Фото с места
На Севере вообще темнеет рано.
На Севере вообще темнеет рано.
А в зоне - особенно...
Небольшой рассказ о том, в каких условиях содержались, да и сейчас содержатся политзаключённые
15.02.2023
- Публикатор: Часовитин Дмитрий (ddd19)
-
Текст: Дмитрий Часовитин
- Фото: Дмитрий Часовитин
Теперь здесь музей. Пока здесь музей. А когда-то здесь была зона для политзаключённых
Музей-заповедник «Пермь-36» расположен на территории бывшего исправительно-трудового лагеря ВС 389/36 в деревне Кучино Чусовского района Пермского края.
В 1946 году здесь построили деревянные бараки для заключенных колонии № 6 Молотовского отдела исправительно-трудовых лагерей и колоний НКВД.
После смерти Сталина и последовавшей за ней амнистии зона почти опустела. Но ненадолго. Вскоре её стали заполнять осужденными бывшими сотрудниками правоохранительных органов. Вчерашние каратели сами становились зеками. Для содержания таких узников, многие из которых хорошо знали систему лагерной охраны, были построены дополнительные заборы. Позже эти заключенные были переведены в «красную зону» в Нижний Тагил.
Печально известная 58-я статья была отменена в 1961 году, с тех пор глава «Государственные преступления» стала содержать статьи с 64-й по 88-ю. И в 1972 году колония приняла первых политзаключенных, осужденных по этим статьям. Наиболее опасных, по мнению властей, политзаключенных переводили из мордовских лагерей в Пермский край. Именно в это время колония стала ВС 389/36 или «Пермь-36». Рядом располагались еще две аналогичные колонии – Пермь-35 и Пермь-37. Эти три колонии называли «пермский треугольник» и в каждой из них содержались политзаключенные.
Одновременно в лагере содержалось до 250 заключенных, ротация была небольшой из-за длительных сроков заключения. Охраняла лагерь рота солдат с кинологической службой.
В колониях «пермского треугольника» содержались осуждённые по обвинению в «антисоветской агитации и пропаганде» диссиденты: Витольд Абанькин, Вардан Арутюнян, Олесь Бердник, Николай Браун, Владимир Буковский, Олег Воробьёв, Балис Гаяускас, Семён Глузман, Егор Давыдов, Марк Дымшиц, Ростислав Евдокимов, Сергей Ковалёв, Михаил Кукобака, Юрий Литвин (погиб в заключении), Левко Лукьяненко, Валерий Марченко (погиб в заключении), Михаил Мейлах, Василь Овсиенко, Юрий Орлов, Валерий Сендеров, Василь Стус (погиб в заключении), Антанас Терляцкас, Лев Тимофеев, Алексей Тихий, Даниил Шумук, Натан Щаранский, Глеб Якунин и другие политзаключённые. Некоторые заключённые, например, Юрис Бумейстер и Валентин Зосимов, были осуждены по статье «Измена родине».
Теперь они все вместе, на одной доске в бывшем клубе зоны - идеологи красного террора, исполнители, тоже перемолотые режимом, известные и неизвестные жертвы репрессий.
Надо признать, что среди заключенных были не только правозащитники и антисоветчики, здесь содержались и террористы, бывшие полицаи и коллаборационисты. И, как правило, они и занимали «блатные должности», ведь коллаборационист сможет с любой властью договориться.
А так выглядит штрафной изолятор - ШИЗО
Как мы знаем из истории Алексея Навального(признан иноагентом), попасть сюда можно за любую провинность, было бы желание начальства.
На день нары пристёгивались к стене, и заключённый мог сидеть только на бетонном столбике
В 1980 году в структуре Перми-36 была создана секция особого режима для «особо опасных государственных заключенных".
Из трех политических лагерей, располагавшихся в то время в Пермской области, этот участок был самым жестким: заключенных содержали только в камерах за двойными металлическими дверями. Это называется - помещение камерного типа. ПКТ
Гулять заключенных выводили в прогулочные дворики размером 2 на 2 метра, сверху эти дворики были покрыты сеткой из колючей проволоки, так что эти заключенные годами не могли увидеть чистого неба.
Занимались узники изготовлением деталей для утюгов, производимых на Лысьвенском заводе. Не выполняющим норму зекам урезали паёк, дрессируя людей таким образом, заставляя работать за еду. Заключенные на особом режиме носили полосатую робу, такую же, как у узников фашистских лагерей смерти.
Здесь,на особом режиме, отбывал свой второй срок украинский поэт и правозащитник Василь Стус. Интересно, что назначенным адвокатом на его процессе был ставший позже известным политиком Виктор Медведчук, который вместо защиты, по сути, способствовал осуждению Стуса, и на суде Стус от него отказался. Есть версия, что в 1985 году Стус был выдвинут на Нобелевскую премию по литературе, но премию вручают только живым, поэтому Василь внезапно умер в своей камере.
Во время перестройки Горбачёв пообещал Рейгану освободить всех политических заключённых, после этого зеков вынудили написать прошения о помиловании и Пермь-36 закрыли в 1988 году.
Теперь участок особого режима выглядит так.
Первых посетителей музей истории политических репрессий "Пермь-36" принял в 1996 году. В финансировании деятельности музея принимали участие общество "Мемориал"(признанное иностранным агентом и ликвидированное), администрация Пермской области. Большую финасовую поддержку оказал писатель Леонид Юзефович. Было создано АНО "Пермь-36"(призано иноагентом). Проектно-выставочная работа шла с использованием зарубежных грантов.
Теперь в бараках на зоне строгого режима действуют постоянные и временные выставки. Об истории пермских лагерей, о деятелях культуры, прошедших Гулаг
Это послание, вышитое на платке, заключённый пытался передать на волю. Это ему не удалось
Показаны вещественные доказательства
Рассказывается о быте заключённых
В 2014 году государство начало затягивать гайки. В Перми были организованы митинги против музея. Пермские коммунисты вышли с лозунгами: «„Пермь-36“ — плевок в наших ветеранов» и «В „Перми-36“ оплакивают фашистских наймитов и захватчиков». Всерьёз обсуждалась инициатива создать здесь музей боевой славы конвойных войск, в котором бы рассказывалось не о репрессиях, а о славной борьбе со шпионами и врагами народа. Активную деятельность развил политолог Сергей Кургинян, заваливший открытыми письмами против музея краевые власти и администрацию президента. Музей пережил в 2014 году массу проверок, на НТВ вышла заказная программа о деятельности музея. АНО "Пермь-36"(признано иноагентом) всячески вытеснялся из музея. В итоге музей стал государственным. Прежнему руководству, АНО "Пермь-36"(признано иноагентом) был передан акт от Министерства юстиции, где содержалось требование зарегистрироваться в качестве иностранного агента.
С 2005 года ежегодно на территории музея политических репрессий «Пермь-36» проходил международный форум «Пилорама», в рамках которого проводились встречи с известными людьми, кинопоказы, выставки, концерты. На него приезжали тысячи людей, в том числе бывшие узники и правозащитники, включая уполномоченного по правам человека в России Владимира Лукина и Сергея Ковалёва, общественную активистку Евгению Чирикову, Бориса Немцова и многие другие
Арт-объект "Гимн"
С 2012 года краевые власти начали урезать бюджет фестиваля. Но организаторы нашли спонсоров. В следующем году, изучив программу фестиваля, власти велели отказаться от приглашения некоторых заявленных гостей, например Евгения Ройзмана(признан иноагентом) и Глеба Павловского(признан иноагентом). Получив отказ, власти заявили, что не смогут обеспечить безопасность форума. И фестиваль был закрыт.
А музей боевой славы конвойных войск мы, может быть, здесь ещё увидим.
Но, надеюсь, нет.
Комментарии:
Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...