Наверх
Репортажи

Технологический бум в бразильских фавелах

Молодежь из бедных районов отправилась покорять цифровой мир
03.02.2022
Еще недавно жители бедных районов Бразилии имели ограниченный доступ к цифровому миру, но сейчас молодые люди находят способы заработать деньги и признание, в то же время сбегая от реальности в виртуальный мир.
Криптохудожник Жан Гильерме Сантос Лопес надевает очки виртуальной реальности в фавеле Сант-Амаро в Рио-де-Жанейро. Kristin Bethge/Spiegel
В идеальном мире, то есть в виртуальном, Луис Аугусто – офицер полиции. Герой, который творит только добро. Созданный им персонаж по имени Бигодиньо, «Усач», в компьютерной игре Grand Theft Auto живет в выдуманном городе Лос-Сантос, преследует преступников и жертвует еду нуждающимся. Бигодиньо – это что-то вроде альтер-эго Аугусто, даже внешне. За афроприческу его героя Аугусто заплатил 300 бразильских реалов, настоящих денег, потому что это было важно для него.

24-летний Аугусто попадает в свой идеальный мир из пыльного офисного кресла. В его лачуге с крышей из гофрированного железа есть старый диван, холодильник, кровать и ржавый вентилятор. Аугусто снял с него защитную решетку, чтобы вентилятор лучше охлаждал, но шансов противостоять жаре все равно нет. С потолка свисает лампочка, а на полу лежит упаковка из шести энергетических напитков. Из окна открывается вид на реку, в которую сбрасываются сточные воды из фавелы Вигарио Жераль.
Луис Аугусто раньше общался с наркоторговцами. Сегодня он проводит большую часть своего времени в Интернете, где для игр создал персонажа-полицейского.
Аугусто открывает ноутбук и попадает в параллельную реальность. Она забирает его из фавелы на окраине второго по величине города Бразилии Рио-де-Жанейро. Она вырывает его из нищеты, уводит с улиц от торговцев наркотиками, с которыми он раньше общался. Иногда Аугусто просиживает за компьютером по 10 часов, хотя обычно больше — по 14-15 часов. Он записывает во время игры стримы, модерирует игровые форумы и общается с людьми по всему миру. За это он зарабатывает немного денег на платформе Trovo.live.

Аугусто – стример, так сказать, инфлюенсер на игровой площадке. У него около 850 подписчиков – не так уж много, на первый взгляд, но этого достаточно, чтобы поддерживать себя на плаву в финансовом плане.
Для Луиса Аугусто важно, чтобы его онлайн-аватар выглядел так же, как и он сам. Он даже заплатил 300 реалов (46 евро) за свою цифровую прическу в стиле афро.
Индустрия технологий приносит миллиардные доходы, и в таких секторах бизнеса, как игры, криптовалюты и права на цифровое искусство, можно заработать много денег. Но виртуальный мир – это довольно «белое» место, к которому люди из фавел редко имеют доступ. Однако сейчас все начинает меняться: с одной стороны, эту область открыли для себя общественные организации, а с другой стороны, в этот мир из-за изоляции во время пандемии проникли некоторые первопроходцы. Они освоили виртуальный мир как пространство, где могут найти признание и заработать деньги, в то же время избегая суровой реальности и одновременно изменяя её.
Улица в фавеле Вигарио Жераль.
Фавела Вигарио Жераль – это вызывающее клаустрофобию место между рекой и железнодорожной линией, окруженной стенами. Въезжая, вы сначала должны объехать бетонные столбы, которые служат блокпостами. На углу стоят на страже молодые люди из наркоторговли, вооруженные автоматами, с патронташами, пристегнутыми к голым торсам.

В 2010 году Afro Music переехала в многоэтажное здание в нескольких улицах отсюда. Социальное предприятие занималось обучением гитаристов и барабанщиков и отправляло рэп-группы по всему миру, но в какой-то момент у них закончились спонсорские деньги. В 2017 году Рикардо Шантильи, смуглый музыкальный руководитель из Рио, присоединился к предприятию, чтобы попытаться изменить ситуацию. Он отправился в Сиэтл, где принял участие в игровом соревновании, и понял, что среди 15 000 участников практически не было чернокожих игроков. Женщины там также отсутствовали. Конкурс предлагал призовой фонд в размере 25 миллионов долларов. Шантильи решил, что сейчас не время заниматься музыкой: «Это время игры». Итак, он основал Afro Games.
Здание со сжатым кулаком на крыше видно издалека. Это дом социального предприятия Afro Games.
Во время экскурсии по зданию Шантийи показывает комнату с кондиционером, где рядами выстроены компьютеры, мониторы и удобные офисные кресла, оснащенные красными подушечками для шеи. Здесь есть 20 рабочих мест. «Оборудование стоит около 2400 евро за станцию, – говорит он. – Никто в фавеле не может себе этого позволить». Afro Games полностью финансируется частными инвесторами, то есть такими фирмами, как авиакомпании, компании-разработчики программного обеспечения и производители напитков.

Afro Games начали предлагать занятия в середине 2019 года. С тех пор 100 студентов, начиная с 13–летнего возраста, в том числе 20 женщин и девочек, изучали английский язык, а также программу или игру по своему выбору. Преподаватели и сторонние эксперты в конечном итоге выбрали шесть лучших среди студентов, изучающих игру «Лига легенд» (League of Legends). Затем Шантийи платит им минимальную заработную плату, около 170 евро в месяц, для продолжения обучения в надежде, что они смогут стать профессиональными игроками. План заключается в том, чтобы они вскоре начали участвовать в соревнованиях, и им разрешено оставить себе все призовые деньги, которые они выиграют.
Музыкальный руководитель Рикардо Шантийи является основателем Afro Games.
Этим утром эти «электронные спортсмены» принимают участие в офлайн-тренировках по физической подготовке на верхнем этаже здания, чтобы снять напряжение, так как они сидят перед компьютерами по несколько часов каждый день. Одна из них – 20-летняя Габриэла Эвелин Феррейра, одетая в черное женщина с вьющимися волосами, которая в школе преуспела в математике. Она живет в том месте, которое местные называют «границей Газы», то есть она из соседней фавелы. Всего несколько лет назад банды из двух фавел вели вооруженную нарковойну друг против друга. Маршрут, по которому Феррейра идет в школу, ведет мимо стен и опор электроснабжения, усеянных пулевыми отверстиями.

Когда она говорит об играх, то называет это «своей работой». И ей это нравится. «Я погружаюсь в эту фантазию, и она полностью отличается от моей реальности, – говорит она. – Я чувствую себя нужной и важной». С виртуальным миром Феррейру познакомил ее парень: они играли вместе в интернет-кафе, предлагающем игры, — в LAN house (Local Area Network), как их здесь называют. Ее молодой человек, однако, не попал в профессиональную команду в отличие от Феррейры. «Я никогда бы не подумала, что это может стать моей профессией, – отмечает она. – Я зарабатываю деньги, делая то, что делает меня счастливой». Она хочет быть примером для подражания и вдохновлять других девочек.
Габриэла Эвелин Феррейра, которая хорошо разбиралась в математике в школе, преуспела в и в играх: она заняла место в профессиональной команде Afro Games.
Хотя Феррейра, возможно, и нашла поддержку у организации, которая помогает ее карьере, есть также примеры людей, прорывающихся без какой-либо внешней помощи. Молодые люди из фавел основывают собственные технологические компании, завоевывая область, из которой они ранее были исключены.

Например, такие, как Жан Гильерме Сантос Лопес, 21 год, который живет в другой фавеле в Рио-де-Жанейро. Сент-Амаро расположен в центре города на склоне холма, в беспорядке лестниц, разноцветных домиков и линий электропередач. Сантос Лопес сворачивает в узкий темный переулок и отпирает дверь. «Здесь я делаю свою работу», – говорит он. Он арендовал отделанную плиткой комнату, свою «студию», около пяти месяцев примерно за 80 евро в месяц. Ему тяжело сконцентрироваться дома, с большой семьей, ребенком и собакой, втиснутыми в тесные помещения.

Сантос Лопес, с окрашенными в фиолетовый цвет волосами и белыми шлепанцами, изучает дизайн продуктов в Католическом университете Рио-де-Жанейро. В детстве у него был доступ к компьютеру, потому что его отец работал компьютерным техником в бразильских вооруженных силах. Это дало ему что-то вроде опоры. Он сам учился 3D-технологии с помощью инструкций с открытым исходным кодом из Интернета.
Жан Гильерме Сантос Лопес зарабатывает деньги криптоискусством, и затем использует их для поддержки нуждающихся в своем сообществе.
В детстве Сантос Лопес часто не мог ходить в школу из-за того, что на улицах банды и полиция стреляли друг в друга. Их пули иногда даже пробивали стены дома, где он жил со своей семьей. Пули, пулеметы и разбивающиеся окна – повторяющиеся мотивы в его искусстве. Сейчас все спокойно, говорит Лопес, «но война может начаться здесь в любой момент».

Он загружает свой компьютер и проверяет курсы различных криптовалют. «До недавнего времени я ни о чем из этого не знал», — говорит он. Он проводил много времени дома из-за пандемии коронавируса. В этом году он наткнулся на термин «криптоискусство» и начал его изучать. Ему было трудно поверить в то, о чем он читал: несменяемые токены (NFT), то есть, по сути, цифровые, защищенные и ограниченные объекты, которые можно продать за большие деньги. «Я подумал: ух ты! Это мой шанс получить кусок пирога», – говорит он.
В детстве Сантос Лопес часто не мог ходить в школу, потому что банды и полиция стреляли друг в друга на улицах. Его искусство – это еще и способ пережить произошедшее.
Он начал создавать цифровые произведения искусства и делать их доступными для покупки в виде NFT. Также он основал организацию Social Crypto Art, потому что он хотел что-то сделать для сообщества, где ситуация стала еще более нестабильной из-за пандемии. Он создал NFT под названием Hungry – вращающуюся монету в 1 реал с птицей, кормящей птенца червяком на обратной стороне. Сантос Лопес отдал работу бесплатно в обмен на пожертвования, которые он использовал для покупки продуктов, туалетных принадлежностей для нуждающихся в Сент–Амаро и конфет для их детей. С помощью другой 3D-картины под названием «Лачуга Паулиньо» он помог восстановить разрушающийся дом 73-летнего жителя фавелы.

Фавела Сент–Амаро расположена в Рио-де-Жанейро. Многие здесь потеряли работу в результате кризиса, вызванного пандемией коронавируса.
Но даже в идеальном мире есть свои подводные камни. В играх, например, конкуренция жестокая. Шантильи из Afro Games, естественно, полностью осознает эту реальность. «Конечно, мы могли бы также предложить здесь театральные курсы, – говорит он. – Но что будет с людьми потом? Что они будут делать потом?»

Не каждый может стать профессиональным геймером или программистом, это ясно. Но он видит это так: если бы молодой человек из фавелы отправил резюме, например, в отель, и он или она не говорит по-английски или никогда не включал компьютер, этот человек оказался бы портье в отеле. «Но если он может сказать: я говорю по-английски и знаю, как пользоваться компьютером, то этого человек получил бы место за стойкой регистрации».

Луис Аугусто, стример из фавелы Вигарио Жераль, также не попал в профессиональную команду Afro Games. «Но мы не хотели отказываться от него, – говорит Шантильи. – Мы знали, где он окажется». 
Стример Луис Аугусто не попал в профессиональную команду Afro Games, но социальное предприятие все равно наняло его.
Он приходит в восторг, когда Аугусто приходит в Afro Games, одетый в рваные джинсы, пластиковые сандалии и с глубокими кругами под глазами.

«Как долго ты играл на этот раз?»

«До пяти утра», – смеется Аугусто.

Аугусто говорит, что раньше он был «совершенно чокнутым» и общался не с той компанией. Многие из его друзей, по его словам, мертвы. Некоторых застрелила полиция, потому что они занимались продажей наркотиков или просто потому, что оказались не в том месте и не в то время. «Мне больше не нравится выходить на улицу», – говорит он.
Afro Games обучает 100 студентов программированию или тому, как играть в «Лигу легенд».
Шантильи нанял Аугусто в качестве стримера. Он платит ему 400 реалов в месяц за то, чтобы он играл и вел канал Afro Games. Вместе с доходом от платформы Аугусто каждый месяц зарабатывает около минимальной заработной платы. Он даже может оказать матери и бабушке некоторую финансовую помощь.

Раньше, будучи 10 или 12-летним мальчиком, Аугусто продавал сладости автомобилистам в шикарных пляжных районах Рио-де-Жанейро, таких как Копакабана или Ипанема, или жонглировал на перекрестках, пока горел красный свет. И с ним не всегда хорошо обращались, говорит он.

По его словам, у него есть много причин, по которым он предпочитает проводить в Интернете по 15 часов каждый день.
Луис Аугусто предпочел бы провести 15 часов в Интернете, чем на улице.
Его там принимают. Он общается с людьми со всего мира, они считают его своим, проявляют к нему интерес и поддразнивают его за розовую кружку с принцессами Диснея, которую он стащил у своего 7-летнего двоюродного брата. Он создал персонажа Бигодиньо, хорошего полицейского, который не только стреляет, но и разговаривает с людьми. Это мир, который Аугусто может изменить. Мир, в котором он не брошен на произвол судьбы.

«Вот почему я предпочитаю этот другой мир, – говорит он со слезами на глазах. – Он честнее».

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...