Наверх
Заметки

Нагайбаки, страусы, Париж, Урал

Что можно узнать за полдня в селе-тезке французской столицы
31.01.2019
Чтобы попасть в Париж, не обязательно получать шенгенскую визу и тратиться на дорогие авиабилеты. Из Магнитогорска до Парижа можно доехать на маршрутке.
Однажды я узнал, что существует не только Париж французский. Оказалось, на Урале есть село с таким же названием. Особенно мне понравилось, что в уральском Париже есть своя Эйфелева башня. «Поеду!» - подумал я. Перед поездкой я спросил у друзей в Фейсбуке об их ассоциациях со словом «Париж». Среди ответов — Монмартр, Елисейские поля, Нотр-дам, художники, Лувр, импрессионизм, аккордеон, кафе, круассаны, Бельмондо и так далее. Да вы и сами с лёгкостью продолжите это перечисление. Вот я и решил — поеду поищу местные рифмы к этим ассоциациям.

Я добрался до Магнитогорска и утром уже садился в маршрутку с надписью, похожей на название песни Джо Дассена — «Фершампенуаз - Париж». Машина подпрыгивала на дорожных ухабах, за окном мелькал степной пейзаж, по радио Михаил Круг проникновенно просил наколоть ему купола.
Париж оказался довольно-таки пустынным местом. 
Сену я в Париже не увидел. Вот сена - сколько угодно.

Я попал в заросший парк со странными фанерными фигурами и травой по пояс. В траве лежали деревянные идолы, как будто здесь отступало войско печенегов и, чтобы не таскаться с этими идолищами туда-сюда, они здесь их и бросили, в надежде подобрать в следующем набеге. Но геополитическая обстановка изменилась и набег не состоялся. Так и лежат идолы в высокой парижской траве.
Я бродил одиноко по Парижу, вспоминая бессмертную песню Высоцкого, в моей голове стремительно рушились образы, что я себе напридумывал.

Навстречу мне шла бабушка с клетчатой сумкой. Вероятно Louis Vuitton, я видел такие по телеку.

- Же не манж па сис жур.
- Чего?
- Же суи ле лю.
- А?

Попытка поговорить с парижанкой по-французски не увенчалась успехом.
Парижане, увидев у меня фотоаппарат, шарахались от меня, как от Гитлера, и отказывались со мной говорить, ссылаясь на запрет руководства. 

Как выяснилось, в 90-е годы сюда приехала съемочная группа НТВ. Столичные журналюги нарядили доверчивых парижан в лапти и сарафаны из местного музея, отсняли все это великолепие, а потом на НТВ вышел сюжет. В нем было показано, что люди в селе Париж ходят в лаптях, играют целый день напролёт на балалайках и печку топят хворостом. Давно это было, но осадочек, как говорится, остался. Теперь, чтобы поговорить, например, с директором музея, надо обращаться в пресс-службу района.
Не нашел я, в общем, в Париже подобия Монмартра, уличных кафе и прочих моих фантазий. Но главная достопримечательность села Париж, как и у его французского тёзки — башня. Она здесь есть!
Это сооружение, построенное в форме Эйфелевой башни — самое сердце села. Дети здесь играют, подростки сидят на лавочках, вечером сюда подтягиваются люди постарше. В общем, центр светской жизни Парижа.
Интересна история появления башни. Она построена в 2005 году. По назначению - это мачта сотовой связи. Идею сделать её в форме Эйфелевой башни высказал глава района. Была создана специальная комиссия из представителей администрации и прогрессивной общественности, которая съездила в столицу Франции и посмотрела на башню. 

В результате, после проведенного осмотра в селе Париж выросла копия Эйфелевой башни, уменьшенная всего-то в шесть раз. Обошлось это в 12 миллионов рублей против 8, столько бы стоила обычная мачта связи. Но Париж стоит мессы.
Есть в селе Дом Культуры, там работают народные хоровые коллективы, но попасть в него мне не удалось, ДК был на ремонте.
Спрашиваю у местных мальчишек:
- А кино в ДК показывают?
- Нет.
- Ну а какие есть в селе развлечения?
- Ну, вот здесь гуляем. Вечером, бывает, на башню лазим
- А сторож вас не гоняет?
- Гоняет, а мы, когда он не видит, лазим.
Вот вы знаете, кто такие нагайбаки? Нет? А я теперь знаю. Сейчас расскажу.
Вторая достопримечательность села — музей. Действительно, интересная экспозиция. Я узнал много нового. Вот вы знаете, кто такие нагайбаки? Нет? А я теперь знаю. Сейчас расскажу.
Нагайбаки — это малый народ, разговаривающий на диалекте татарского языка. Основная религия нагайбаков — православие. Они празднуют все православные праздники, но на всякий случай еще и татарский сабантуй. Нагайбаков в России около 9 тысяч человек, подавляющее большинство их живет в Челябинской области.

Народ переселился сюда из современной Башкирии в середине 18 века, указом императрицы Анны Иоановны они были произведены в казачье сословие и служили на охране южных рубежей России. Сейчас центром нагайбакской культуры является село Фершампенуаз — райцентр Нагайбакского района. Местные называют его Фершамка.
Париж сначала был посёлком №4 или - Яшаулом
Откуда же взялись французские названия у сёл в этом районе? 

Сначала новые поселения нагайбаков названий не имели, а обозначались номерами 1, 2, 3 и т. д.  Но дело в том, что Нагайбакский казачий полк участвовал во многих войнах Российской империи и, решением оренбургского губернатора, «в память о победах русского оружия» много сёл было названо по местам успешных сражений российской армии.

Посёлок №1 получил название Кассель, в честь взятия столицы Вестфальского королевства. Поселок № 2 назвали Остроленка после подавления польского мятежа. Нынешний райцентр Фершампенуаз был посёлком номер 3 и получил своё название от французского города Фер-Шампенуаз, где войска коалиции наваляли Наполеону 25 марта 1814 года с победоносным участием русской кавалерии генералов Корфа и Васильчикова.

А наш герой Париж сначала был посёлком №4 и получил имя в честь взятия столицы Франции. А ещё на юге области есть Требия, Балканы, Чесма, Бреды и Берлин.

Обо всём этом и многом другом можно узнать в музее села. Музей и правда великолепный.
В припарижской степи есть шанс встретить сбежавших с фермы страусов
Интересно, что нагайбаки ностальгически называли свои поселения ещё и именами тех населённых пунктов, откуда их переселили. Так, Париж назывался ещё и Яшаул.

А еще я узнал, что здесь, в уральском Париже, когда-то была страусиная ферма, но она обанкротилась и закрылась. И возможно, в местной степи теперь можно встретить сбежавших с фермы страусов.
Я ехал на вечерней маршрутке. По радио пела певица Лобода, за окном тянулся степной пейзаж и пару раз мне показалось, что мимо пробежали в сумерках быстроногие страусы.

Вопреки поговорке, Париж — это не смертельно.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...