Наверх
Из портфолио

«Крокодиловых» дел мастер

История о том как телеведущий стал творцом из подвала
15.03.2018
4 года назад известный в Липецке телерадиоведущий Олег Родивилов заболел. Он разгребал старый хлам на чердаке и нашел велосипед. Почистил его, отремонтировал и… не смог остановиться. Теперь у него дома бесконечный конвейер самых разных шоссейников и «крокодилов».
– Велосипед – это идеальный вид хобби, – рассказывает Олег. – Здесь же практически все: хочется спорта – я сажусь и просто 8 часов кручу педали по прямой, есть желание что-то поисследовать – это, соответственно, другой маршрут, лень ездить – можно идти в подвал и собирать велосипеды, надоело что-то руками делать – сажусь искать детали в интернете или иду лазить по помойкам.

Да-да, про помойки Олег не шутит. Свою детскую мечту – велосипед «Орленок» – он нашел именно там. Это оказалась модель 1979 года с маркировкой «Олимпиада-80» – довольно редкий экземпляр. Часто Олег ездит по скупкам металлолома и забирает велосипеды оттуда.

– Там ведь можно найти абсолютно все, что из железа сделано. Я не очень люблю заказывать в интернете, мне нравится поиск. Любой дурак может купить за деньги, это скучно. Да и когда я приезжаю на скупку, просто не могу пройти мимо велосипеда, который лежит и умирает. Прямо жалко. А я многим велосипедам вторую жизнь даю. Вот есть велосипеды типа «Десна» или «Аист» на небольших колесах. Я таких нашел и собрал, наверное, штук шесть и отдал детям в деревню. Однажды я подарил одной девочке велосипед, а стала кататься мама ее. Придется теперь девочке еще один собрать.
Сегодня у Олега есть два «Спутника», два «Туриста», старт-шоссе, редкий и дорогой итальянец «Bianchi», пара «крокодилов»…
– «Крокодилы» – это велосипеды, которые сам собираешь. У меня есть один любимый, я его каждый год перекрашиваю, переделываю. Проехал на нем уже, наверное, около 8000 километров. Он мой конь боевой. У него рама шоссейника 1984 года (велосипед для скоростной езды по дорогам с хорошим асфальтовым покрытием – прим.), а все остальное я поменял. Вложил в него где-то 40000 рублей. Но это уже фанатизм. Он чуть скрипеть начал, я его полностью разбираю. У меня там все как на самых крутых современных велосипедах: втулка – так самая крутая, если какой рычажок – то дороже сложно уже найти.

Однажды Олег нашел на чердаке велосипед. Он отправил его Владу Карганову, человеку, у которого самая большая коллекция велосипедов в России, и он написал, что такой экземпляр видел только один раз и то на картинке. Сегодня этот велосипед стоит на выставке в одном из московских музеев.  
У Олега есть своя мастерская, из-за которой родные частенько на него ругаются – он основательно захламил отцовский подвал.

–Там иногда скапливается до 50 велосипедов. Но это условная цифра - большинство великов в разобранном состоянии: тут груда колес, там куча рулей, здесь – багажники… Так получается, потому что иногда найдешь старую раму, а современные детали к ней не подходят. Например, мой любимый «крокодил». На нем стоят крутые американские тормоза. Но они туда не подходят, потому что у него вилка длиннее, чем на современных велосипедах. И нужно было как-то решить эту проблему: либо удлинять или укорачивать вилку, либо подставку делать… Я две недели собирал каждый вариант, тестировал, то болт огромный вкрутил – нарастил шток вилки, то пытался вилку срезать, то у самих тормозов лапки удлинял… Собирать велосипеды – это своего рода творчество. Ты своими руками все это делаешь, думаешь, а не просто прикрутил и поехал. 
Олег собирает велосипеды не только для себя, но и для семьи: у его жены и 5-летней дочки уже есть свой транспорт.
– Я жду, когда Варя вырастет, чтобы с ней кататься. Она в четыре года уже гоняла на велике и довольно быстро – я бегом не мог догнать. Я уже приобрел парочку велосипедов для нее. И жене я собрал уже один, но для нее есть еще один, правда он пока не доделан – это индийский велик «Hero».

Если Олег едет куда-то отдыхать, он берет с собой велосипед. Когда он летал в Турцию, каждый день он брал в отеле велосипед и проезжал по 30-50 километров.

– Я всегда катался на одном и том же велосипеде, а он в таком хламном состоянии был! Я нашел себе пассатижи какие-то и начал его чинить. На третий день довел его до приличного состояния, настроил его идеально под меня и даже смазал. В Турции мне очень нравилось по горам гонять. Там был подъем длиной в 7 километров. Я думал умру, но это было здорово. В Сочи я тоже много всего объездил. 
Летом Олег выезжает из дома на «железном коне» каждый день. Зимой погода иногда не позволяет, но 2-3 раза в неделю – железное правило. В прошлом году он начал велосезон 23 февраля, а закончил его 6 декабря. Но больше всего ему нравится ездить на велосипеде на большие расстояния.

– Когда едешь куда-нибудь на 200 километров, собственную философию придумываешь. Например, в горку очень тяжело педали крутить, но это же применимо и к нашей жизни – когда тебе тяжело, ты идешь в гору, а если тебе легко - ты с горы катишься вниз. Такая вот велосипедная философия. Кстати, этим летом я хотел 200 километров проехать. Максимум я проезжал 180 за раз и никак не могу дойти до двухсот. Это какое-то проклятие. Я разработал себе маршрут, ровно 200 километров: из Липецка в Грязи, из Грязей по деревням до Усмани и из Усмани обратно. Я поехал, и у меня сломался велик в селе Грачевка Усманского района. Это ровно 100 километров! То есть мне и обратно и прямо одинаково ехать. Обидно было. Еще мне очень нравится дорога из Липецка до Боринского, потом свернуть на хутора, а оттуда в Частую дубраву и обратно в Липецк. Получается где-то 85 километров. Там крутая дорога, потрясающие виды…

Олег любит исследовать новые маршруты. Иногда он просто садится на велосипед и едет, куда глаза глядят. Этим летом он доехал до психоневрологической больницы в селе Плеханово.

– Там так тихо и спокойно, люди ходят, улыбаются, – смеется Олег. – Там потрясающий парк. На самом деле очень интересно по разным деревням ездить, смотреть церкви, открывать для себя какие-то места. Тем более, что я обычно катаюсь один, я спортивный интроверт. Ведь нужно говорить с человеком, а от этого дыхание сбивается. И я быстро езжу, люди от меня постоянно отстают, приходится их ждать, и это напрягает. Я просто езжу быстро. У меня есть определенный ритм, который меня устраивает.
Олег не только собирает велосипеды и ездит на них. Он еще много читает, и уже накопил достаточно знаний, чтобы консультировать людей в этой области и помогать купить хорошего «коня».

– Велосипеды на самом деле – это очень интересно. Есть, например, легендарные экземпляры – ЗИЧ-1. Он считается самым красивым велосипедом СССР. Я его увидел недавно в музее в Москве, а до этого думал, что их не существует. В интернете гуляет всего 5 фотографий, и то, если присмотреться, это все один и тот же велосипед. Или есть еще велосипеды «Москва-80», их всего выпущено было 150 штук, и я не знаю, остались ли они вообще. Но тогда это были лучшие велосипеды в мире. Я находил велосипед 50-х годов, но он рассыпался у меня на руках. Да вообще все велосипеды советские, выпущенные до 1989 года могли легко соревноваться и с итальянцами, и с французами, и с американцами. Мне очень нравятся модели 83-85 годов. Но сегодня люди наоборот думают, что чем больше разных наворотов на велосипеде, тем он круче. Но ведь они все равно обычно ничего не переключают, просто настраивают один раз и катаются. Зачем нужен, например, горный велосипед, который предназначен только для спуска с горы? Люди думают, что лишние амортизаторы берегут их суставы, но это не так. Чтобы сберечь локти, колени нужно просто правильно ездить.
Олег – очень аккуратный ездок. В аварии он не попадал ни разу.

– Бывают, конечно, дурацкие моменты, когда тормоза отказывают. У меня было несколько раз на Театральной площади, когда с Советской спускался. Пытаюсь тормозить, и ничего не происходит. Приходилось просто рулить в кусты и падать туда. Но я всегда езжу в шлеме с кучей всякой защиты. Голова ведь одна. Есть статистика, что большой процент велосипедистов гибнут от того, что из-под машины камешек выскочил и голову пробил как пуля. Так что я серьезно отношусь к безопасности. У меня много спецодежды. Это обязательно, когда ездишь далеко. Через 40 километров ты начинаешь ощущать, что на тебе рюкзак, через 60 – начинаешь чувствовать часы, они мешают, кажутся тяжелыми… Поэтому в поездку обязательно надеваю шлем, специальную майку, обувь и даже трусы с носками.
За 4 года через руки Олега прошел уже далеко не один десяток велосипедов. Он научился их ремонтировать, отличать ценные экземпляры от металлолома и проезжать на них почти 200 километров. Но велосипед для него – это не просто транспорт. Некоторые экземпляры для него очень дороги.

– Есть какие-то велосипеды, к которым у меня эмоциональная привязка: например, велосипед, на котором я научился кататься. Это был «Школьник» с вечно прокручивающимися педалями. Я его нашел пару лет назад, восстановил. Еще хочу найти велосипед, который у меня украли в детстве на пляже на Тракторном. Это была крутая папина «Украина» 1986 года с двумя багажниками. Обязательно найду такой и восстановлю. Но я понимаю, что все велосипеды я в своем подвале не соберу, поэтому что-то приходится отдавать, что-то удается продать. Иногда думаю, что мне это надоест, пойду куплю себе дороженный велик на века и буду кататься. Но с некоторыми велосипедами, наверное, не смогу расстаться никогда.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...