Наверх
Фотопроекты

Платок — дело тонкое

Мастера уходящей эпохи
27.12.2017
Пуховый платок  гордость и визитная карточка оренбургского края, но далеко не все знают, в чем его уникальность. Настоящий оренбургский платок вяжется из пуха определенной породы коз и только вручную: нить из него настолько тонкая, что не подходит для машинной вязки. В результате платок получается невесомым и легко проходит через обручальное кольцо. 
Промысел зародился в Оренбургской области более 250 лет назад. В 120 км от города, в селе Желтом — столице пуховязания  и сейчас живут и передают из поколения в поколение свое ремесло известные мастерицы.
Миннур Гизятовна Ишмухаметова — мастер-художник высшего класса. Она родилась в те времена, когда вязанием занимались все женщины края, а девочек приучали к этому с самых ранних лет. 
Когда меня вязать научили, мне было 4 годика. Я не помню, как спицы училась держать, как петли перебирать. Помню, когда уже вязала с узорами.
Как в первый класс идти, я изготовила  7 паутинок, простенькие, конечно.      Мама их продала и купила мне фабричную форму. Тогда в селе форму сами шили из чего придется, а у меня единственной была настоящая школьная форма.
После учебы работала секретарем и зав. складом в колхозе, воспитала пятерых детей, но с вязанием никогда не расставалась. Свои изделия сдавала в Жёлтинскую артель.
Чтобы платок получился легким и мягким, Миннур Гизятовна соблюдает технологию, которая не меняется на протяжении веков. Сначала подготовить пух, отделить его от шерсти, потом прочесать через гребень для большей эластичности — все вручную. Считается, что пух оренбургской породы коз — самый тонкий в мире. Поэтому платки из него невесомые и особенно мягкие. 
  
Видимо, наш климат суровый, наши степи и способствуют созданию вот такого пуха уникального.
Особый вид коз разводят только здесь. Попытки французов в XIX веке вывезти породу из Поволжья не увенчались успехом. Во Франции пух оренбургских коз терял свои уникальные свойства и становился обычным.
Наш пух сразу чувствуется. Он не идет ни под прялку, ни под машинку. Пальцы сами уже регулируют толщину пряжи.
У Миннур Гизятовны особенное отношение к построению композиции платка, дополнению её надписями и изображениями. Помимо «рядовых» ажурных платков, она создает и единичные изделия, вывязывая целые картины. Первый тематический платок был связан в 1995 году и посвящен Дню Победы. Сегодня у Миннур Гизятовны уже целая коллекция паутинок к праздничным датам и юбилейным событиям. Для сложных рисунков делается расчет, и времени на изготовление требуется от трех месяцев до года.

На 70-летие Миннур Гизятовны, в феврале 2016 года, прошла ее персональная выставка в Оренбургском музее изобразительных искусств. Музей признает художественную ценность работ, обещает со временем выкупить выставочные образцы, но пока не имеет финансовой возможности.
Вот я их слушаю и храню столько       времени, никому не продаю, а у музея все нет денег.
Единственно, чем музей помогает мастерице — берет на реализацию в свой магазин ее «рядовые» платки. Здесь они продаются, но гораздо хуже, чем на рынках или в специализированных магазинах «Фабрики пуховых платков».
  Есть рынки и в Оренбурге, но там настоящих платков нет, качество не то. И фабрика оренбургских платков процветает, а работает с азиатским пухом, не с нашим.
Никакой материальной поддержки своего творчества и сохранения традиций оренбургского края Миннур Гизятовна не получает. Жить приходится на пенсию и своим хозяйством.
На фабрике используют менее привередливое сырье, да и сам процесс изготовления упрощен и механизирован. Это, конечно, снижает стоимость, но отражается на качестве: платок грубее на ощупь и больше весит. Однако заметно это только в сравнении, и неискушенные покупатели активно приобретают именно фабричные изделия. Самое парадоксальное при этом, что уникальные платки ручной работы стоят фактически столько же. Но массовая реклама и малочисленность истинных знатоков пуховязания делают свое дело. Промысел же потомственных мастериц, которые знают и соблюдают технологию, но не имеют своего сбыта, постепенно утрачивается.
У меня и дочки вяжут, и внучки, и сноха. Хочется, чтобы преемники были, чтобы наш промысел не угас.
Связаться с Миннур Гизятовной можно по телефону +7 (987) 840-68-28.
Мастерская документальной фотографии УЦ «Петербургский фотограф».
Курс Бориса Тополянского

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...