Наверх
Репортажи

"А вы ничего не докажете"

Что происходит за забором детского сада
13.05.2017
Закон защищает права ребенка в детском саду - родители могут подать иск в суд, если их ребенку нанесли психологическую травму. Только на деле оказывается, что доказать это очень сложно. Практически невозможно.
Мария
Мария работает в колонии строгого режима, ведет документооборот. Именно туда я приехала, чтобы выслушать ее историю. Подходящее место для такого рассказа.
Она отдала своего единственного сына Мишу в детский сад рано – ему едва исполнился годик. На работе предложили хорошую должность, отказываться было нельзя. Тем более, «на подхвате» всегда была бабушка. 
Сначала малыш посещал ясли, и ходил туда с удовольствием. Проблемы начались с переходом в младшую группу в детском саду №** г.Рязани. Воспитательница в группе была одна – женщина в пенсионном возрасте с большим опытом и стажем работы с детьми.
 Первый месяц Миша ходил в сад нормально, адаптации не было – ребенок уже отлично понимал, что такое садик. Потом началось. Воспитатель никак не могла найти к нему подход, постоянно повторяла, что он неадекватный, невменяемый, непослушный, – голос Марии дрожит.
– Первая ссора возникла из-за того, что Мишу в саду укусили в спину. Ситуация довольно банальная: он принес машинку, и прятал ее от мальчика, не хотел делиться. Ну тот его покусал, причем очень сильно. А воспитательница начала ругать моего сына, потому что он «жадный». О том, чтобы обработать рану, даже и речи не было. 
По словам Марии, когда бабушка пришла за Мишей и увидела следы от укусов, она выразила свое недовольство воспитателю. Это и положило начало конфликту.
 После этого ребенок перестал есть в саду. Приходил домой и кушал все, что видит. Простите за выражение, но он просто жрал, по-другому это не назовешь – зверский голод. В полседьмого уже "вырубался", и спал до утра.
Чаще всего Мишу из садика забирала бабушка в районе четырех часов вечера. Нередко ребенок выбегал к ней в одних трусиках, а несколько раз и совсем голый – после тихого часа воспитательница его не одевала, мол, он "носится, как угорелый" и за ним невозможно угнаться. 
У воспитателя на все вопросы всегда был готов один ответ: 
«Их много, а я одна»
— Лес.медиа
— les.media
Когда бабушка в очередной раз пришла за ребенком, то услышала, как воспитатель говорит Мише: «Ты дебил. Ты невменяемый. Тебя убить надо». Бабушка промолчала. Может, растерялась. Забрала его и пошла.

Видеозапись
Некоторое время спустя в группе появилась новая нянечка и события стали развиваться стремительно. Отношения обострялись с каждым днем. Миша все больше замыкался в себе.
– Во время очередной ссоры воспитательница призналась, что нянечка снимала моего ребенка на видео, якобы, чтобы показать мне, какой он невменяемый. Только почему-то я эту видеозапись так и не увидела, они ее удалили. Зато нянечка утверждает, что все ее знакомые, посмотрев видео, подтвердили, что Миша неадекватный, а муж ее, так "вообще в шоке был". То есть она показала эту запись всем своим знакомым, всей стране! Что именно там было, я так и не узнала. 

Последняя капля
– Еще через неделю, когда я пришла за Мишей, нянечка сказала, что они собирали в детском саду комиссию, чтобы доказать всем, что мой ребенок невменяемый. И якобы во время этой комиссии Миша вел себя неадекватно:бегал, кричал, а потом у него пошла пена изо рта. Конечно, раньше такого никогда не было. Да и быть не могло.

После такого заявления, Мария не на шутку перепугалась  и немедленно обратилась к психологу.
– Я видела, что сын замыкается в себе, не отвечает ни на какие на вопросы. Психолог сказала, что Миша – нормальный ребенок. Даже гиперактивности нет. Да, есть небольшая задержка развития речи, но для мальчика это нормально. 
Когда Мария потребовала рассказать ей, кто входил в состав этой комиссии и почему они провели ее без подписи матери, ей ответили, что "ничего этого не было". Нянечка призналась, что соврала. Зачем она это сделала, Мария может только догадываться. На вопросы ей не отвечают. Видимо, принципиально.
Это стало последней каплей и Мария забрала ребенка из сада. Испугалась, что его будут «тюкать». Написала заявление в полицию и в комиссию по делам несовершеннолетних. На очереди прокуратура.
С заведующей детским садом Мария также беседовала. 
"А вы ничего не докажете", - с едва скрываемой улыбкой ответила ей заведующая.
– Это было уже за гранью добра и зла! Я написала заявление в министерство образования, на следующий же день меня пригласил министр, выслушал мою историю. Через 3 дня Мишу перевели в другую группу, еще через неделю в другой сад.
- Воспитательницу так и не уволили. Говорят, что она выполняет за заведующую всю методическую работу, что, конечно, очень удобно, не правда ли? А у заведующей есть родственники в управлении образования. Вот круг и сомкнулся.
Мария рассказывает, что в новом ДОУ Миша нормально кушает и спит, даже болеть стал реже. И несмотря на то, что прошло уже несколько месяцев, каждый раз, проходя мимо того садика, куда Миша ходил прежде, он говорит:"Плохая тетя. Мама, там плохая тетя!"
Эта воспитательница никогда не изменится.
Она не считает, что делает что-то плохое, 
относясь так к детям.
Анна
Анна водила свою дочку Лену в ту же группу, что и Мария. Первую неделю девочка адаптировалась к садику – проводила там не более двух часов. Все было нормально, и воспитательница предложила оставить ребенка до обеда. 
- Я пришла в 12.20, все дети спят, а моя вылетает из группы вся в слезах, трясется. Говорит: "Мама, меня там закрыли. Там темно!", берет меня за руку и тащит в туалет. Я в была в ужасе. Воспитатель вышла и сказала: - "Да, мне пришлось закрыть ее в туалете, она мешала спать другим детям". Я даже не нашла, что ответить. В тот момент главным было успокоить дочку.
Анна рассказывает, что той ночью Лена плохо спала: постоянно просыпалась, капризничала, кричала во сне. 
На следующий день Анна зашла поговорить с заведующей, но у той уже был заготовлен ответ и объяснительная от воспитателя, в которой говорилось, что ребенка никто не закрывал. 
- Я написала пост в интернете в группе для мамочек. Было очень много откликов, все пытались меня как-то поддержать, советовали обратиться в полицию или в прокуратуру. Эту запись прочитала нянечка, которая работала в нашей группе и  буквально  начала преследовать меня. Именно преследовать: она писала в соцсетях, что я не ничего не смогу доказать и напрасно предала это огласке, угрожала, что подаст в суд за клевету, звонила, выспрашивала у соседей во сколько я возвращаюсь с прогулки. Несколько раз она лично приходила к нам домой, но я ей не открывала, мне не о чем разговаривать с такими людьми. 

Анна написала заявление в управление образования. По итогам проведенной проверки нянечка получила замечание за "некорректную работу с родителями воспитанников". Воспитателя не уволили (то, что девочку запирали в туалете никто не подтвердил), но в течение недели Лену перевели в другой сад.

Ничего не изменится
Заведующая отказалась прокомментировать ситуацию Марии и Анны, сославшись на то, что ее руководство "нашу беседу не согласовало". 
Я приехала в этот детский сад в надежде поговорить с кем-нибудь из сотрудников, но на территорию дошкольного учреждения меня не пустил бдительный сторож. 
Все же мне удалось побеседовать с молодыми женщинами, которые прогуливались неподалеку со своими детьми. Они рассказали, что в целом довольны садиком (их старшие дети ходят туда уже не первый год), и хотя "всякое бывало", но ничего "такого ужасного" они не замечали.
Однако во время разговора одна девушка обмолвилась, что у ее знакомой, которая водит своего ребенка в этот детский сад, были проблемы: малыш приходил домой напуганным, периодически с синяками. Я связалась с этой женщиной, но от комментариев она отказалась:
– Не впутывайте меня в это. Ничего не изменится, а мне его еще в этот садик водить много лет.
Под другим углом
 – Работа заведующего детским садом – это умение находить баланс. Его нужно соблюдать всегда и во всем, – делится со мной своим профессиональным опытом бывший директор одного из дошкольных учреждений города. Она ушла на пенсию несколько лет назад. – Родители довольно часто жалуются на воспитателей, и это понятно. Им кажется, что их детям недостает внимания, ухода или заботы. И в такой ситуации тяжелее всего руководителю: слово родителей против слова подчиненного. Я же не могла "липить" воспитателям выговоры, чтобы удовлетворить бесконечно недовольных родителей. Ведь у нас в стране есть трудовое законодательство, которое защищает права работников детского сада. Об этом тоже надо думать.
- И все же, были ли у вас случаи, когда приходилось увольнять сотрудников?, - спрашиваю я.
- Нет, в моей практике такого не было. Но лично на меня жалобы в управление образования периодически писали. Вот, к примеру, ситуация: ребенок  ходил в садик. Через какое-то время воспитатели заметили, что он развивается немного не так, как остальные. Мы смотрели за ним, наблюдали. С каждым днем отставание в развитии становилось все более очевидным. Я вызвала маму этого ребенка на разговор. Она, как это часто бывает, все отрицала. "Это с возрастом пройдет", - сказала она мне и больше ничего слушать не захотела. Мы предложили ей провести комиссию, чтобы хотя бы в стенах нашего сада малыша осмотрели. Она согласилась, все документы подписала. После того, как результаты комиссии показали, что ребенку нужно пройти более полное обследование, она вдруг решила, что мы это заключение "сфабриковали", и написала вышестоящие органы жалобу на сад. Только зачем сотрудниками детского сада клеветать на ребенка - непонятно. Наша задача такая же, как и у родителей - защищать и оберегать детей. И нечего из нас монстров делать.
Мнения. Отдавать ли детей в детский сад?
  • Ольга, мать троих
    детей,   предприниматель
    Я не вожу детей в садик, и это принципиальная позиция. По роду своей деятельности и часто сталкиваюсь с дошкольными учреждениями и знаю их «кухню» изнутри, вижу, как воспитатели и нянечки обращаются с детьми, когда родителей нет поблизости – их толкают, пугают, грубят. Мои дети посещают множество секций, их жизнь наполнена, они совершенно не закрыты от социума, но от системы дошкольного образования я их намеренно ограждаю. Это переживания, которые моим детям совершенно не нужны.  Я занимаюсь бизнесом, нередко приходится ходить в различные инстанции с детьми, и ничего страшного в этом нет. Дети должны расти рядом с матерью,   а не с посторонними людьми.

  • Кристина, мать двоих детей, секретарь
    Водить детей в садик - это нормально. Там они социализируются, адаптируются, лучше узнают жизнь. Я не могу позволить себе отказаться от работы и полностью посвятить себя детям. Во-первых, это материальный вопрос - содержать двоих детей удовольствие недешевое. Во-вторых, честно - я просто не могу сутками находиться с ними дома. Я зверею, психую и в итоге срываюсь на них. Очень тяжко сидеть целыми днями дома. Мне хватило декрета. 
  • Татьяна, мать двоих детей, воспитатель
    Родители вечно сгущают краски. Сначала они приводят своих детей в сад, а потом стоят целыми днями под окнами группы и смотрят, как там их дитятко. Я думаю, если уж решили отдать ребенка в ДОУ, то внутренне надо с ним развестись. Понимаете о чем я? Нет сил слушать постоянные придирки и недовольства, часто абсолютно необоснованные.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...


  • @Вишневец
    6 years ago


    Очень хороший и профессионально написанный текст. Единственное "но": это не совсем то, что я имела в виду, когда говорила про две стороны. Вы расследуете историю в конкретном детском саду, чтобы на этом примере изучить плюсы и минусы или системы дошкольного образования вообще. В этом случае одна сторона - это недовольные родители, но другую все же должен представлять кто-то из системы (в формате официального интервью или анонимного разговора с сотрудником детского сада). У вас сейчас другую сторону предствляют родители, у которых "все хорошо". А нужен кто-то из детского сада, кто, например, сказал бы, как часто родители сгущают краски, какие наказания у них предусмотрены для воспитателей, которые действительно плохо обращаются с детьми, ну и так далее. Рассказали бы историю, как какую-нибудь воспитательницу уволили из-за скандала, который родители устроили на пустом месте. И хорошо бы пролить свет на то, откуда, действительно берутся такие звери, почему они до сих пор работают и их никто не увольняет.

    Потому что, если у вас одна сторона рассказывает о конкретном случае злоупотребления, а другая - о том, что о таких случаях они не знают, то равновесия не получается. Если дополнить ваш репортаж таким интервью - получится вполне хорошая, взрослая публикация.