Наверх
Репортажи

На лекцию или в бар?

Как один фонд может изменить целый город
04.12.2016
Когда интернет-провайдер Good Line только объявил о создании в Кемерово некоммерческого фонда, развивающего городские сообщества, в прямоту его намерений многие не поверили. Во-первых, для города это было слишком необычно, во-вторых, приближались сентябрьские выборы. Но выборы закончились полгода назад, а лекции — нет. После трансляции в рамках проекта «Прогрессоры-24» фонд #ВСоЗнании получил премию телеканала РБК (РБК#42). Кстати, свои открытые лекции и мастер-классы фонд проводит по выходным, ставя активного горожанина в ситуацию сложного выбора: пойти на лекцию или в бар? 
Вход только по пропускам, яркий офис на третьем этаже. Марина Ли, директор фонда #ВСоЗнании, показывает, где можно оставить вещи. Рядом с гардеробом табличка: «Нарния». 

— Мы задумали проводить лекции по пятницам, — рассказывает Марина. — Первым вариантом названия было «Сознание — сборка из «сообщества» и «знания», но чего-то не хватало. И однажды я говорю: «По пятницам к нам будут приходить люди и подписывать фотографии хэштегом #пятница, а мы в сознании». Так и родилось #ВСоЗнании. Сейчас уже, наверное, понимаем, насколько точно выбрали название.

— Почему?
— Нашим сообществам не хватает осознанности. Люди стихийно что-то делают, потом собирают вокруг себя единомышленников, а именно как городские субъекты они себя не осмысливают, хотя их сообщество зачастую обладает большой силой. Классический пример. Когда я впервые собирала людей на лекторий, одна девушка мне написала: «Мы не сообщество, мы кружок по интересам».
Марина считает, что сообщества не осмысливают себя как городские субъекты. Фото: Анна Марко
Свой круг
Проектов на счету фонда достаточно, в перспективе — наращивание масштабов. #ВСоЗнании выступил партнером международного кинофестиваля короткометражного кино “Видение”. Событие для горожан не самое известное, но Марина уверяет —перспективное, фонд поможет ему развиваться.

В этом году #ВСоЗнании организовал на “Видении” собственную площадку: люди пришли в библиотеку, а попали на “Романтический пикник”, где можно мало того, что “плюхнуться” на пуфы, в пледы закутаться, так еще и уникальное авторское кино посмотреть. Фонд наладил связь с международным фестивалем современного искусства “Тезисы”. Не обходит стороной #ВСоЗнании и науку: название обязывает. Фонд сотрудничает с проектами “Кемеровский #научпоп Лекторий”, “Центр помощи диким и экзотическим животным”, ”Science Slam” - тусовкой для IT-разработчиков.

— У нас уже свыше 16 городских сообществ — постоянных гостей на лекториях и с каждым мы готовы работать индивидуально, в городе о нас заговорили, — улыбается Марина.

— Лекторий — это что-то заумное и монотонное?
— Ни в коем случае. Лекторий — прежде всего площадка, где люди могут присмотреться друг к другу. На седьмой лекторий, например, мы пригласили Андрея Шавнева, главного маркетолога «Калины-Малины», и Лену Гуденко — они известны в Кемерово и организовали уже много городских мероприятий. Большое количество времени уделяем эффективным инструментам для сообществ, разбираем конкретные кейсы.

Фонд недавно отметил год работы в Кемерово, и хотя для настоящих перемен это маленький срок, все же за это время у него появился свой круг. Это люди, которые хотят расти и развивать город вокруг себя, а главное — разрушить стереотип «загнивающего, никому не нужного Кемерово». Андрей Шавнев и Лена Гуденко — известные в городе маркетологи (Лена работает с не самым маленьким по кемеровским меркам торговым центром “Я” - прим. автора). На лектории они разбирали кейсы городских сообществ, давали советы по продвижению. Этот лекторий, кстати, оказался одним из самых популярных.
Сомневающийся маркетолог
Андрей и Лена задерживаются из-за сильной метели. Внутри фермерского кафе “Калина-Малина” все из дерева, пледы, чтобы согреться в сибирские морозы, русская печь, логотипы на салфетницах, дверях, стенах — в общем, везде, куда их только можно встроить органично. Декор кафе — дело рук Андрея, он разработал концепцию и следит, чтобы отойти от нее никто не посмел. Вот, кстати, и он сам, занесенный снегом с ног до головы. 
Андрей Шавнев в фермерском кафе "Калины-Малины". Фото: Анна Сорокина
— Я увидел анонс первой встречи фонда Вконтакте, посчитал его супер невнятным, не понял ни целей, ни задач, — говорит Андрей. — Но решил пойти посмотреть. Еще и потому, что там моя одногруппница, Настя Идт. Сходил несколько раз на лекторий. Потом тема появилась про СМИ, а я в СМИ долго работал, стало интересно. Еще спустя время нас с Леной пригласили выступить, а вот и она!

Как раз в этот момент в зал заходит Лена, залепленная снегом не меньше, чем любой, кто осмелился в этот вечер выйти на улицу.

— Мы выступали бесплатно, — продолжает Андрей. — Мне интересно помогать людям, которые организуют крутые городские мероприятия!

Андрей предполагает, что мотивы фонда “не на поверхности” и что, возможно, фонд отправился на поиски качественной аудитории: любое сообщество можно рассматривать как плацдарм для внедрения рекламы. Неудивительно, что такие мысли занимают маркетолога.
Заразная идея
Вообще-то интернет-провайдер GoodLine время от времени организует различные события с большим размахом. Кибертурниры, высадку саженцев деревьев (по несколько тысяч), открытые летние кинопоказы. Городские сообщества в этом могли бы ему помочь, а что делать, если сообществ нет? Создавать! К тому же фонд #ВСоЗнании уже мечтает о большом городском фестивале, в котором сообщества и городские активисты станут первыми помощниками.

Крупные фестивали для Кемерово — тропа тернистая. Прошлым летом в городе прошел двухдневный фестиваль уличного искусства “Детализация”. У него был удобный и красивый сайт, много городских площадок, хорошие инвестиции. Среди организаторов — известные, а если и не известные, то амбициозные кемеровчане. Но прийти к общему мнению о том, каким должен быть новый взгляд на город, как будут взаимодействовать площадки и как освещать фестиваль в СМИ, оказалось трудно. Идеологи и опытные администраторы не сумели договориться. В итоге каждая площадка — уличный театр, поэты, наука, граффити и так далее — отвечала за себя. Все получились разными по зрелищности, наполнению и смыслу. В целом, людям понравилось. И захотелось сделать так, чтобы следующий фестиваль был лучше. Сообщества могут в этом помочь.

Рекламная кампания фонда набирает обороты, количество участников на странице «Вконтакте» растет. Придут ли они на лекции, сказать пока трудно. Организуют ли городской фестиваль — еще труднее. Но, замечает Лена Гуденко, уже сейчас есть ощущение, что в городе происходит что-то новое, что может привлечь людей, которые обычно за версту обходят все городские мероприятия.
Лена Гуденко, работает с не самым маленьким по кемеровским меркам торговым центром “Я”. Фотограф: Анна Сорокина
Это наш город, мы в нем живем! Если только говорить, что у нас все загнивает, и ничего не делать, значит ты сам внутри пустой, уедешь куда-то — будет все то же самое.
— Ты знаешь, это же как снежный ком! — увлеченно говорит она. — Один инициативный человек заражает других идеей. Мне было интересно поучаствовать в лектории, потому что идеи захватили. Это наш город, мы в нем живем! Если только говорить, что у нас все загнивает, и ничего не делать, значит ты сам внутри пустой, уедешь куда-то — будет все то же самое. У меня куча таких знакомых! 
Люди, которые хотят чего-то добиться, должны это делать прямо сейчас.
— les.media
— Да, если ты что-то заметное делаешь на месте, то тебя заметят, — добавляет Андрей. — Сколько раз я уже в Москву собирался уехать, не пересчитать!

Узнаю от него и то, что совсем скоро в кафе еще одна встреча, на этот раз с Мариной Ли. Просим счет, прощаемся с ребятами, отправляемся с фотографом прямиком в лапы непогоды. По дороге обсуждаем случайное стечение обстоятельств: три встречи в одном месте. Сразу видно, маркетолог поработал: и пообщались, и чек в кафе оставили.
Вторая натура
— Сообщества, на которые мы обращаем внимание, в первую очередь, должны давать людям возможность интересно, культурно и разнообразно провести время, — рассказывает Марина Ли, директор фонда #ВСоЗнании. — Само возникновение сообщества — совершенно что-то загадочное. Тут не применить ни статистику, ни науку. По какой-то причине несколько человек встречаются и начинают заниматься общим делом.

Марина после преподавания ушла работать в фонд. Фото: Анна Марко.
Марина — кандидат педагогических наук. После десяти лет в роли преподавателя решила: из профессии уходит.

— Захотелось чего-то нового, — объясняет она. — Я хотела уехать жить в другое место и, когда уже сидела на чемоданах, предложили работу в фонде. Был очень большой риск: начать с нуля вторую карьеру, работать на таком уровне, можно сказать, свой авторитет на кон поставила. Я подумала, что это город меня не отпускает, и, может быть, если хочу уехать, нужно сперва поблагодарить его за то, что он мне дал.
— А можно сделать так, чтобы и молодежи такие чувства передались? Многие ведь после школы готовы уехать куда угодно.

— Можно, конечно! Мы способствуем улучшению этой ситуации как раз через городские сообщества. Сообщество, по сути, — это самоопределение, получение опыта и понимания того, кто я, чего хочу от этой жизни. Еще не будем забывать о мощном нетворкинге. Ребята вовлекаются в это, обрастают связями, общаются с людьми разных возрастов и интересов.
Само возникновение сообщества — совершенно что-то загадочное. Тут не применить ни статистику, ни науку.
— Лес.медиа
Само возникновение сообщества — совершенно что-то загадочное. Тут не применить ни статистику, ни науку.
— les.media
Чиновники обиделись
Вопросами самоопределения подростков, их судьбой в городе занимается Дина Старовойтова, директор центра профессиональной ориентации «Твоя карьера». Небольшой офис в центре Кемерово — единственный в городе бизнес-проект, который занимается проблемами профориентации молодежи. О Дине говорят, что она уникальный человек, потому что болеет за город, свое дело и молодежь, которой трудно выбрать профессию. Вот и Дина тоже побывала на одном из лекториев фонда, рассказала про креативную экономику.

Дина говорит о том, что школьники, став выпускниками, стремятся уехать куда угодно, только бы не остаться в своем городе. Действительно, среди молодежи широко распространено представление о том, что получать высшее образование в Кемерово не престижно, а работать — еще хуже. 
О Дине говорят, что она уникальный человек, потому что болеет за город, свое дело и молодежь, которой трудно выбрать профессию. Фото: Анна Сорокина
Нужно научить людей быть интересными, дать им возможность понять, что город — это не дыра и в нем можно жить увлекательно и качественно.
— Лес.медиа
— les.media
— Часто бываю на классных часах в школах и задаю там детям вопрос: кто хочет учиться после школы в Санкт-Петербурге? — говорит Дина. — Стандартно 40-45 процентов поднятых рук. Дети уезжают и что получается: там, куда они уехали, создаются условия жесткой конкуренции, в то время как в их родном Кемерово гораздо больше шансов засветиться, гораздо больше ресурсов для развития. Я всегда за мягкие революции. Сейчас объясню: у нас уровень культуры невысокий, что уж тут греха таить. Но нельзя прийти к ребенку в первый класс и заставить решать интегралы. То, что делает фонд, это мягкое, так сказать, окультуривание. Нужно научить людей быть интересными, дать им возможность понять, что город — это не дыра и в нем можно жить увлекательно и качественно.

Дина считает себя лидером мнения в профориентации — в том смысле, что она знает обо всем: и что делает в этой сфере государство, и как относится к этому молодежь, и какое общество сформировалось в Кемерово. Но когда фонд пригласил Дину выступить на лектории и рассказать обо всем этом, что-то пошло не так.

— Перед лекторием я сразу объяснила, что мне аудитория нужна определенная. Чтобы собрались люди, которые могут как-то на город повлиять, передать другим сказанное мной. Я хороший спикер при благодарной аудитории. Когда знаю, с кем работаю. К детям выхожу, готова, что они не будут меня слушать.

На лекторий пришли представители городских сообществ, активисты и чиновники. Когда Дина начала рассказывать о проблемах города, чиновники обиделись и стали доказывать обратное.

— Люди не готовы слышать о проблемах. Но я рассказывать тем, кто об этом слушать не готов, и не планировала. Я приехала вечером домой и два часа ревела, так было обидно!
Дина рассказывает о людях, которые не готовы слышать о проблемах. Фото: Анна Сорокина.
— Не обращайте внимания, я пофотографирую, — пытается разрядить ситуацию фотограф Аня, камера отогрелась с мороза и готова снимать.
— У меня бардак! — сразу же забывает о своем расстройстве Дина.
— Это же репортаж, это норма!
— Нет, это не норма!
Разговор по телефону с дочерью Кристиной. Фото: Анна Сорокина.
Дина наводит порядок за рабочим столом. «Принцесса Ява» и кружка с недопитым чаем отправляются в сторону, канцелярские принадлежности — в свою подставку. Телефонный звонок.

— Я отвечу ребенку, — просит Дина. — Да, Кристин. Ты уже дома? У тебя все хорошо, как школа?
Договорив с дочерью, Дина возвращается к своей главной теме.
— Вот я на примере своей дочери могу рассказать. Ей 15 лет исполнилось в феврале, и она говорит: «А я не знаю, куда мне сходить. Мне нравится читать, мне нравится кино, хотелось бы пообсуждать это все». Поэтому где собираются подростки? Они приходят, покупают большой коктейль в «Макдоналдсе» и сидят. Нет места, где им дали бы возможность пообщаться как-то интересно. Фонд как раз может стать таким местом, лидеры городских сообществ могут что-то создавать. Брать мое поколение — от него отцепиться надо. Те, кто помладше, поколение, родившееся в 80-х, повзрослело в стране, в которой было вселенское ничто. На молодежь нужно рассчитывать, на подростков — это наше будущее. 
Ночь в офисе
Директор фонда Марина Ли говорит, что хотя сейчас практически ночует в офисе, стремится к горизонтальной структуре в коллективе: это когда между сотрудниками партнерские отношения и каждый отвечает за свою часть работы. Такие отношения связывают ее с заместителем фонда — Анастасией Идт.

— Хоть формально она мой заместитель, но в реальности никакой она не подчиненный, а полноценный напарник и друг, — протестует Марина. — Без неё я бы ничего не сделала!
Пять лет до работы в фонде Настя занималась продажами. Начав с оператора в call-центре, доросла до заместителя начальника отдела продаж. Но однажды ей позвонила коллега и сказала, что Марина Ли пишет проект нового фонда, и неплохо было бы ей помочь. Настя начала — и втянулась.

— Как только мы начали работать, Марина сразу сказала: «мы с тобой не начальник и подчиненный». Так и получилось. Мы прекрасно заменяем друг друга и работаем как партнеры.

— Чем в перспективе хотите заниматься?

— Первый сезон лекториев был нужен больше для знакомства с сообществами, и цель достигнута. Особенно первые лектории были важны, потому что на них саму форму обкатывали. После каждого мы садились и думали, работали над ошибками. Примерно к середине стало проще.
От вязальщиц до айтишников
В прошлом году фонд провел девять лекториев. Успели обсудить, как привлекать ресурсы и работать со СМИ, воплощать идеи и проводить маркетинговую разведку. Среди слушателей были и лидеры городских сообществ, и те, кто пришел просто из любопытства. Средний возраст не определить, люди слишком разные: один вяжет красивые изделия, другой тусовки для айтишников организует. 

— Сейчас мы работаем над проектом школы городских сообществ, — продолжает Настя. Понятно, что когда приходит 40-70 человек, трудно всем уделить внимание, а хочется с каждым сообществом заняться более глубокой работой. Будем учить лидеров сообществ проектному подходу, который широко применяется у нас в компании. Это серьезная работа, поэтому сейчас ищем спикеров, думаем над программой. В этому году мы беремся за школу с новыми силами. 
Марина Ли за рабочим местом после 18:00. Фото: Анна Марко.
— Чему вы научились за эти полгода?
— Научилась принимать людей, очень разных, потому что и сообщества очень разные сами по себе, — делится опытом Марина Ли. — Невозможно работать с ними, навязывая свои представления. Важно быть искренним, потому что люди чувствуют твое настроение, в ответ на фальшь выстраивают стену, и больше до них не достучишься. Научилась системности. А еще я пришла из науки и притащила с собой сложный витиеватый язык, пришлось меняться: с ним в менеджменте каши не сваришь.

— Что дальше будете делать?
— Планов на самом деле громадье. Из крупных и далеко идущих — организовать школу для городских сообществ. Они получат опытных наставников из бизнеса и общественной деятельности, смогут в небольших учебных группах разобрать конкретные проблемы. Очень важно, чтобы сообщества научились взаимодействовать между собой, выстраивать партнерские отношения. Развитие — оно только в сотрудничестве и происходит.

В январе школа объявила о наборе, в феврале начались занятия. Следующая мечта: организовать масштабный городской фестиваль, на котором сообщества громко заявят о себе. Получится или нет? Пока неизвестно. Школа городских сообществ тоже когда-то была мечтой, а сейчас — живой организм.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...