Наверх
Репортажи

В Донбассе опять война

Жители Донецка, Горловки и Авдеевки вновь заложники артиллерийских обстрелов
02.02.2017
Разгар дня. Полупустая маршрутка несется в центр города. «Лен, вроде надо, я читал. Шмотки подгреби в шкафу, какие не носим. Я домой вернусь – отвезу. Детское посмотри что-нибудь», - говорит в телефон мужчина средних лет, понизив голос. 
Где-нибудь, возможно, подобное удивляет, но в Донецке, делиться с нуждающимися – обычное дело. Люди понимают, что от снаряда, который мгновенно лишит крыши над головой и всего нажитого, не застрахован никто. Сегодня поделишься ты, а завтра, в случае чего, поделятся с тобой.

Температура воздуха падает, в то время, как обстановка продолжает накаляться. Всего за несколько дней, жизнь миллионов дончан, из просто тяжелой, превратилась в почти невыносимую. Грохот ствольной артиллерии, заглушающий рычание крупнокалиберных пулеметов, не стихает уже которые сутки подряд. Центр и окраины слились в единую зону поражения, где больше не отыскать безопасных закутков. Тем временем, дончане стараются не терять присутствия духа, ища утешения в рутине повседневности.

Согласно официальной версии, градус противостояния на Авдеевском участке линии фронта, резко подскочил утром 29-го января, однако же, предпосылки «размораживания» конфликта, наблюдались еще за три дня до этого. Когда, после давно ставших рутинными, минометных перестрелок, тянувшихся с утра до вечера, жители Донецка и ближайших населенных пунктов услышали подзабытый, но такой знакомый «шелест» реактивной артиллерии. «Полный пакет! Все сорок прогудели!», - писали тогда бывалые горожане в социальных сетях. 
Уже тогда, в ночь с четверга на пятницу, зазвучали предположения, что полномасштабная война, несмотря на переговорные баталии в белорусской столице и клятвенные обещания политиков соблюдать условия «Минских соглашений», начнется в самое ближайшее время. Человеку, далекому от донбасских реалий, это может показаться странным, но стрелковое оружие, минометы и гаубицы – дело привычное. Но уж если «заговорили» установки БМ-21 «ГРАД», то, как говорится, пиши пропало.

Впрочем, следующие два дня выдались относительно тихими. Мороз, солнце и глухие минометные удары на фоне городской жизни – обыкновенные зимние выходные по-донецки. С наступлением темноты, обстановка, уже традиционно, накалялась, однако же, до пресловутого утра воскресенья, на это обращали внимание лишь жители прифронтовых окраин, то и дело сообщавшие, что «бьют чем-то тяжелым».

Около пяти часов утра 29-го января земля задрожала от артиллерийской канонады – вспыхнул бой в Авдеевской промзоне. 
«Вообще, все началось как рядовая локальная стычка, ничем особо не выделяясь из ряда других таких же стычек за последнее время. Этот участок был традиционно напряженным, но поскольку возник принцип и с их стороны, и с нашей, завязался вот такой тугой узел, который мы уже третьи сутки развязываем», - комментирует ситуацию основатель бригады «Восток» Александр Ходаковский, отмечая в также, что провокация ожидалась, но совсем на другом – Дебальцевском направлении.
— Лес.медиа
— les.media
По словам Ходаковского, вина за резкое обострение ситуации на передовой, лежит на плечах официального Киева, нарушившего и без того шаткое перемирие.

«Я вам совершенно откровенно заявляю, что объективно атаку позавчера утром на позиции начали украинские военнослужащие. Мы находились там стационарно и никуда даже не планировали перемещаться, поэтому те заявления, которые делает украинская сторона, о якобы нашем ползучем наступлении и прочем — это откровенные выдумки и попытки как-то облагородить свои действия, которые явно пахнут нарушением любых договоренностей», - подчеркивает основатель бригады «Восток».

Параллельно с обстрелами, одно за другим, стали появляться сообщения о пострадавших. Новости о повреждениях инфраструктуры и жилых домов, на этом фоне, уже казались глубоко вторичными. Так, 29-го января, в результате обстрелов, получили ранения двое жителей Авдеевки и один дончанин. Разумеется, доставалось и военным, но в условиях информационной войны, данные о потерях личного состава с обеих сторон, едва ли можно считать достоверными.
Смерти гражданских начались уже 
на следующий день.  
Артиллерия ударила по больнице №5, что в городе Макеевка, а также на расположенную там же поблизости школу № 32. Двое погибших и еще двое раненых среди сотрудников медицинского учреждения. Педагоги были вынуждены прервать занятия и эвакуировать учеников в подвал.
Примерно в это же время, по городу поползли слухи о выводе из строя Донецкой фильтрационной станции. Дончане, привычные к отключениям водоснабжения, стали оперативно распространять информацию всеми доступными способами. «Граждане ДНР, в результате обстрела пострадала наша ДФС. Вы знаете, что нужно делать», - писал народ в социальных сетях, призывая сограждан запасаться водой.

Через некоторое время в Донецке действительно начались проблемы с водоснабжением. Но, как сообщил мэр города Алексей Кулемзин, ремонтные бригады уже занимаются ремонтом оборудования.

«Знаю, что у нас с вами тяжело с водой. Бригады ремонтников всех необходимых служб работают над устранением аварийных ситуаций. Работают там, где кошмар. Работают для нашего с вами блага. Честь им и хвала! Надежда есть!!! Дай всем нам Бог терпения и мира!!!», - написал чиновник в своем блоге на «Facebook».

Досталось и Авдеевке, расположенной по ту сторону линии разграничения. Появились сообщения, что город остается без воды, электричества и теплоснабжения. Градообразующее предприятие – Авдеевский коксохимический завод, в виду усугубления обстановки на передовой, было вынуждено приостановить работу.

«Самое абсурдное в этой ситуации с Авдеевкой что из нее лупят по Макеевке и из этой самой Макеевки получают газ для города», - очень верно подмечает донецкий блогер Андрей Дуденко.
— Лес.медиа
— les.media
К слову, новость о том, что соседняя Авдеевка, находящаяся под контролем украинской стороны, в буквальном смысле замерзает, наделала в Донецке много шума. Соседская беда взволновала дончан едва ли не сильнее, чем мины и снаряды, падающие на жилые районы.

«Бедные люди. У нас хоть электричество есть. Авдеевка, держитесь!», - стали писать жители обстреливаемых Донецка и Макеевки в социальных сетях, возмущаясь стремлением политиков попиариться на чужом горе, и нежеланием решать проблему.
Тем временем, представители конфликтующих сторон традиционно обвиняют в происходящем друг друга. Украинская сторона, в частности, заявляла, что именно войска ДНР нарушили перемирием, атаковав позиции ВСУ. Нечто подобное говорят и в республиканском Минобороны, но с точностью до наоборот.

Был, правда, один нюанс, о котором просто нельзя не упомянуть. Накануне возобновления активных боевых действий, украинская «ТСН» показала репортаж журналиста Андрея Цаплиенко, с «говорящим» названием «Ползучее наступление». Речь в нем шла о том, что украинские войска решили занять «серую зону», которая, по их мнению, должна контролироваться Украиной. Журналист даже не скрывал, что ВСУ активно используют тяжелое вооружение, которого, согласно условиям «Минска-2», быть на передовой просто не должно. 
Уже который день, граждане ДНР, ищущие правды, активно распространяют данный репортаж по социальным сетям, дабы хоть как-то противостоять информационной кампании Минобороны Украины, под лозунгом «мы просто сидели в окопах, а они вдруг напали».

С началом войны, социальные сети стали неотъемлемой частью жизни дончан. Горе легче переживать сообща. Вот люди и потянулись друг к другу. Кроме того, это, по большому счету, единственная возможность сообщить миру о том, что же в действительности происходит на Донбассе.

«Не страшно вам работать?», - интересуюсь у девушки-продавщицы на заправочной станции, заметив, как она вздрагивает всякий раз, как где-то ложится мина.
«Страшно, конечно. Но сидеть дома – это еще страшнее. Как интернет почитаешь, так ни сна, ни отдыха. Да и вы-то на чем ездить будете, если заправки закроются? На честном слове?», - тараторит девушка, пробивая на кассе кофе и пачку сигарет. Разговор ее явно успокаивает.
— Лес.медиа
— les.media
Эскалация конфликта, тем временем, продолжала нарастать. В результате обстрела двести шахтеров шахты им. Засядько оказались заблокированы под землей. Спасательная операция длилась более двадцати часов. К счастью, обошлось без жертв.

Пока сотрудники республиканской МЧС доставали горняков из шахты, в Донецке, очередной обстрел унес еще одну жизнь. Осколком убило женщину. И не где-нибудь, посреди улицы, а в собственной постели.

Сообщения о новых жертвах быстро расползались по Донецку. Война и ее кровавые последствия вновь стали главной темой для обсуждения в общественном транспорте, на рынках и больничных очередях. Ситуация до боли напоминала людям страшное лето 2014-го года, когда люди гибли ежедневно, а понятия «безопасный район» еще даже не существовало.

Как и тогда, дончане вновь сплотились, дабы вместе противостоять этой безумной стихии. По части взаимовыручки, местным жителям просто нет равных. 
«Позвонил один родственник из Горловки. Он услышал, что в Киевском районе Донецка проблемы с водой, отоплением и электричеством. Предложил всем нам приехать к ним, если понадобиться к «благам цивилизации». В эти дни. В Горловку. В голове не укладывается. Кто бы предлагал? Сами живут в одном из опаснейших городов на планете и то, рады чем-то помочь», - поделился дончанин Геннадий Тарадин в своем блоге на «Facebook».
— Лес.медиа
— les.media
И подобных сообщений тысячи. Одни, проживающие в районах, где сравнительно тихо, дают приют семьям с детьми, эвакуировавшимся из прифронтовых районов, другие помогают продуктами, третие возят людей на личном транспорте. В подобных ситуация, важная любая помощь. Даже простое участие и слова поддержки нынче в цене.

Хватает и случаев подлинного гражданского героизма. Так, в Калининском районе Донецка, осколками снаряда прошило автомобиль «скорой» медицинской помощи. В результате чего, пострадали четыре человека, включая медиков. 
«Вот этого человека зовут Владимир, фамилию не назвал. Работает на СТО на улице Элеваторной. Вместе с другими работниками станции техобслуживания под обстрелом оказывал первую помощь раненым, которые были в пострадавшей машине «скорой помощи». 
Вся эта война - какая-то безумная смесь чудовищного цинизма и невероятного самопожертвования. Причем вот, например, этот человек себя героем вообще не считает - ну вытаскивал, ну бинтовал, потом другая скорая приехала и забрала, а что такого. И вот тут я уже как-то не выдержала и расплакалась на его рассказе», - рассказала журналистка Анна Долгарева, приложив к публикации фотографию героя.
— Лес.медиа
— les.media
На данный момент, обстановка в Донецке и других населенных пунктах Донецкой Народной Республики остается достаточно напряженной. При этом, вопреки информации, активно распространяющейся в украинских средствах массовой информации, признаков паники не наблюдается.

Люди продолжаются жить своей жизнью, делая поправку на войну. Рынки и магазины работают даже под обстрелами, городской транспорт, после короткого перерыва, снова функционирует в штатном режиме, коммунальные службы обеспечивают жизнедеятельность городов, оперативно устраняя то и дело возникающие неполадки.

Да, людей на улицах, по очевидным причинам, стало меньше, а в школах, расположенных в прифронтовых районах, отменили занятия, но к подобным ситуациям, все мы давно привыкли. А вот к гибели соотечественников, даже спустя два с лишним года войны, привыкнуть невозможно. Особенно больно осознавать, что жизнь, пусть и прифронтовая, продолжается, но уже без тех, кого мы потеряли за эти несколько кровавых дней. 
«В четырнадцатом году, я хлестала валерьянку чуть не вместо воды, - рассказывает немолодая женщина, сидя в очереди на процедуры, в одном из медицинских учреждений Донецка, ни к кому конкретно не обращаясь, - Как стрельба – я к аптечке. Теперь и ГРАДом не прошибешь. Чи то психика железная стала, чи то не осталось ее совсем. Не понять».
— Лес.медиа
— les.media

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...