Наверх
Заметки

В огонь по доброй воле

Как работают добровольные лесные пожарные
23.09.2020
Ежегодно в России сгорает территория площадью в 40 миллионов гектаров. Горят торфяные болота, лесные массивы, поля с сухой травой, огонь нередко доходит и до населенных пунктов. Многие уверены, что причина бедствия – это жаркая погода и солнце, однако на деле 90% пожаров начинаются от действий человека. Огромные территории выгорают из-за непогашенных костров, поджогов, нарушения противопожарной безопасности. Однако во многих регионах страны есть группы Добровольных лесных пожарных – это волонтеры, которые проходят специальное обучение и при поддержке экологических организаций и МЧС борются с огнем. Мы посетили такой тренировочный лагерь и узнали, чему нужно научиться, чтобы победить стихию.
Группа Добровольных лесных пожарных Центрального региона существует уже 3 года. Они не только тушат пожары, но и мониторят очаги возгораний, занимаются просвещением и работой как со взрослыми, так и с детьми, рассказывают о правилах безопасности и обучают добровольцев. В этом году тренировочный лагерь разместился недалеко от Талдома – здесь в течение двух дней волонтеры будут изучать все тонкости работы пожарного. Вместе с волонтерами работают и люди из российского отделения Greenpeace: вот уже несколько лет они помогают освещать глобальную проблему пожаров, организуют специальные программы по подготовке специалистов и добиваются изменений в отношении государства к проблеме возникновения стихийных бедствий. Поэтому все добровольцы, прошедшие теоретический курс, получают теперь всю необходимую информацию и навыки, нужные в этом нелегком деле, на практике в тренировочном лагере.

Снаряжение огнеборца
Первый день начинается со знакомства: волонтеры будут работать под руководством опытных пожарных, разбившись на группы. Первое, что искренне удивляет, то, что бОльшая часть добровольцев – это девушки. Организаторы утверждают: «В условиях реального пожара женщины часто способны уделить внимание важным мелочам, хладнокровно оценить ситуацию».
Прежде чем волонтер сможет почувствовать себя в условиях реального пожара, он должен прослушать лекции. Здесь рассказывают, в чем состоит мониторинг пожароопасных участков, в чем разница между горящим полем и торфяным болотом, какие роли есть в команде пожарных. Опытные участники рассказывают о реальном опыте, который служит яркой иллюстрацией к полученной информации.
Следующая часть обучения – знакомство со снаряжением. Главная задача – потрогать, попробовать, надеть, включить, подержать. В арсенале огнеборца несколько основных приспособлений:
Воздуходувка. Агрегат внушительных размеров, который тарахтит громче бензопилы и выглядит больше, чем любой туристический рюкзак. Пожарный надевает его на спину, и мощным потоком воздуха задувает небольшие очаги возгорания, предотвращая дальнейшее распространение огня.
Ранец с водой. Человек, который несет на спине воду, обычно работает в связке с тем, кто несет воздуходувку. С помощью небольшого ручного насоса он метко тушит водой те участки, по которым до этого прошлись воздухом.
Водяная помпа. Пожалуй, самая тяжелая вещь среди всего снаряжения. Большая помпа весит около 70 кг, а ее необходимо донести до воды, чтобы подсоединить к ней рукава и начать подавать воду.
Рукава. Если вы назовете их шлангами, заслужите презрительный взгляд пожарного. Такие рукава необходимо не только размотать на много метров от воды до пожара, но и сложить без перегибов. Далее специальное приспособление "Горыныч" разделяет воду на несколько потоков.
Рации, аптечка, средства индивидуальной защиты. В условиях пожара важно думать как о своей безопасности, так и о безопасности своих товарищей.

На эмблеме Добровольных лесных пожарных изображен крылатый пёс. На самом деле, это мифологическое существо Семаргл. Одна из организаторов, Дарья, рассказала, почему был выбран именно этот символ:
«Мы тушили пожары в Бурятии, там были огромные очаги возгорания, большая площадь задымления, доходило и до населенных пунктов. Приезжаем на очередной торфяник и видим, что у горящего края сидит собака – скулит, но не уходит. К этому месту можно было пройти только по одному бревнышку, и, видимо, пёс не смог выбраться. Гриша, руководитель нашей пожарной группы, вынес его на руках и накормил тушенкой. Спасенный пёс радостно убежал.
В Бурятии очень сильна мифология, местные жители верят, что в земле, воде, лесу живут духи, в том числе, помощники и защитники. Вот мы и решили, полушутя-полусерьезно, что это был дух. Ведь почти сразу после того, как мы спасли собаку, пошел дождь. В славянской мифологии есть Семаргл – добрый дух огня, защитник леса, а одно из его воплощений – крылатая собака. К тому же на пожаре это очень удобное животное: летит, и ему сверху все видно, нюх хороший, все чует, бегает быстро. Вот звезды и сошлись».


Торфяные пожары
Именно с имитации горящих торфяников и началась практическая часть учений. Волонтеров разбили на группы, сообщили вводные данные, что, якобы, в определенной точке был замечен дым, и выделили куратора, под чьим руководством команды начали работать.
Первым делом необходимо правильно рассчитать путь: наметить маршрут, найти водоемы поблизости, определить территорию возгорания. Затем важно собрать правильный комплект экипировки: ничего не забыть, проверить, все ли крепления друг к другу подходят и не захватить лишнего, ведь нести это все предстоит на своей спине. Укомплектованные добровольцы стройными рядами выходят из лагеря и отправляются в болотистую местность на поиски очагов возгораний. Через некоторое время волонтеры замечают дым и отправляют небольшую группу на разведку. Они находят нужную точку – в роли горящего торфяника здесь выступает заранее подготовленное ведро с углями. Получив по рации информацию, другая часть группы берет помпу, рукава и отправляется на поиски подходящего водоема, стараясь не увязнуть в болотистой местности (рельеф, кстати, предоставлен самой природой, что только на руку организаторам). Когда все готово, пожарные, добравшиеся до горящего места, начинают тушить условный торфяник.

На первый взгляд, такая небольшая площадь не стоит затраченных усилий, целой линии рукавов и литров воды. Однако в реальности торфяные пожары – одни из самых опасных и могут гореть даже под снегом. Структура торфа – пористая, в ней остается много кислорода, который и дает распространяться огню. Для того чтобы потушить один квадратный метр торфа необходимо потратить тонну воды. Затем важно перекопать этот участок, превратив его в жидкую грязь, иначе он может снова загореться.
На ликвидацию нескольких точек возгораний у волонтеров ушло несколько часов. Уставшие, они возвращаются в лагерь, где их ждет детальный разбор всех действий. Кураторы объясняют, где были допущены ошибки и что нужно исправить, но в целом они довольны своими подопечными.


Испытание огнем

Первый день учений подходит к концу, но волонтеров ждет еще одно испытание, настоящее боевое крещение. Под руководством военно-полевых медиков, с соблюдением всех необходимых правил безопасности, на дороге у лагеря разжигают огромный двухметровый огонь. Всем желающим предстоит пройти прямо сквозь языки пламени. Один из организаторов, Александр, объясняет: «На настоящем пожаре мы редко заходим непосредственно в пламя, но такое волевое упражнение нужно, ведь эта работа сопряжена с определенным риском, и волонтеры должны понимать, с чем они имеют дело».
Участники с нескрываемым энтузиазмом надевают костюмы, и выстраиваются в очередь – всем очень хочется попробовать. Друг за другом они преодолевают огонь, кто-то по два раза. Некоторые немного боятся и как можно скорее пробегают сквозь пламя, другие, наоборот, хотят все прочувствовать и проходят огонь медленно. Костюм пожарного надежно защищает от температуры, поэтому, по словам волонтеров, максимум, что чувствуется внутри – тепло.

Упражнение закончено, радостные участники, испытавшие себя, расходятся по палаткам. С лиц девушек не сходят улыбки – вот они, некрасовские женщины, которые входят в горящие избы. А ведь многие в этом деле новички и только здесь первый раз попытали себя в роли пожарных. О том, как важна мотивация, рассказывает одна из новичков-волонтеров, Катя:
«Мне здесь – просто огненно! Раньше я участвовала в проекте Гринписа по составлению карты пожаров на территории России, но, когда увидела масштаб бедствия – решила помочь. Меня замотивировали рассказы руководителей пожарных отделений Кубани и Байкала, страшные видео пожаров, опыт их тушения. И вот, я здесь. Поначалу, когда я изучала теорию, далеко не все было понятно, но на практике все оказалось проще. Конечно, нужно быть аккуратным, но, когда ты знаешь, что делаешь и тебе в этом помогают – все становится возможным».
Более того, среди участников учений есть и те, кто уже работал с огнем и приехал, чтобы подтянуть свои знания и навыки. Так, например, волонтер Влада рассказывает:
«Как только я узнала об этих учениях – сразу поехала. До этого я работала в разных заказниках, дежурила в ожидании пожаров, тушила сухостои, но никогда не была на торфяниках. А здесь, в лагере, можно получить очень полезный опыт – и разные виды пожаров изучить, и первую помощь вспомнить, все под руководством инструктора. После этого тренинга я поеду добровольным лесным пожарным на Ладогу, там сейчас крупные возгорания. С корабля на бал, так сказать.»

На следующий день участников учений ждет новое испытание. Как и в первый раз, они получают информацию, что в нескольких километрах от лагеря замечены несколько пожаров. Однако в отличие от предыдущего дня, задача усложняется: пожары разные, присутствуют и горящие торфяники, и сухая трава, и лес. Необходимо грамотно провести разведку, получить все данные, оперативно развернуть систему тушения. В зарослях и высокой траве сидят пострадавшие, которым нужно оказать первую помощь. Все условия приближены к реальным.
Группы добровольцев получают необходимое снаряжение и выдвигаются на поиски очагов, которые хаотично разбросаны по окрестным полям и лесам. Заметив первые столбы дыма, пожарные останавливаются и делят между собой задачи. Кто-то остается на точке, чтобы запустить коптер и получать данные о распространении «пожара» в режиме реального времени. Мониторинг таких участков – очень важная работа. Для одного из добровольцев, Сергея, когда-то все началось именно с этого:
«Мне очень нравится природа и у меня есть одно любимое место – Оленье болото во Владимирской области. Там невероятно красиво, я ездил туда несколько раз в небольшие одиночные походы. Потом это место сгорело. Вскоре после того, как там был лесной пожар, я ездил снимать это с коптера и выложил ролик в сеть. Через какое-то время меня нашел Павел Овчинников, организатор этого лагеря. Он попросил меня, если я буду там весной, заснять последствия пожара и дал ссылку на группу Добровольных лесных пожарных. Так я и узнал, что они есть. Заинтересовался, и, когда в прошлом году было объявление набора новичков на тренинг, откликнулся. Вместе с пожарными я работаю уже второй год.»

Разведав обстановку, в бой со стихией выдвигаются первые группы с воздуходувками и ранцами с водой. Их задача – не дать огню распространиться на большие территории. Границы пожара обозначены ограничительной лентой, за ней стоят организаторы с дымовыми шашками, имитируя дым от огня.
Припекает солнце, на волонтере несколько слоев специальной одежды, за спиной – литры воды, на лице – респиратор, тяжело дышать, да так, что пот заливает глаза. Вокруг бушует пламя, кричат обожженные люди, ноги вязнут в болотистой почве, руководитель отряда не выходит на связь, впереди – горящие километры, которые нужно тушить, и чем скорее, тем лучше. И так – несколько часов подряд, пока пламя не будет побеждено.
Прямо на месте поступают новые вызовы, поэтому нужно перераспределять задачи по ходу работы и отравлять кого-то на новые точки. Нужно действовать как можно быстрее, но и ошибаться нельзя: добраться до водоема и не забыть все крепления для пожарных рукавов, запустить помпу и подать сигнал человеку, который находится на другом конце линии. Во время тушения некоторые руководители отрядов «пропадают», поэтому волонтерам необходимо взять на себя координацию всей команды.

Успешно потушив один участок, волонтеры находят первых пострадавших. Люди, которые играют эту роль, специально ведут себя неадекватно, паникуют, отказываются помогать спасателям. В жизни пострадавшие редко ведут себя спокойно, поэтому важно научиться не только оказывать первую помощь, но и находить подход к любому человеку. Пожарные осматривают раненых, накладывают шины на переломы, охлаждают ожоги, вызывают скорую помощь. Но не все так просто, ведь скорые не выезжают в поля и, тем более, в поля горящие. Волонтеры должны транспортировать пострадавшего до определенной точки и очень точно объяснить, где они находятся.


Россия в огне

Участники учений справляются со своей задачей – огонь потушен, люди спасены. Осталось добраться до лагеря и снова подробно разобрать, кто, что и как сделал. Опытные пожарные довольны действиями новичков и объясняют, что с такой подготовкой можно выезжать на настоящие пожары. Тем более, что добровольцы нужны всегда. Павел, организатор лагеря, объясняет:
«Достаточного количества пожарных быть не может, пока один дурак со спичками обеспечивает работу половине МЧС. Проблема также в том, что, зачастую, активисты и волонтеры – это жители крупных городов, а горят у нас области. Смоленская, Тверская, Калужская – там есть люди, которые занимаются экологическими проблемами, но добровольных лесных пожарных, как мы, там нет. Поэтому наша группа кроме Московской области занимаемся всеми соседними областями. А на дорогу туда уходит очень много драгоценного времени».
Учения подошли к концу, волонтеры строят большие планы и готовы рваться в бой хоть завтра. Но каждый, конечно, хочет, чтобы такой работы было как можно меньше. Богатство России – это ее природа, которую нужно беречь и сохранять. Очень сложно бороться с гектарами горящих лесов, но куда проще быть аккуратным и не допускать возникновения пожаров.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...