Наверх
Герои

Боль за соседней дверью

Как осознание чужого горя и готовность помочь позволяют найти себя 
17.02.2017
Смысл жизни ищут все, но находят единицы. Павел Никифоров — один из таких людей. Он отказался от прибыльной работы и карьерного роста в родном городе и переехал в Санкт-Петербург, где стал волонтером в благотворительной организации. Сейчас он заботится о детях и взрослых с множественными нарушениями развития, и признаётся, что наконец-то нашёл своё предназначение.
I. БЕЗ СОМНЕНИЙ
Павел Никифоров со своим подопечным инвалидом-колясочником Богданом.
— Как-то я всерьез начал задаваться вопросами: Что я делаю на этой планете? Чем занимаюсь? Мне всегда хотелось посвятить себя чему-то настоящему, но я долго не мог найти подходящего варианта, — рассказывает про начало своего волонтерского пути Павел. 

На организацию «Перспективы» он обратил внимание после того, как знакомый мамы попросил его поискать для своего сына, страдающего церебральным параличом (ДЦП), какие-то варианты социальной поддержки. 

— Я начал лазить по интернету и обнаружил, что в нашей стране крайне мало центров помощи людям с ограниченными возможностями. А ведь раньше я даже не задумывался над тем, насколько плохо у нас в России обстоят дела в сфере социальной поддержки инвалидов. Ни в нашем городе Орске, ни в областном центре в Оренбурге я не нашел ни одной подобной организации. Но зато вышел на «Перспективы» в Питере. 

— И сразу решил попробовать там поработать? 

— Сначала я не искал проекта, связанного именно с людьми с нарушениями в развитии, рассматривал все: хосписы, детские дома. Но потом я познакомился с волонтерами из «Перспектив» в летнем лагере в Ленобласти, который эта организация устраивает. Там подробнее узнал про их деятельность и решил принять участие в проекте «Добровольный социальный год». 

— Неужели у тебя даже сомнений не было? Все-таки перебираться в чужой город сложно, да и работу ты избрал не самую легкую во всех смыслах. Разве дома тебе было так плохо? 

— В Оренбуржье я получил высшее экономическое образование. Успел поработать в банке, а еще в IT-компании. Но потом понял, что во многих сферах деятельности могут справиться и без меня. Здесь я нужнее. У меня есть такие качества, которые могут пригодиться в деле помощи нуждающимся. К тому же, по духу я экспериментатор и сомнений у меня не было.
«Перспективы» — благотворительная организация, основанная в Санкт-Петербурге в 1996 году. 

В первые годы своего существования сотрудничала с Домом-интернатом для детей с отклонениями в умственном развитии №4 города Павловска и Психоневрологическим интернатом №3 города Петергофа. 


Сейчас это самая крупная в России организация, занимающаяся уходом за людьми с множественными нарушениями развития разных возрастов. 

Гостевой дом
— специально обустроенная под нужды инвалидов квартира в центре Петербурга, некогда принадлежавшая основательнице «Перспектив» немецкой баронессе Маргарет фон дер Борх. Здесь люди с ограниченными возможностями под присмотром волонтёров проводят время днём и ночуют в те моменты, когда о них не могут позаботиться родственники. 


Кухня гостевого дома центра «Перспективы»


Центр дневного пребывания — оснащен спортивным залом для адаптивной физкультуры, а также здесь есть несколько отдельных кабинетов-мастерских, где проводятся занятия по домоводству, мыловарению и другим направлениям.

Любой может стать волонтером программы «Перспектив» — «Добровольный социальный год» и посвящать свое время заботе о подопечных организации. Среди объектов, на которых работают участники программы два места: Гостевой дом и Центр дневной трудовой занятости для молодых людей с множественными нарушениями развития (Центр дневного пребывания).

Добровольный год Павла начался в первые дни осени, как только он перебрался в Санкт-Петербург и поселился там в квартире с волонтерами из Германии.

Программа предусматривает полную занятость: всю неделю, кроме выходных, добровольцы каждый день проводят по 7–8 часов с подопечными в Гостевом доме или в Центре дневного пребывания. Присматривают за воспитанниками, проводят уроки лечебной физкультуры, художественные мастер-классы. Каждый из волонтеров закреплён на каком-то одном объекте, Павел работает в Центре. 

— Оказавшись здесь, рядом с другими волонтерами и людьми с ограниченными возможностями, я впервые в жизни почувствовал себя на своём месте. Это и было тем настоящим, что я так давно искал. Мне нравится чувство умиротворения, которое у меня здесь появилось, — признается Никифоров. — Я стал еще более толерантным: постоянно ставлю себя то на место наших воспитанников, то на место их родителей. Хотелось бы такую терпимость и способность понимать других привить нашему обществу. И ещё, я заметил, что начал больше ценить простые вещи, такие как знакомство с новым человеком, прогулка, посещение театра или концерта. Для нас это кажется обыденностью, но для наших ребят, подопечных это очень важно.
II. ВНУТРЕННИЙ МИР
— Моя деятельность вышла на первый план в жизни, сейчас это больше, чем работа. Это семья. Прихожу сюда, как домой, — Павел приглашает меня на порог Центра дневного пребывания. — Я больше не жду окончания рабочего дня, чтобы вечером заняться тем, что действительно интересно, как это было раньше. Легко могу и выходной день посвятить нашим ребятам. Недавно, например, с моим подопечным Богданом ходили на концерт группы «Алиса», до этого брал его на вечеринку в честь Хеллоуина. В ближайшее время хочу Богдана к его другу в Пушкин свозить. Рассказываю об этом всем своим знакомым, дабы побудить кого-нибудь еще к подобной инициативе. 

— И как, удается? 

— Как сказать. Недавно обсуждали с коллегой, почему кто-то тратит на это свое свободное время, а кто-то нет, и пришли к выводу, что у нас просто нет личной жизни, — смеётся Паша. 

— Но у тебя все же есть свободное время? Чем в эти моменты занимаешься? 

— После работы обычно собираемся волонтерской компанией, общаемся. Недавно осознал, что не знаю ни единой души за пределами «Перспектив», только с коллегами и общаюсь. Не сказал бы, что это сильно плохо, но куча разговоров о работе. А вообще, из увлечений могу выделить философию и путешествия. Люблю кататься туда-сюда, да мир познавать. В ближайшее время надо бы до Эстонии и Финляндии доехать, раз в Питере оказался. 

— А средства на существование откуда берешь? За волонтёрскую работу, насколько я понимаю, зарплату не платят. 

 — Каждый доброволец, и я в том числе, получают материальную компенсацию в размере 11000 рублей в месяц, из которых 3000 идут на оплату жилья. 

— Сама организация «Перспективы» какую-то государственную поддержку получает? 

— К сожалению, нет. «Перспективы» живут за счет спонсорских средств. Существуют проблемы с инвентарем — не все осознают, что его нужно регулярно обновлять, ведь когда ребенок вырастает из своей инвалидной коляски, ему нужна новая. Однако нехватка денег — это лишь внешняя сторона вопроса. Меня больше волнует внутренняя — большинство людей живет и не задумывается о том, что инвалидов много, и в нашей стране нет инфраструктуры для их нормального существования. Мало кто думает, что по-настоящему нуждающиеся люди — это реальность, которая может быть совсем рядом, например, за дверью наших соседей.

— Большинство людей живет и не задумывается о том, что инвалидов много, и в нашей стране нет инфраструктуры для их нормального существования. Мало кто думает, что по-настоящему нуждающиеся люди  это реальность
III. ОСОЗНАННАЯ ЖИЗНЬ
По мнению Паши, волонтерская работа с инвалидами как ни что другое помогает воспитать в себе ответственность за других людей и способность их понимать в любой ситуации. 
Мы с Павлом отправляемся на утренний круг — так тут называется планерка волонтеров и воспитанников, где они обсуждают распорядок дня: кто из сотрудников с кем завтракает, обедает и проводит занятия. Дальше подопечные моют руки и готовятся к приему пищи. Некоторые из них не любят есть в большой компании, поэтому им накрывают на стол в отдельных комнатах Центра дневного пребывания и следят, чтобы никто не помешал.

Во время завтрака, приглядывая за своими подопечным, педагоги и волонтеры обсуждают проект «Антон тут рядом» — ещё одну благотворительную организацию, первый в России центр творчества, обучения и социальной абилитации для взрослых людей с аутизмом, делятся историями из своей жизни.

Завтрак подходит к концу. Одна их воспитанников — девушка Мария помогает складывать грязную посуду в мойку. Еще один подопечный — Кирилл ползёт на кухню на четвереньках и протягивает Маше свои тарелку с ложкой. 
Репетиция новогоднего спектакля в Центре дневного пребывания.
После того, как постояльцы «Перспектив» и волонтеры быстро и слаженно наводят порядок, начинается репетиция новогоднего спектакля по мотивам фантастического романа британского писателя Дугласа Адамса «Автостопом по галактике». Идет прогон одной сцены спектакля, ребята, которые в ней не задействованы чувствуют нехватку внимания: подходят к волонтерам, педагогам, ко мне — обнимают, улыбаются, тянут за руки, приглашая потанцевать. Воспитанник Кирилл поет песню «Кукушка» группы «Кино». Такого волнующего исполнения этой песни я не слышала ни разу.
— Паша, ты планировал свое будущее, что будет после окончания твоего волонтерского года? Кажется, я начала понимать, почему тебе здесь так тепло и спокойно, как без этого быть дальше? — решаюсь спросить во время перерыва в репетиции.

— Собираюсь через Европейскую волонтерскую службу (EVS) выбрать такую же годовую программу за рубежом. Хочу посмотреть, в каком там положении люди с множественными нарушениями развития. Знаю, что европейцы отличаются большей толерантностью, не отворачиваются на улицах и уж точно ниоткуда не прогоняют. Мне вспоминается тот ужасный случай, когда сестру-инвалида Натальи Водяновой в очень грубой форме выгнали из кафе. Когда вернусь в Россию, вполне вероятно, что так и останусь в социальной сфере, я ведь долго к этому шел.

— Помнишь, ты говорил про качества, которые нужны для такой работы и которые, по твоему мнению, есть у тебя. Что это за качества?

— Думаю, доброго сердца вполне достаточно. Нигде ведь не учат на волонтеров. Просто нужно жить осознанно. И carpe diem!

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...