Наверх
Школы

Артём Чернов: почему это мне интересно?

Игра в общее и частное
11.04.2018
Артем Чернов, Les.Media
Что вы выигрываете, решив снять фотопроект как галерею однотипных кадров, как фотокаталог чего-нибудь? Масса моих коллег убеждены, что  ничего, кроме возможности скрыть, что вы бездарны как фотограф. Однако десятки других коллег выбирают этот формат и добиваются успеха  примеры известны всем нам. 

Мне кажется, что возмущение и зависть многих к таким успешным проектам вызвана просто невниманием к их сильным сторонам. Для меня это, в первую очередь - увлекательная игра в вывод общего из частного и обратно. Ещё — предельная аскеза в выразительных средствах, предельное доверие к силе фотографии как документа, предельная инициация опыта, воображения и эмпатии зрителя. Ну и — предельная требовательность к точности и остроумию замысла автора, без которых — да, проект сразу превращается в профанацию.

До октября 17-го года я не знал термина «типология». Вместо этого я длинно говорил: «Ну, знаете, этот вот тот формат фотопроектов из «Esquire», когда снимаются однотипные вещи или однотипные места как для каталога, или галерея портретов одного типажа. Ну, вы меня поняли».
Я был не одинок — правильный термин неизвестен даже многим из тех, кто уже сам поработал в этом формате.
Осенью 2017 года студентка ИПЛФ Александра Анисимова предложила мне стать руководителем диплома, а я в ответ предложил ей эту тему — разобраться в истории и особенностях формата. Найти ответы на простые вопросы:

- Как это грамотно называется?
- Кто и когда первым начал?
- Чем формат интересен, где его сильные стороны, что он дает автору и что требует взамен?
Классическое фотоисследование Августа Зандера (August Sander)  «Люди 20 столетия» («People of the 20th Century» 1910-1935).
И ещё предложил попробовать самим снять учебный проект с соблюдением всех правил игры.

Я очень благодарен Александре за стойкость, целеустремленность, работоспособность и легкость, с которой она реализовала задуманное нами. Уже в начале её работы над дипломом я понял, что из него получится отличное учебное пособие, полезный дайджест для всех, кому интересны типологии.

И вот — мы его здесь публикуем. Наши материалы абсолютно не исчерпывают тему. Возможно, в дальнейшем журнал "Типологии" будет пополняться новыми статьями. Уже в ходе обсуждения на защите стало ясно, что было бы здорово дополнить эту работу хотя бы кратким экскурсом на смежную территорию — современного искусства, концептуализма, где этот формат давно освоен, естественен и весьма успешен.
У большого количества коллег, причисляющих себя к «умеющим снимать», работы в формате типологии рождают мощнейший комплекс неполноценности и обойденности вниманием. 
У многих коллег, причисляющих себя к «умеющим снимать», успех проектов-типологий рождают мощнейший комплекс неполноценности, обойдённости вниманием
Знаменитая работа Б. и Х. Бехер «Типология водонапорных башен» (1972).
«Это какие-то разводки» — говорят они. Раз ты снимаешь типологию, ты просто не умеешь снимать хорошо — так кажется им, «умелым». И если такие проекты имеют публикации, выставки, траффик в сети, награды главных конкурсов мира — то это какой-то коварный заговор, приманка для лохов, спекуляция, дым без огня, возмутительный и обидный.

Я сейчас думаю иначе.
Джеймс Рейнольдс (James Reynolds), проект «Последние ужины» («Last Suppers», 2009) воссоздал последние заказы приговоренных к смертной казни в американских тюрьмах.
Я вполне сложившийся и давний адепт классического профессионального фоторепортажа. Надеюсь, это помнят все, кто видел публикации на моих площадках (Фотополигон, "Люди в дороге", Front.Photo и Les.Media) за прошедшие 10 лет. Я всегда ценил и старался представить публике работы талантливых фотожурналистов, хорошие "настоящие" репортажные фотографии.

И при этом хорошие проекты-типологии вызывали у меня не зависть или возмущение, а интерес и улыбку. Некоторым я мысленно аплодировал — за остроумие, глубину, сдержанную мощь авторского высказывания. Минимум внешних средств — это ведь интересно, как любое творческое самоограничение! Трудно не увидеть, как в этих проектах работает сама документальная природа фотографии. И плюс к ней — авторская мысль, вопрос, обращение к зрителю.
Некоторым типологиям хочется мысленно поаплодировать — за остроумие, глубину, сдержанную мощь авторского высказывания
Оксана Данилова, работа "Следы мужчин".
Давайте подумаем вот о чем: любая фотоистория — снятая классическим или типологическим способом — имеет общее ключевое отличие от книги, фильма, песни. Это не непрерывный и линейный рассказ. Фотография — дискретная вещь. Любой фотопроект — это тщательно отобранный автором набор осколков, из которых зритель должен дособрать целое — в своем воображении. 

Это действительно так, идет ли речь о классическом «Сельском докторе» Юджина Смита или эпатажном проекте «Следы мужчин» Оксаны Даниловой. Нам, зрителям, нужно самим заполнить пустоты между кадрами. И нам это нравится, если автор дает яркий повод и достаточно пищи нашим чувственному восприятию, опыту и воображению. В этом классический репортаж и типология — абсолютно равны. Вопрос в том, даст ли себе зритель труд включить свои чувства, опыт и воображение. Или останется безучастным. И это его личный законный выбор.

В случае типологического подхода зритель порой получает уникальную возможность заглянуть туда, куда классический фотожурналист получить доступа не сможет никогда: в  тюрьму НКВД 37-го года, в город, занятый движением Талибан, в камеру смертников в США. Иногда для этого нужно снять реконструкцию (как в "Последних ужинах" выше). Иногда — просто собрать фотографии, сделанные и выброшенные когда-то кем-то другим.
Последние прижизненные фотографии людей за несколько дней до расстрела, сделанные сотрудниками НКВД. Фотографии вошли в одну из частей альбома польского фотографа Томаша Кизны «Большой террор в СССР. 1937 – 1938».
Источник: http://corporatelie.livejournal.com/43707.html
Собранные Томасом Дворжаком (Magnum Agency) в Кандагаре (Афганистан), фотографии бойцов движения "Талибан", сделанные в местном фотоателье., Все фотографии сделаны не позднее начала ноября 2001 года.  Позднее изданы им в виде альбома "TALIBAN".
Источники:
http://www.lookatme.ru/flow/posts/photo-radar/63581-taliban-retushirovannaya-krasota-smerti
https://www.amazon.com/Taliban-Jon-Lee-Anderson/dp/0954264851?ie=UTF8&s=books&qid=1190921814&sr=8-1
И, конечно, современные проекты-типологии заведомо вовсе не являются попыткой «научного исследования», при внешнем обманчивом (для недалеких зрителей и неопытных авторов) сходстве. Здесь нет ничего кроме авторского высказывания и/или предложения зрителю — подумать, представить и почувствовать нечто вместе с автором и его героями.

Как прямо указано для многочисленных заблуждающихся на этот счет в тексте диплома уважаемой Александры Анисимовой: Цель типологии  побудить зрителя к размышлению о сходствах и различиях между изображёнными объектами/субъектами.
Современные проекты-типологии заведомо, априори, категорически не являются попыткой какого-либо «научного исследования»
Итак, на этой площадке мы представляем вам материалы диплома Александры Анисимовой, успешно защищенного в декабре 2017-го. Мы публикуем его с небольшими изменениями по частям — тематическим главам, для удобства читателей. Надеемся, что кому-то это будет интересно и полезно.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...