Наверх
Герои

Белая Лилия 

"Характер у меня такой - я не останавливаюсь".
Она пережила немецкий плен, голод, страх, неуважение и осталась сильным человеком 
18.03.2018
Лилия Дерябина – смелая пермячка, героиня нашего города. Её постоянно можно увидеть на лекциях для школьников и студентов, она пишет книги, владеет «йоговским дыханием», уверяет, что нужно всегда оставаться сильным и не унывать, она отстаивает свои права и права других людей. Смотря на неё и слушая её, сложно поверить, что Лилии Васильевне 81 год, а детство этой женщины прошло в страшных нацистских лагерях.
Лиля и мама Антонина Алексеевна Дерябина, 
июнь 1941 г.

В 1936 году в обычной советской семье во Владивостоке родился «крепкий здоровый ребенок, веселый и очень подвижный». Когда Лиле было 5 лет, её семья поехала на отдых в Брест - родину отца. Это был июнь 1941. Папу призвали в первые же дни войны. Лиля до сих пор помнит убитую горем беременную мать, у которой на руках осталась маленькая дочь, крепко сжатые губы отца, толпы несчастных вокруг, горе и прощание навсегда, без надежды встретиться вновь. Тогда девочке помогло небо. Она долго лежала на траве и смотрела вверх. Она поняла, что это безмятежное небо – последний кусочек спокойной жизни перед надвигающейся бурей.
«Я приняла войну со всеми её ужасами как данность, в которой приходилось не просто жить, а выживать», - пишет Лилия в своей книге. Смирение пришло после одного зверского случая. Однажды двухлетнюю маленькую девочку, случайно оказавшуюся на дороге, задавили, безжалостно раскромсали гусеницами немецкого танка прямо на глазах у Лили. В тот миг будто холод разлился в душе у героини… Лилечка подошла к дороге, сложила в платочек то, что осталось от девочки и похоронила её.
Я приняла войну со всеми её ужасами как данность, в которой приходилось не просто жить, а выживать
В октябре 1941 года в городе появились карательные отряды. Это были массовые уничтожения всех «неугодных»: евреев, цыган, коммунистов и многих других. Бесценные человеческие жизни обрывались каждый день. Через 2 недели в город вошли немецкие войска.
29 декабря 1941 года на свет появился Эдик – младший брат Лилии. Его появление, как и все детство в дальнейшем было сложным испытанием. Даже пуповину пришлось перерезать зубами. Ещё и шуметь было запрещено. Следующим же утром Антонину Алексеевну, мать Лили, послали на тяжелую работу. Вся ответственность за воспитание малыша легла на плечи пятилетней девочки.
Вскоре небольшую семью Дерябиных вместе с тысячами мирных граждан погнали на поездах или пешком в Польшу, в страшные лагеря, откуда сложно было вернуться. 
Обе вернулись в концлагерь седыми
Приехав в Польшу, Лиля увидела людей в белых халатах. Они отбирали детей у матерей. "Мы не пережили бы разлуки, поэтому мама спрятала Эдика в чемодан, а меня в мешок и, молясь, перенесла через контрольный пункт. Мы чудом остались вместе», - комментирует Лиля. Вскоре они прибыли в сам лагерь для военнопленных на западе Германии в Геттингене, в глубоком немецком тылу. Около 17 000 заключенных лагеря работали на паровозоремонтном заводе. «Жизнь в лагере была невыносима»: голод, работа, вытягивающая из людей последние соки, постоянные проверки и доносы.
Как-то донесли и на семью Дерябиных. В течение двух недель маму Лили пытали в Гестапо, а следом туда отправилась и дочь. Побои на глазах у матери, ужасающие раны, пробитый череп – всё это перенесли женщины, но семья не проговорилась, и это сохранило им жизнь. Обе вернулись в концлагерь седыми…
Антонина Алексеевна не смогла перенести таких издевательств и тяжело заболела. Её отправили в монастырь. Двое детей перебивались чем могли. Эдик сильно болел, Лиля долго страдала от ран. Однако монахини пожалели их. Фрау Анна часто посещала ребят и приносила им еду. Она выходила их и помогла выжить. Мать, к счастью, тоже выздоровела и вернулась к многострадальной семье. Вскоре в лагере сменился начальник, и фрау Анне было запрещено видеться с Дерябиными.
 Брат Эдик, г. Пермь, 1953 г.
Эдик рос умным ребенком. Часто, когда очень сильно хотелось есть, он жалостью выпрашивал еду у надзирателей. Обычно получалось, но однажды удача отвернулась от него. «Папа, дай хлеба», - обратился мальчик к надзирателю. Тот бросил небольшую краюху на пыльную дорогу, растоптал и откинул. Эдик бросился следом, но стоило ему повернуться спиной, как удар тяжелым сапогом по спине заставил мальчика выть от боли. После этого Эдик не говорил несколько месяцев, а когда заговорил, начал заикаться. Это осталось с ним, как напоминание о тех страшных временах, на всю жизнь.
Война была долгой и мучительной, но чувствовался её конец. Русские войска приближались к Германии, заключенные в тайне ликовали. Тогда, чтобы покрыть расходы на еду и запугать заключенных, начали перестраивать бани. Те кто «мылся» в них уже не возвращались в лагерь обратно. Это были массовые уничтожения людей в газовых камерах.
В апреле неожиданно из лагеря сбежали все немцы. Через несколько дней 8 апреля в лагерь вошли люди. Это были не немцы, это были освободители! «Нас наконец-то покормили и обращались с нами как с людьми, хотя мы уже и отвыкли от этого, многие сломались» - признается храбрая женщина. Это был настоящий праздник, такое долгожданное спасение. 
Но на освобождении из лагеря испытания Дерябиных не кончились. В России клеймо изменников преследовало их повсюду. До 1948 года Дерябиных держали в фильтрационных лагерях в Бресте. Их проверяло теперь уже «советское гестапо». Лишь в 1957 году семья смогла жить спокойно. Дерябины переехали в Пермь и обосновались здесь. Лилия поступила на юридический факультет.
Только в 1989 году Лилии Васильевне Дерябиной присвоили статус малолетней узницы немецких лагерей. 
Сейчас Лилия Васильевна занимает пост председателя Союза ветеранов Орджоникидзевского района города Перми. Она устраивает праздники для ветеранов, помогает решить материальные проблемы. Кроме того, в 2014 году о Лилии Васильевне заговорили по всей России. Ей удалось добиться практически невозможного - она выиграла в суде дело о предоставлении материальной помощи как бывшей узнице концлагеря. В марте 2015 года ей выплатили 1,2 миллиона. Этой суммы хватило, чтобы Лилия и её семья переехали в не совсем новую, но свою квартиру. 
Я переживала, что нам, узникам, ничего не дают, и решила это изменить
В 2014 году была напечатана и опубликована её первая книга «Белая лилия, или История девочки в немецком плену», где Лилия Васильевна описала все, что происходило с ней в концлагере. «Как мне было тяжело! Мы даже с мамой об этом никогда не говорили, усиленно старались перестать вспоминать», - комментирует Лилия процесс создания своей книги. Женщина считает своей миссией донести до людей правду о той войне, не дать забыть и повторить ошибки. Сейчас Лилия пишет продолжение. Там будет описываться, как встретила Дерябиных Родина. 
Несмотря на возраст, Лилия не бросает свою миссию – напомнить людям о тех страшных годах своим примером. Её судьба – это страшная история об огромных ошибках человечества, это не только судьба Дерябиных, но судьба многих евреев, цыган, русских, немцев, всех тех, кому не повезло жить в те страшные годы. 

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...