и не взял ипотеку.
- Ну и как ты себя чувствовал, когда ты на эти деньги гулял?
- Хорошо себя чувствовал. Мне не жалко деньги. Я их зарабатываю – я их трачу, живу в удовольствие. Если денег много, то у меня бывает слишком пофигистическое к ним отношение. И я могу их бездарно тратить. Например, официанту или кальянщику оставить на чай пятьсот рублей. Это, как правило, происходит, когда мы где-то с друзьями собираемся подвыпившие, под алкоголем. Но на утро я не жалею. Я же понимал, что иду развлекаться, что буду тратить, могу потратить лишнего. У меня всегда есть какой-то отдельный мини-бюджет под это дело. Но в целом я стараюсь не оказываться в ситуации, когда траты превышают доходы. Плюс-минус, у меня концы с концами сходятся.  
- А тебе не стыдно перед родителями за то, как ты обращаешься с деньгами?
- Нет. У меня сейчас есть деньги, чтобы не зависеть ни от кого и свои проблемы решать самостоятельно. И мне этого достаточно. Если им нужна будет помощь, я тоже что-нибудь придумаю.
- Скажи, почему родители умеют копить, а мы нет?
- Они выросли в семьях, где были большие проблемы с деньгами и где по шесть-семь братьев и сестер у каждого. А мы выросли, понимая, что родителя за нас всегда заступятся. И чувствуем себя защищенно. 

Меня задевают слова брата, снова узнаю что-то неприятное о себе. Как я представляю себе, что будет, если я останусь без денег? Пойду работать. А пока ищу работу? Поддержит муж! А если мужа не будет? Займу у брата. А если брат не сможет? У родителей.

- Сможешь одолжить мне тысяч пятнадцать, если в следующем месяце понадобится?
- Без проблем. Номер карточки пришли.
- Спасибо! Выздоравливай. 
На что?
Да, я люблю тратить, но в моей семье было принято экономить, поэтому я стыжусь своих трат. Но просто это знание не решает проблемы. В начале этого эксперимента мы договорились с мужем, что я не просто записываю свои расходы, но и веду свой бюджет отдельно. В итоге– я в минусе. Минус пятнадцать тысяч. Я по прежнему не знаю, на что все потратила. 

Выгребаю из кошелька горсть смятых чеков. Перед тем как выбросить, вчитываюсь в один, другой, вспоминаю события прошедшего месяца и погружаюсь в подсчеты. Удивление начинается с мелочей. «Пакеты в пятерочке стоят 5 рублей?». «Мы тратим на дурацкие сырники 200 рублей?!». «Я много трачу на подарки, потому что выбираю на бегу и в последний момент». «Обед в этом кафе дешевле десерта». «Джемпер, который в моем сознании стоил 500 рублей – на самом деле 649, и уже через 2 недели носки покрылся катышками».

Разбиваю свои траты по категориям в экселевской табличке. На продукты я потратила меньше, чем планировала. Кафе обошлись в общей сложности в 4 тысячи, что сильно меньше моих обычных трат на развлечения. В этом месяце - почти никаких трат на косметику и одежду. И в целом, глядя на табличку, я веду приличный образ жизни. Тогда куда все деньги ушли?!

Снова суммирую и считаю. Вспоминаю, что есть расходы, после которых я не получаю чеки. Вношу все, что вспомнила, и застываю перед графиком с моими тратами. Он показывает, что 40% своего бюджета я потратила на няню, которая, по моим ощущениям, в этом месяце часто не могла прийти и редко освобождала меня. 

Я думала, что я мама, которая целыми днями сидит с ребенком, а потом от скуки прогуливает деньги в ресторанах и салонах красоты. Но в этой табличке расходов я совсем другая. Этой женщине, из таблички, с ребенком все время помогают, и стоит эта помощь недешево. И эта неожиданная я хочет работать, проводить время вне дома, и готова за это платить!  
Однажды у меня был такой разговор с психологом:

- Мне хочется быть собой. Но я не знаю, какая я. Как это узнать?
- А вы посмотрите на ваши поступки. Что вы делаете? Как живете? Это и есть вы. 
 
Вот почему я так долго не хотела смотреть в чеки. Я боялась обнаружить какую-то страшную правду о себе. Выяснилось, эта правда в том, что я больше не хочу сидеть дома с ребенком. Прошу мужа уложить сегодня дочку без меня. И три часа провожу за новой табличкой, с планами и тратами на следующий месяц. Дойдя до строки «няня» и цифры, которую я потратила на нее в прошлом месяце, задумываюсь. Может все же сократить? Но эту строчку я не меняю. Удаляю другие расходы. Ненужные настоящей мне.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...