Наверх
Герои

ТОПОЛЬ

Жизнь тех, кто более двух суток вынужден провести в одном вагоне поезда, и всю жизнь в одном Мире
03.05.2017
В 15 километрах от южного города Астрахань, в селе Яксатово, посреди пустынных полей юга России, есть река Кизань. А на его берегу раскинулся молодежный лагерь "Селиас-2015". Уже третий год это одна из крупных международных площадок. К месту едет поезд дальнего следования №373И "Тюмень-Махачкала". Это тоже одна из самых крупных "международных площадок".
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
ВАГОН 
 Это что у Вас за форма? – сосед по вагону указывает на мою футболку цвета хаки. Она расшита у ворота стразами.

– Да разве бывает такая форма? Так, муляж.

Я служил. – Махом цепляется за разговор пассажир. Он едет уже пару часов из Екатеринбурга в конце вагона совершенно один, успев напугаться, что в одиночестве придется следовать до самой Махачкалы. – За полтора года службы, девять месяцев воевал с армянами. Но я никого не тронул. Реально.

Мужчину на нижней полке в конце вагона зовут Джалил. Щуплый низкорослый мужчина прерывает свой калым на южном Урале и едет поездом "Тюмень - Махачкала". Он сойдет в конечном пункте и пересядет в тачку, чтобы пересечь границу и оказаться на территории бывшего советского Союза — Азербайджане. Там пройдет прощание с его матерью. О советском Союзе он говорит с тоской. Для него это корабль, уплывший с берегов Азербайджана, так и не взяв его жителей на борт. Но Джалил своим ходом добрался до Урала. Там ему встретилась русская девушка, взявшаяся учить его русскому. На первом занятии он пошел покурить и сбежал. Но его вернули. Он называет это "поверили". За год ему удалось начать говорить на русском языке, и даже поступить в колледж на юрфак. 
Поезд дальнего следования "Тюмень – Махачкала". В пути 2 дня и 16 часов
Есть и индийские утки. Когда на них кричишь, они издают так «уфф» и гордо отходят. Мне напоминает это Россию
— Лес.медиа
— les.media
 В Великую Отечественную войну воевали все вместе. А с развалом советского Союза, Азербайджанцев считаются чурками. Но, вы не знаете, в Германии так называют каждого русского или выходца из стран Союза. – И тут он резко, будто впадая в меланхолию: – Мне хочется обратно в СССР. Горбачев, откуда он взялся? Он все развалил. Тебе рассказывали родители, как они жили в СССР?  
Здесь выясняется, что Джалилу всего двадцать два. И выходит, что в том самом нерушимом Союзе он вообще не жил. 
– Знаешь, у нас утки и куры наглые. – Кажется, что разговор резко меняет свое направление. – Есть и индийские утки. Когда на них кричишь, они издают так "уфф" и гордо отходят. Мне напоминает это Россию. – Глаза Джалила начинают блестеть. – Путин мне нравится. Мы будем помогать Вам всегда.

 Пейте шампанское, на улице пасмурно. – Разговор прерывает буфетчица из седьмого вагона. Вернее, не так давно, это был вагон-ресторан, но сейчас его переформировали в буфет. Из-за начала детских перевозок. Дети возвращаются к учебному году в города, мест не хватает. Джалил покупает мороженное. Угощает. Просит разрешения прилечь. "– Это ведь не прилично", — лежать. Поезд останавливается. По мнению проводницы Наташи, он останавливается очень часто, но не в каждой мухосране заходит народ. На остановке, в очередной раз, у тучной азербайджанки раздается характерная для направления поезда музыка. Пришло видео-сообщение. Такие сообщения ей приходят каждые полчаса. Телефон она держит постоянно на подзарядке. Голос из видео-сообщения просит ребенка рассказать, что он сегодня ел, просит не трогать катетер на руке. Слышен детский лепет. Позднее, становится ясно, что тот "ребенок" сын азербайджанки. 
Завтра врачи у него собрались брать пункцию из позвоночника. А я, вот, уехала. Мне было бы спокойнее, если бы я была рядом. 
— Лес.медиа
— les.media
СМС азербайджанке приходят каждые полчаса
–  Лежит. Под два метра ростом. Крупный. Уже сорок лет исполнилось. Посмотришь, и не скажешь, что больной. – Эту фразу женщина повторяет с особой частотой. – Он, бывает, не узнает нас. Двигаться не может. Я говорю врачам: "Дайте мне его. Я его увезу к родной земле". Отвечают "не выдержит". Самолет — перегрузки. Не выдержит. Поездом — долго. Не выдержит. В автомобиле он сидеть не сможет. И тоже не выдержит. Завтра врачи у него собрались брать пункцию из позвоночника. А я, вот, уехала. Мне было бы спокойнее, если бы я была рядом.

 Что врачи говорят? – интересуются мужчины, перевесившись с соседних полок.

 На Русланчике врачи ставят крест. Но мне рассказывал знакомый, что когда у него тоже обнаружили рак, он спросил врача: "Скажи мне по-братски, сколько мне осталось?". Тот ему ответил, что всего две недели. Но ему подсказали одно лекарство. Оно доступно в аптеке. Шесть дней капаешь, шесть дней отдыхаешь. – Про шесть раз азербайджанка повторяет несколько раз. Снова и снова. – А когда он после сдал те же самые анализырака не нашли! Врачи не признали силу тех лекарств. Сказали, мол, ошиблись при анализах. Я считаю, им просто не выгодно рассказывать об этих таблетках.

–  Перед болезнями все равны. – Кивают мужчины и послушно записывают название лекарства. Уточняя про "шесть раз". 
Многие больше половины маршрута уже проехали. И это вызывает восторженное единство.
— Лес.медиа
— les.media
Пассажир поезда лезет на верхнюю полку за тетрадью    
Последнюю, долгую остановку поезд совершает в Верхнем Баскунчаке. Покупаю у одного из снующих станционных продавцов растворимое кофе – это поможет не уснуть. Сойти с поезда нужно уже ночью. Многие больше половины маршрута уже проехали. И это вызывает восторженное единство. Ко мне подходит один из обитателей вагона. Говорит напоминаю ем его дочь. Али, так зовут этого мужчину, возвращается из Сургута. Туда он помчался за длинным рублем, работать шашлычником. На деле платили не больше, чем он зарабатывает у себя дома. Ему понадобилось полгода, чтобы понять, что работать и получать те же деньги лучше рядом с семьей.
Куда ты едешь? - спрашивает
– В Астрахань.
– Тебя там ждут?

– Не персонально, скорее номинально.

Место встречи неизвестно. Трансфера нет. На руках только приглашение. Придется взять такси, и, сказав таксисту волшебное слово "Селиас. Здание Газпрома", надеяться оказаться в нужном месте. 
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
ТАКСИ 
Услышав кодовое слово "Селиас. Здание Газпрома", таксист предлагает организовать экскурсию и проехаться по центру. Любезное предложение подразумевало экскурсию и по самой жизни таксиста Вани. Начиная от службы на Кавказе, и заканчивая изменой жены. В целом, Ваня служивый, холостой и обладает занимательным взглядом на стратификацию своей малой родины, которая разделена на общины, настраивающиеся одна на другую.
Утром молятся, Коран не Коран, а ночью в кафешках бухают, «квас мас шиндарас». А ему ведь нельзя! 
— Лес.медиа
— les.media
Ваня
– Все они обособлены: аубеги, таджики, армяне, всех и не перечислишь. Они проживают компактно в разных поселках. Есть нации, представленные одним-двумя представителями. А вон там район табачной фабрики. "Табачка". Там живут звери.
– Уточните.
– Лица Кавказской национальности.
– Почему звери?
– В каждом стаде есть паршивая овца, но здесь они локализовались. – Тут Ваня будто хлебнул пустоты всего сущего.
– Но ведь Астрахань — многонациональный край. Толерантности здесь разве не раньше молочных зубов появляется?
– Не отвечу за всех, но у меня — нет. Я молодых мусульман не понимаю: утром молятся, Коран не Коран, а ночью в кафешках бухают, — далее непереводимая игра слов, — "квас мас шиндарас". А ему ведь нельзя! 
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
 "СЕЛИАС" 
"Селиас". Глубокая ночь. Группа парней с бородами, под звук сверчков, оформляют территорию лагеря. На газоне крепят букву "Ё" — одну из букв трехмерной конструкции. Кажется, все мужчины на территории и впрямь сплошь бородатые, женщины — усталые. Видно, форумом они живут уже долго и плотно. 
Огромные буквы на территории форума
Межнациональная вражда – это даже не мина. Это баллистическая ракета «Тополь», которая бабахнет, и ничего не останется
Пройдет ночь, и на территорию зайдет толпа априори толерантной молодежи. Они съехались с многих краев России, и даже соседних государств. На какое-то время это будет такой буферной зоной-площадкой межэтнического и религиозного спокойствия. Вот уже три года подряд в Астрахани можно наблюдать это явление.
— les.media
Спустя день приедет губернатор Астраханской области — Александр Александрович Жилкин. Он проведет встречу с участниками форума, в лектории под открытым небом. Отвечая на очередной вопрос, он, того не намереваясь, расскажет, что не смогло соединить вагон "Тюмень – Махачкала" и таксиста Ваню. О проблеме пропорций.
Губернатор Астраханской области Александр Жилкин
–  Межнациональная вражда — это даже не мина. Это баллистическая ракета "Тополь", которая бабахнет, и ничего не останется. Нужно добиться, чтобы не было национальной вражды на бытовом уровне. Знайте, маленькие дети все впитывают до семи лет, и абсолютно копируют своих родителей. И если Вы сидите на кухне и осуждаешь другую национальность, говоря, что "они не русские", или наоборот — "русские" – то ты закладываешь мину. Ты просто не понимаешь, что ты говоришь. Если мы снимем эту проблему на бытовом уровне, то у нас проблем в обществе не будет совсем.
Из Астрахани пассажиры везут арбузы

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...